Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2, 3, 4 класс) на тему
Программа разработана с целью проведения занятий внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim.matematika_vneurochka.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
решение педсовета протокол №1
от ____________ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
2-4 класс
Составила
учитель начальных классов
Чекрыжова С.В.
Пояснительная записка
Одним из ключевых направлений развития общего образования в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей. Жизненно необходимо формировать у детей целостное представление о мире, восприятие учебных предметов, особенно математики, не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи их между собой и с жизнью человека. В своём Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации президент России Д. Медведев отметил, что «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Одним из эффективных средств развития учащихся может стать предлагаемый курс «Решай, смекай, отгадывай».
Цель курса – расширить общественно значимые знания ребёнка через развивающие задания и обучение учащихся вариативным способам выполнения арифметических действий, разному подходу к решению логических задач.
Занятия обеспечивают более глубокое изучение математики. На них дети учатся мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам. Всё это – необходимое условие успешного усвоения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших, особенно при изучении математики, физики, химии.
Задачи курса:
• повышение уровня математического развития
•обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике
• углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций
• выявление и развитие математических и творческих способностей учащихся
• пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний
• повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики
Курс «Решай, считай, отгадывай» предполагается реализовать с 2 по 4 класс, отводится 34 часа (одно занятие в неделю).
Занятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов, мог работать с увлечением. Необходимо насыщать занятия привлекательными для детей видами деятельности, оказывать внимание всем детям, при выполнении заданий создавать ситуацию успеха для каждого ученика. Форма подачи материала должна побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Проведение занятий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, позволяет повысить мотивацию к обучению в начальной школе и обеспечить стабильность качества знаний на второй ступени обучения. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения математики школьники могут увидеть «волшебство знакомых чисел»; узнать, что обычные математические понятия достойны изучения и внимания. Содержательные линии программы способствуют формированию гибкости ума и сообразительности. Занятия позволяют выявить детей с высоким интеллектуальным потенциалом, обладающих нестандартным мышлением и способных к рождению новых идей, а также вывести остальных учащихся на более высокий уровень в развитии интеллектуальных и творческих способностей.
Принципы организации деятельности
- занимательность
- научность
- сознательность и активность
- наглядность
- доступность
- связь теории с практикой
- индивидуальный подход к учащимся
Структура занятий
- Организационный момент.
- «Гимнастика ума».
- «Узнаю новое». Раскрытие темы занятия.
- «Учусь думать, считать, отгадывать, мыслить, рассуждать и учу другого».
- Рефлексия занятия.
В данном курсе выделяется несколько содержательных линий:
- Исторические сведения о математике. Включает доступные данному возрасту учащихся элементы истории возникновения и развития математики с целью заинтересовать ребят и показать прогресс в математических познаниях человечества от счёта зарубками и на пальцах до различных операций на калькуляторе и компьютере.
- Числа и операции над ними. Предполагается углубление и расширение знаний учащихся о возможностях и способах быстрого счёта и применения полученного навыка на практике.
- Составление и разгадывание математических ребусов. Цель линии научить учащихся алгоритмам разгадывания и составления ребусов. Это даёт возможность привить интерес к математике, а самим учащимся продемонстрировать свои способности классу, семье.
- Нестандартные и занимательные задачи. Одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика, мышления, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций. Именно умение решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, задачи - сказки способствует развитию творческих математических способностей и логики учащихся.
- Геометрия вокруг нас. Линия направлена на умение выделять форму предметов, развитие плоскостного и пространственного воображения, наглядно - образного мышления. Связь с темой «Величины» позволяет углубить знания на нахождение периметра, площади и объёма фигур.
- Математические развлечения. Математика может быть не только серьёзной наукой, но и стать занимательной в повседневной жизни, во время школьных и семейных праздников, коллективных поездок. Использование этой линии в курсе позволяет детям приобрести навыки показа математических фокусов, задач со спичками в небольших коллективах. Это повышает самооценку ребёнка и усиливает интерес к математике всех окружающих.
Содержание программы
2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
- Исторические сведения о математике (5ч) Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
- Числа и операции над ними (6ч) Нахождение суммы ряда чисел. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией.
- Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Числовые головоломки. Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.
- Нестандартные и занимательные задачи (8ч) Задачи на сообразительность. Табличная логика. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
- Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи, связанные с квадратом. Геометрия и счет.
- Математические развлечения (4ч) Праздник «Числа и знаки арифметических действий», «Конкурс знатоков». Математические загадки и фокусы. Задачи со спичками.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков;
- пословицы, в которых встречаются числа;
- интересные приёмы устного счёта.
Учащиеся должны уметь:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
Содержание программы
3 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
- Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.
- Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.
- Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.
- Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи.
- Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием.
- Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги рекордов Гиннесса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
- простейшие математические софизмы;
- сведения из «Книги рекордов Гиннесса»;
- некоторые секреты математических фокусов.
Учащиеся должны уметь:
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
Содержание программы
4 класс
- часа, 1 час в неделю)
1.Исторические сведения о математике (3ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и операции над ними (6ч) Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3.Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов.
4.Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи.
5.Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
6.Математические развлечения (5ч) Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Требования к результатам обучения учащихся 4класса
Учащиеся должны знать/понимать:
- имена и высказывания великих математиков;
- числа – великаны;
- алгоритмы составления и разгадывания математических ребусов;
- «секреты» некоторых математических фокусов.
Учащиеся должны уметь:
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
Условия эффективной реализации программы
• наличие учебно-методического материала
• наличие наглядных пособий
• использование ИКТ
• компетентность и творческий подход педагога, его непрерывное самообразование
• использование разнообразных видов работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, математические сказки
Способы отслеживания результатов
• наблюдение за детьми в ходе работы
• проведение практических работ
• выполнение творческих работ
• участие в олимпиадах, участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд.
1.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).
2.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.- 128с.
3.Клименко С.Ф. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной деятельности (математика): библиотека учителя начальной школы. - Армавир: АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2008.-48с.
4.Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2003.-190с.
5.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.
6.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Сканер.
Принтер лазерный.
Интерактивная доска
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры.
Электронные игры развивающего характера.
Спортивный инвентарь.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор- ные | Внеауди- торные | ||||
2 класс | |||||
I | История в математике | 5 | 3 | 2 | Изучать истории счета, математических знаков; Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки; Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах; Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы; Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение; Оценивать правильность составления числовой последовательности; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; |
1 | Как люди учились считать | 1 | 1 | ||
2 | Из истории линейки | 1 | 1 | ||
3 | Из истории цифры семь. Числа в пословицах. | 1 | 1 | ||
4 | Открытие нуля. | 1 | 1 | ||
5 | Возникновение математических знаков + и - | 1 | 1 | ||
II | Числа и операции над ними | 5 | 2 | 3 | |
6-7 | Нахождение суммы ряда чисел | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Интересные приемы устного счета | 2 | 2 | ||
10 | Задачи, связанные с нумерацией | 1 | 1 | ||
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | 3 | 2 | |
11-12 | Числовые головоломки | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Математические ребусы | 2 | 1 | 1 | |
15 | Составление простейших математических ребусов | 1 | 1 | ||
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 8 | 4 | 4 | |
16-17 | Задачи на сообразительность | 2 | 2 | ||
18-19 | Табличная логика | 2 | 2 | ||
20-21 | Задачи-шутки | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Комбинаторные задачи | 2 | 1 | 1 | |
V | Геометрия вокруг нас | 5 | 1 | 4 | |
24-25 | Задачи о квадрате | 2 | 1 | 1 | |
26-28 | Геометрия и счет | 3 | 3 | ||
VI | Математические развлечения | 5 | 1 | 4 | |
