Программа курса " Умники и умницы" для 2 класса.
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Умники и умницы
Пояснительная записка
1ч в неделю.
Всего 35 часов
Рабочая программа «Умники и умницы » для учащихся 2 класса составлена на основе программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории. К программе прилагается комплект из двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2 классов., а также методическое пособие для учителя по данному курсу (Автор О.А.Холодова)
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
.
Концепция программы.
Рабочая программа к курсу «Информатика. Логика. Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на два года обучения
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей.
Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Специфика данного курса (актуальность)
Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показала, что большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели и задачи изучения курса
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут во 2 классе . Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Модель занятия такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы и методы работы
В курсе «Умники и умницы» воспитатель использует следующие формы и методы работы:
- вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды;
- решение поисковых задач;
- коллективное обсуждение;
- метод «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности; конструирование.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения спецкурса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Во 2 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Диагностика результатов познавательных способностей
Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД (восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая, органическая взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.
Перечисленные выше УУД (их можно объединить в понятие познавательного интеллекта) принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное, однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.
Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать. Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания – расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень, предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче – осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута – способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений тренировочного характера.
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу (см. приложение 2) и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.
Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | О.А.Холодова, Москва, «РОСТкнига», 2011 г | Курс «РПС» «Юным умника и умницам» | Методическое пособие для 2 класса |
Учебно – методическая литература для ученика
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | О.А.Холодова, Москва, «РОСТкнига», 2011 г | Курс «РПС» «Юным умника и умницам» | Рабочая тетрадь для 2 класса в двух частях. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | дата План. Факт. | Основные вопросы рассматриваемые на занятиях | Планируемые результаты | Требования к условиям | Форма проведения | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления . | Формировать положительную мотивацию к учению. | Относить объекты к известным понятиям. | Быть восприимчивыми и чуткими. | Карточки № 1,таблица №1, секундомер | Беседа, мозговая гимнастика, беседа- разминка, веселая переменка. выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года, | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Быть восприимчивыми и чуткими. | Карточки №2 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, веселая переменка, логические задачи | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | Быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми. | Карточки №3 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Строить небольшие монологические высказывания. | Действовать по плану и планировать свою деятельность. | Быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми. | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Проявлять позитивное отношение к действительности. | Карточки № 4 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
6 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Уметь к делу подходить творчески. | Карточки №5 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
7 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Формировать положительную мотивацию к учению. | Различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. | Быть восприимчивыми и чуткими. | Карточки№6,счетные палочки (спички) | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания,ребусы, веселая переменка, задания по перекладыванию спичек. | ||
8 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием). | Готовность выражать и отстаивать свою позицию. | Карточки №7 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Строить небольшие монологические высказывания. | Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. | Готовность выражать и отстаивать свою позицию. | Карточки №8 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
10 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Быть настойчивыми, целеустремленными в достижении своих целей. | Карточки №9 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Уметь не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения. | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | |||
12 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия. | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Уметь не перебивать, выслуши-вать собеседника, стремиться понять его точку зрения. | Карточки №10 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
13 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Строить небольшие монологические высказывания. | Выстраивать логическую цепь рассуждений. | Понимать зависимость характера речи(построения высказывания ,выбора языковых средств) от задач и ситуации общения. | Карточки №11 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
14 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Формировать положительную мотивацию к учению. | Различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. | Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения. | Карточки №12,счетные палочки (спички) | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, ребусы, тренинг, веселая переменка, задания по перекладыванию спичек. | ||
15 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Относить объекты к известным понятиям. | Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Карточки №13 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
17 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Строить небольшие монологические высказывания. | Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Показывать с помощью средств выразительности своё отношение к происходящему. | Карточки №14 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. | Уметь выражать и отстаивать свою позицию | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Создание усло вий для получе ния детьми эстетического удовольствия. | Действовать по плану и планировать свою деятельность. | Уметь критично относиться к своим поступкам. | Карточки №15 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. | Карточки №16 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Формирование положительной мотивации к учению. | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Уметь выражать и отстаивать свою позицию. | Карточки №17,счетные палочки (спички) | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, ребусы, тренинг, веселая переменка, задания по перекладыванию спичек. | ||
22 | Развитие логического мышления. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. | Уметь критично относиться к своим поступкам. | Карточки №18 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
23 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности | Быть восприимчивыми и чуткими. | Карточки№19 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
24 | Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием). | Быть восприимчивыми и чуткими. | Карточки№20 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. | Быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми. | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | Строить небольшие монологические высказывания. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности | Быть готовыми к сотрудничеству с другими людьми. | Карточки№ 21 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
27 | Поиск закономерностей. | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Проявлять позитивное отношение к действительности. | Карточки №22 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
28 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | Формировать положительную мотивацию к учению. | Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Уметь к делу подходить творчески. | Карточки №23, счетные палочки (спички) | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, ребусы, тренинг, веселая переменка, задания по перекладыванию спичек | ||
29 | Развитие логического мышления. | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Выстраивать логическую цепь рассуждений. | Быть восприимчивыми и чуткими. | Карточки №24 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. | Готовность выражать и отстаивать свою позицию. | Карточки №25 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
31 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Владеть монологической и диалогической формами речи. | Готовность выражать и отстаивать свою позицию. | Карточки №26 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Относить объекты к известным понятиям. | Готовность к сотрудничеству с другими людьми, (дружелюбие, коллективизм). | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | |||
33 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Учить контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Уметь не перебивать, выслуши- вать собеседника, стремиться понять его точку зрения. | Карточки №27 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи | ||
34, 35 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Владеть монологической и диалогической формами речи. | Готовность выражать и отстаивать свою позицию. | Карточки №28 | Мозговая гимнастика, беседа-разминка, логически-поисковые задания, тренинг, веселая переменка, логические задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы
Программа курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа курса «Умники и умницы» 3 класс
Рабочая программа курса «Умники и умницы» - составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой для 3 класса...
Примерная рабочая программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой....
Программа курса "Умники и умницы" (1-4 классы)
Программа курса "Умники и умницы" (1-4 классы)...
Программа курса "Умники и умницы" 4 класс
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто ре...
Рабочая программа курса "Умники и умницы. Развитие познавательных способностей."4 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...
Рабочая программа курса «Умники и умники» для 1 класса
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа (1час в неделю). Программа...