"Состав числа 9"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Урок математики в 1 классе по теме "Состав числа 9" проводится в виде путешествия, во время которого дети, выполняя задания, наряжают новогоднюю ёлочку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse.docx | 186.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе (дидактическая система Л.В. Занкова)
Тема урока: «Состав числа 9»
Цели урока - способствовать ознакомлению с составом числа 9, составлять суммы по рисунку и находить их значение, распознавать суммы со значением девять среди других сумм, устанавливать закономерность.
Задачи урока:
- познакомить с составом числа 9;
- закрепить знания о натуральном ряде чисел, последовательности чисел в порядке их увеличения, закреплять знания учащихся о математических понятиях: сумма, слагаемое, значение суммы;
- развивать образно-логическое мышление;
- развивать у учащихся гибкость и подвижность мыслительных процессов.
Метапредметные задачи:
развивать универсальные учебные действия:
- личностные: интерес к учебному материалу, ориентирование на соблюдение моральных норм в совместной деятельности;
- регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем,
- познавательные: ориентирование на разнообразие способов решения заданий, умение строить рассуждения об объекте,
- коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, принимать участие в работе парами.
Предварительная подготовка: изготовление аппликации ёлочки из ладошек, разучивание физминутки-танца «Бабка-ёжка» (Татьяна Морозова).
Оборудование:
- учебник «Математика», 1 класс, 1 часть (авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н. Кормишина), 2011г.,
- рабочая тетрадь «Математика», 1 класс, 2 часть (авторы Е.П.Бененсон, Л.С.Итина),
- компьютер, интерактивная доска, проектор,
- иллюстрации: Дед Мороз, Снегурочка, баба Яга, Снеговик,
- рисунки варежек,
- аппликация «Ёлка», девять игрушек на магнитах из бумаги с написанными числами от 1 до 9, бусы,
- на каждого ученика: абак, веер цифр,
- на каждую пару: конверт с заданием «Бусы», набор снежинок для игры «Найди девятый недостающий»,
- мешочек с конфетами.
Ход урока
I.Организационный момент.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи,
И успешности в придачу! (Неизвестный автор)
II. Введение в тему.
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?
- А какой праздник зимой самый любимый? (Новый год).
- Главным символом нового года считается ёлка. Посмотрите, какую ёлочку мы с вами смастерили. Чего не хватает на нашей ёлке? (Новогодних украшений).
- До нового года осталось совсем немного времени. Мы должны успеть нарядить ёлку к празднику. А кто на празднике главные гости? (Дед Мороз и Снегурочка)
- И сегодня мы отправимся в путешествие за новогодними игрушками. На пути нас ждут разные испытания. Дед Мороз и Снегурочка будут нам помогать. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать игрушку и вешать её на ёлку, чтобы наша ёлочка стала нарядной и красивой. Готовы?
III. Актуализация знаний.
- На улице холодно. Нам нужно одеться потеплее. И чтобы заработать первую игрушку, отгадайте загадку.
Две сестрички,
Две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять —
Так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)
- Какие натуральные числа названы в загадке? (2 и 5 – числа выставляются на доску)
- Какое из них больше? На сколько?
- Какое меньше? На сколько?
- Найдите значение суммы 5 и 2.(7 – число выставляется на доску)
- Используя числа 2, 5, 7, составьте все возможные неравенства. (Дети составляют и записывают: 2•5, 5•7, 2•7, 5•2, 7•2, 7•5)
- На какие две группы можно разделить полученные неравенства? (Со знаком «больше» и со знаком «меньше»)
- Молодцы, справились с заданием, получайте первую игрушку(на игрушке написана цифра 1, она прикрепляется на ёлку).
IV. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.
1. «Найди «лишнюю рукавичку»
- Посмотрите, какие красивые рукавички приготовил для нас дед Мороз (у деда Мороза в руках вторая игрушка для ёлки). Подумайте, какая рукавичка лишняя? (Первая - по цвету, вторая - по количеству полос, третья – по размеру, четвёртая – по расположению большого пальца)
- Молодцы! Вот и вторая игрушка на нашей ёлке (на игрушке написана цифра 2, она прикрепляется на ёлку).
2.Знакомство с составом числа 9.
- Составьте суммы, используя в качестве слагаемых количество точек в узорах на рукавичках. (5 + 4 = 9 6 + 3 = 9 5 + 2 = 7 8 + 1= 9)
- Какая сумма лишняя? Почему? (5 + 2, т.к. значение равно семи, а у остальных сумм девяти)
- Измените одно из слагаемых в «лишней» сумме так, чтобы она стала похожа на все остальные суммы. (7 + 2)
- Назовите в каждой сумме 1 слагаемое; 2 слагаемое.
- Какие ещё суммы можно составить с таким же значением?
4 + 5 = 9 3 + 6 = 9 2 + 7 = 9 1 + 8 = 9
- Сделаем вывод: с помощью каких натуральных чисел можно получить число 9?
- Молодцы, получайте новогоднюю игрушку. (Игрушка с числом 3 прикрепляется на ёлку)
3. Работа по учебнику стр. 124. № 287
- Оделись потеплее, отправляемся в путь.
Заметает все дороги все дома
Белоснежная, холодная зима.
Заметает, начиная свой забег,
А с небес все валит, валит белый снег. (Ю.Парамоненко)
- Откройте учебник на стр. 124, № 287. Посмотрите, как снег запорошил все дома, дорожки, деревья. Рассмотрите рисунок, найдите и прочитайте только суммы.
- Приготовили веер цифр. Найдите значение каждой суммы: 3+2, 4+4, 7+2. (Ответы дети показывают с помощью веера цифр).
- Сумма каких двух натуральных чисел равна 9?
- Молодцы, игрушка ваша. (Игрушка с числом 4 прикрепляется на ёлку)
4. «Найди девятый недостающий»
Всё вокруг белым – бело.
Белым снегом замело.
На заснеженных тропинках
Кружат весело снежинки. (Е. Корсукова «Всё вокруг белым-бело»)
- Посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Сколько нарисовано снежинок? (8)
- Сколько не хватает? (1)
- Слушаем задание: обсудите в парах, какой снежинки не хватает, возьмите конверт, найдите и покажите недостающую снежинку.
- Сколько теперь стало снежинок?
- Как получили число 9?
- Молодцы. И это задание оказалось вам под силу. Получайте игрушку. (Игрушка с числом 5 прикрепляется на ёлку напротив игрушки с числом 4)
5. Физминутка «Бабка-Ёжка»
На пути дремучий лес
Полный сказок и чудес.
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (В. Хорошулин)
- Кто это? (Баба Яга)
- Баба Яга предлагает нам отдохнуть.
(Дети исполняют танец под музыку Т.Морозовой «Бабка-Ёжка»)
- Хорошо повеселили старушку, получайте за это игрушку. (Игрушка с числом 6 прикрепляется на ёлку напротив игрушки с числом 3)
6. Составление и решение задач. (Работа по учебнику стр. 125. № 289)
- В нашем учебнике тоже есть ёлочные игрушки: стр. 125, № 289. Рассмотрите первый рисунок. Составьте по нему математический рассказ. (Дети по рисункам составляют математический рассказ)
- Выложите решение с помощью абака. (Дети выкладывают решение: 5+4=9)
-Сумма каких двух натуральных чисел равна 9?(5 и 4, 4 и 5)
- Рассмотрите второй рисунок. Составьте по нему математический рассказ. (Дети по рисункам составляют математический рассказ)
- Выложите решение с помощью абака. (Дети выкладывают решение: 5+3=8)
- Как изменить первое слагаемое, чтобы значение суммы равнялось тоже 9?
- Сумма каких двух натуральных чисел равна 9?(6 и 3, 3 и 6)
- Молодцы, ещё одна игрушка оказалась на ёлочке.(Игрушка с числом 7 прикрепляется на ёлку напротив игрушки с числом 2)
7. «Найди вырезанный лоскуток» (Работа по учебнику стр. 124. № 288)
- Послушайте загадку и вы узнаете, кто приготовил для нас следующее задание.
У него морковный нос,
И к метели он привык.
Любит зиму и мороз.
Это белый …. Снеговик.
(Н. Сергиянская)
(На доске появляется изображение Снеговика с игрушкой № 8)
- Снеговик предлагает выполнить задание № 228 на стр. 124. Обсудите в парах и найдите вырезанный лоскуток, назовите его номер.
- Молодцы! (Игрушка с числом 8 прикрепляется к ёлке напротив игрушки с числом 1)
- Закройте учебники, отложите на уголок.
8. Самостоятельная работа в парах. (Может использоваться как резервное задание)
Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка… Ее зовут…Снегурочка!
(А.Менькова)
(На доске появляется изображение Снегурочки с бусами)
- Снегурочка предлагает добавить для украшения ёлочки бусы. Возьмите из конвертов карточку, вставьте пропущенные числа.
- Проверим, прочитайте разными способами, какие выражения у вас получились.
- Молодцы, вот вам бусы от Снегурочки. (Бусы прикрепляется к ёлке)
VI. Итог урока
- Посмотрите, какая у нас нарядная ёлочка. А что помогло нам на уроке нарядить красавицу-ёлку? (знания, взаимопомощь, дружба)
- И всё-таки на ёлочке чего-то не хватает? Как вы думаете, чего? (Звезды)
- Как вы думаете, какое число должно быть написано на этой игрушке? Игрушки-то не простые, а математические. Как вы думаете, о чём они напоминают? (Состав числа 9)
- Сумма каких двух натуральных чисел равна 9? (8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4)
9. Работа в тетради стр. 45 задание 2 (резервное задание).
- А хотите узнать, что приготовил для вас Дед Мороз?
- Откройте рабочие тетради на стр. 45 найдите задание 2. Соедини все зелёные точки в порядке увеличения чисел. Что получилось? (Ёлка)
- Прочитайте числа в порядке увеличения.
- Можно назвать этот ряд натуральным? Почему? (Начинается с 0, а ноль не натуральное число, в конце не хватает трёх точек)
- А все красные точки в порядке уменьшения чисел, и ты узнаешь, что везёт Дед Мороз.
- Что же это? (Подарки)
На весёлых детских ёлках
Чудеса блестят в иголках,
И под ёлкой в Новый год
Каждый что-нибудь найдёт,
Надо лишь заранее
Загадать желание! (Т. Шатских «Новогоднее»)
- Раз мы с вами хорошо поработали и справились с заданиями, значит, мы заслужили сюрприз от нашей ёлочки (Всем раздаются конфеты)
- Спасибо всем за работу!
Список литературы:
- Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- Бененсон Е.П., Итина Л.С.. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 частях. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику