Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики
статья по математике по теме
Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять правильные ли они; наблюдать, обобщать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Г.Г»
г. Кемерово
Развитие творческих способностей младших школьников
на уроках математики.
подготовила
учитель начальных классов
Бутарева Ольга Александровна
Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять правильные ли они; наблюдать, обобщать, делать выводы.
Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постоянно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постоянным повышением уровня трудности.
Перечислю игры, которые использую с целью интеллектуального развития младших школьников.
Развитие быстроты реакции (гибкость мышления).
- Как можно быстрее ответь на вопросы? Запиши цифрами.
1.Сколько сторон у треугольника?
2.Сколько хвостов у курицы?
3.Цифра, похожая на букву З?
4.От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется?
5.Количество сторон квадрата увеличить на 5.
6.Из записанных цифр составить двузначные числа.
- Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами.
А | Б | В | Д | Е | И | К | Л | М | О | С | Ь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 5 8 7 1
8 6 11 1
3 10 8 7
9 5 4 3 5 4 12
С целью развития гибкости мышления, я использую игры:
- «Угадай предмет»
- «Найди пару» (ассоциации)
- «Строим цепочку» (продолжи ряд)
Игры на комбинирование:
- танграм,
- игры со спичками,
- логические задачи,
Работа над логической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Стимулируется развитие познавательных способностей, сообразительности, любознательности.
1.Крот ставил забор. Плотник – крот поставил по прямой 4 столба, расстояние между которыми, 2 метра. Какова длина забора?
2.Сколько порций сока нужно налить в пустые стаканы, чтобы каждый ряд стаканов содержал в целом 26 порций?
3.Шашки, шахматы (дети играют на перемене),
4.Головоломки – предусматривают умение создать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
5.Кроссворды.
Игры на планирование:
Лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
- «Дорисуй девятое». Рассмотри таблицы и объясни, какую недостающую
фигуру нужно поставить вместо знака вопроса.
- Квадрат разделен на 9 клеток. В трех из них расположены геометрические
фигуры или рисунок. Необходимо расположить в каждой из остальных клеток квадрата рисунки или фигуры так, чтобы в каждом столбце и каждой строке они были разные (разного цвета).
- Среди этих чисел нет одного. Какого?
13 8 3
19 13 8
48 35 22
64 43 22
57 38 ?
На развитие памяти.
Запомнить расположение точек, а затем воспроизвести.
. .
. . .
На развитие воображения.
Развитию внутренних механизмов процессов воображения способствуют рисунки, схемы, чертежи. Развитию воссоздающего воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка. При этом развиваются комбинаторные и структурные механизмы воображения, обеспечивающие многовариантность решения любой творческой задачи.
1. Создать объекты, используя фигуры, элементы или один элемент (круг, квадрат, треугольник), нарисовать как можно больше предметов.
2.Дорисовать рисунок.
3.Найти недостающие детали (коврики).
4.Фантастические методы («Что было бы, если бы…»).
На развитие восприятия.
1.Сколько на рисунке кругов, квадратов, треугольников?
2.Изобразить предметы, используя только круг, квадрат, треугольник.
3.Задачи со спичками.
4.Узнать лишний элемент, фигуру.
5.Продолжить узор.
6.Графические диктанты.
Выполняя следующие задания, ребенок учится логически рассуждать, тренирует зрительное восприятие, развивает способность сравнивать,
обобщать, классифицировать:
--Найдите закономерность и нарисуйте следующие 6 бусинок.
0 _____3_____6_____9
2______4_____6_____8
-- Экран нового компьютера дал сбой и вместо обычного примера на сложение выдал геометрические фигуры. Вы можете заменить эти фигуры, чтобы пример был верным? Вставьте вместо фигур числа 2, 3 и 5 так, чтобы получились верные равенства. Одинаковые фигуры означают одни и те же числа.
--Восстановите цифры.
_ _ + 35 = 3 _ + 56
Рассмотрение математических объектов с различных точек зрения, с одной стороны расширяет круг актуализируемых понятий, с другой, способствует целенаправленному формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе
В материале раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы на уроках математики в 3 классе....
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кр...
Профессиональное самообразование "Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
План работы по самообразованию....
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...
"Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики"
Статья для учителя...