29 | Праздник чисел | 1 | 1 | ||
30 | Конкурс знатоков | 1 | 1 | ||
31-33 | Математические конкурсы и фокусы | 3 | 3 | ||
34 | Задачи со спичками | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 14 | 20 | ||
3 класс | |||||
I | Исторические сведения о математике | 3 | 2 | 1 | Использование интересных приемов устного счета; Применение приемов, упрощающих сложение и вычитание; Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов; Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач; Нахождение периметра и площади составных фигур Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Изготавливать модели геометрических фигур; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами Классифицировать геометрические фигуры; Работать с информацией; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений |
1 | Нумерация древних римлян. | 1 | 1 | ||
2 | Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика» | 1 | 1 | ||
3 | История одной копейки. Русские счеты. | 1 | 1 | ||
II | Числа и операции над ними | 7 | 3 | 4 | |
4-6 | Интересные приемы устного счета. | 3 | 3 | ||
7-8 | Задачи, связанные с нумерацией. | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание | 2 | 2 | ||
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | 3 | 4 | |
11 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. | 1 | 1 | ||
12-13 | Числовые головоломки | 2 | 2 | ||
14-15 | Разгадывание и составление математических ребусов. | 2 | 1 | 1 | |
16 | Приемы вычислений. | 1 | 1 | ||
17 | Разгадывание магических квадратов | 1 | 1 | ||
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 7 | 4 | 3 | |
18 | Простейшие математические софизмы. | 1 | 1 | ||
19 | Задачи на сообразительность. | 1 | 1 | ||
20 | Задачи-смекалки. | 1 | 1 | ||
21 | Комбинаторные задачи. | 1 | 1 | ||
22 | Задачи-маршруты. | 1 | 1 | ||
23 | Задачи на переливание. | 1 | 1 | ||
24 | Олимпиадные задачи. | 1 | 1 | ||
V | Геометрия вокруг нас | 5 | 3 | 2 | |
25-26 | Периметр и площадь составных фигур. | 2 | 1 | 1 | |
27-29 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | 2 | 1 | |
VI | Математические развлечения | 5 | 1 | 4 | |
30 | Праздник «Удача». | 1 | 1 | ||
31 | По страницам «Книги рекордов Гиннеса» | 1 | 1 | ||
32 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | 1 | ||
33 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» | 1 | 1 | ||
34 | Математический КВН. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 16 | 18 | ||
4 класс | |||||
I | Исторические сведения о математике | 3 | 2 | 1 | Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел в виде римской нумерации; Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим; Решение нестандартных, старинных, олимпиадных задач; Использование случаев быстрого умножения и деления; Нахождение площади, периметра, объема окружающих предметов; Решение и составление математических ребусов, головоломок, фокусов. Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений |
1 | Имена и заслуги великих математиков. | 1 | 1 | ||
2 | Сравнение римской и современной письменной нумерации. | 1 | 1 | ||
3 | Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. | 1 | 1 | ||
II | Числа и операции над ними | 6 | 6 | ||
4-5 | Числа-великаны. | 2 | 2 | ||
6-7 | Интересные приемы устного счета. | 2 | 2 | ||
8 | Особые случаи быстрого умножения. | 1 | 1 | ||
9 | Приемы вычислений. | 1 | 1 | ||
III | Составление и разгадывание математических ребусов. | 6 | 4 | 2 | |
10 | Числовые головоломки. | 1 | 1 | ||
11 | Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. | 1 | 1 | ||
12-13 | Алгоритм составления математических квадратов. | 2 | 1 | 1 | |
14-15 | Разгадывание и составление ребусов. | 2 | 1 | 1 | |
IV | Нестандартные и занимательные задачи. | 9 | 3 | 6 | |
16 | Математические софизмы. | 1 | 1 | ||
17-18 | Задачи на сообразительность. | 2 | 2 | ||
19 | Старинные задачи. | 1 | 1 | ||
20-21 | Задачи-смекалки. | 2 | 2 | ||
22 | Задачи на взвешивание. | 1 | 1 | ||
23-24 | Олимпиадные задачи. | 2 | 1 | 1 | |
V | Геометрия вокруг нас. | 5 | 3 | 2 | |
25-26 | Задачи на нахождение периметра, площади, объема, описывающие реальные бытовые ситуации. | 2 | 1 | 1 | |
27-29 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | 2 | 1 | |
VI | Математические развлечения. | 5 | 3 | 2 | |
30 | Конкурс «Умники и умницы» | 1 | 1 | ||
31 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | 1 | ||
32 | Задачи со спичками. | 1 | 1 | ||
33 | Предметная олимпиада. | 1 | 1 | ||
34 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 21 | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
Рабочая программа учебного предмета математика Образовательная область: математика для _I ступени 2 класс
Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....
Рабочая программа по предмету Математика (базовый уровень) 3 класс (УМК «Школа России» ФГОС) М.И. Моро Математика 136 часов
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования , Примерной программы на...
Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"
Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...