1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель: включить учащихся в учебную деятельность. Слайд с высказывание гения науки: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов).(http://aphorism-citation.ru) -Вы согласны с авторами этих строк? Есть желающие поспорить? Чтобы урок проходил результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны открыть новые знания. Слайд с условием задачи. - Предлагаю решить логическую задачу: «Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками».(matematika/2014/10/21/umnozhenie-dvuznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe) - Как будем рассуждать? Таня 1 место Арина 2 место Валя 3 место | Чтение высказывания, обсуждение смысла высказывания.
- Здесь удобно использовать граф. В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3место. Таня заняла не 1 место, и не 3место, значит – 2место. Остаётся 1-е место для Арины. | -самоопределение(Л) -смыслообразование(Л) -целеполагание (П) --анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П) -использование знако-символических средств (П) -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. | Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; 2) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности. 1.Арифметический диктант а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36) б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54) в) Найдите произведение чисел 7 и 3 (21) г) Первый множитель- 3, второй на 2 единицы больше первого. Чему равно произведение чисел? (15) д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32) -Какие числа получили? 2.-На какие группы их можно разбить?
-Числа второй группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых. 3.Слайд. -Предлагаю вам соединить числовые выражения парами и доказать правильность своего выбора. (40+5)∙2 (31+13)∙3 30∙2+6∙2 | 31∙3+13∙3 (30+6)∙2 40∙2+5∙2 |
|
|
|
|
-Какие знания помогли справиться с заданием?
-Какое свойство использовали?
- Запишите закономерность в общем виде. 4.-Используя эти знания, вычислите: 36∙2, 5∙16, 24∙4, 13∙3,18∙3, 2∙45, 5∙17,26∙3, 28∙15. -Давайте проверим.
5.Фиксирование возникшего затруднения. -У нас получились разные ответы и некоторые из вас не смогли найти значение числового выражения. Что можно об этом сказать? -Какой способ решения вы предлагаете? -Всегда ли удобен такой способ вычисления? |
Проверка с опорой на эталон:36,54,21,15,32.
-Двузначные числа. 1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные) 2 группа - 21, 15 (двузначные, нечётные)
21=20+1 15=10+5
Ответ: (40+5)∙2 (31+13)∙3 30∙2+6∙2 | 31∙3+13∙3 (30+6)∙2 40∙2+5∙2 |
- Умножение суммы на число.
-Распределительное свойство умножения относительно сложения. (а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с
Устная классно-коллективная работа.
-Встретились с новым заданием, которое не изучали, нет способа решения.
28∙(10+5)=28∙10+28∙5=280+140=420 | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П) -подведение под понятие(П) -определение основной и второстепенной информации(П) -постановка и формулирование проблемы (П) -структурирование знаний (П) -подведение под понятие (П)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
-учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) -выполнение пробного учебного действия(Р) -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)
|
3.Постановка учебной задачи. | Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока. -Вы смогли зафиксировать своё затруднение. – Какова цель урока? -Какова тема урока?
|
-Научиться умножать двузначные числа. -Умножение двузначного числа на двузначное. | -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П) -подведение под понятие(П) -постановка и формулирование проблемы(П) -умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность (Р) -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К) |
4.Построение проекта выхода из затруднений. | Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на двузначное. -Где мы можем найти информацию о новом способе вычисления? 1.Работа по учебнику - стр. 122.
-Что нового узнали? - Как мы будем действовать? 2.-Предлагаю построить алгоритм вычисления. Слайд. 1.Записываем в столбик: десятки под десятками, единицы под единицами. 2.Умножаем на число единиц. 3.Записываем первое неполное произведение. 4.Умножаем на число десятков. 5.Записываем второе неполное произведение. 6.Складываем. 7.Читаем конечный результат.
|
-В учебнике.
Самостоятельная работа в парах. Учащиеся разбирают действия сказочных героев Волка и Зайца.
| -смыслообразование (Л) -анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П) -волевая саморегуляция (Р) -познавательная инициатива (Р) -выдвижение гипотез и их обоснование (П) -моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы)(П) -установление причинно-следственных связей (П) -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П) -построение логической степи рассуждений(П) -доказательство(П) -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) -осознание ответственности за общее дело(Л) -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К) -формулирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К) -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) -использование критериев для обоснования своего суждения (К) -достижение договорённости и согласование общего решения (К) -разрешение конфликтов (К) |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
Работа с комментированием с опорой на алгоритм вычисления. Работа по учебнику-стр.123 № 3 (1 и 2 столбик)
|
Работа в парах.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П) -извлечение из математических текстов необходимой информации (П) -подведение под понятие (П) -установление причинно-следственных связей(П) -выполнение действий по алгоритму(Р) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) -построение логической цепи рассуждений(П) -доказательство(П) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К) -формулирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К) -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) -использование критериев для обоснования своего суждения (К) -осознание ответственности за общее дело(Л) -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самостоятельная работа по вариантам с проверкой по эталону. Работа по карточкам.
1 вариант. 24∙38= 22∙44= 13∙26= | 2 вариант 18∙17= 51∙16= 14∙39= |
|
Учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свою работу (+ или-): + верно; - допустил ошибку.
| -анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П) -извлечение из математических текстов необходимой информации (П) -подведение под понятие (П) -выполнение действий по алгоритму(Р) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) -использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
7.Включение в систему знаний и повторение. | Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных способов действий. 1.- Ученье везде найдёт примененье! Переходим к решению задачи. Работа по карточкам. - Прочитайте условие задачи. Как можно записать задачу кратко? «Для уроков технологии необходимо приобрести набор цветной бумаги по 34 рубля и клеевой карандаш по 12 рублей за каждый . Сколько необходимо денег, чтобы обеспечить 22 третьеклассников всем необходимым материалом?» На доске можно дать два варианта записи краткого условия. -Как можно решить данную задачу?
2.Проверка.
Индивидуальная работа. 3. Работа в ТП - стр. 52 № 173. Вычислить площадь квадрата. Заполнить таблицу.
|
Работа в парах.
-Двумя способами. Одна пара учащихся работает за доской - записывает задачу разными способами. 1 способ: (34+12)∙22=1012(руб.) 2 способ: 34∙22+12∙22=748+264=1012(руб.)
Взаимопроверка. | -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) -анализ,синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация(П) -понимание текстов, извлечение необходимой информации (П) -подведение под понятие(П) -установление причинно-следственных связей(П) -выведение следствий(П) -самостоятельное создание алгоритмов деятельности (Р) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) -построение логической цепи рассуждений(П) -доказательство(П) -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К) |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся. -Какое затруднение возникло? Какое новое открытие мы сделали сегодня на уроке? Слайд. - Оцените свою работу, закончив предложения: Я запомнил… Я могу… Мне надо… Мне хотелось бы…
|
Ответы на вопросы учителя. | -умение осуществлять рефлексию (Р) -контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р) - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя(Р) -адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности (Л) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) -формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений(К) -использование критериев для обоснования своего суждения(К) |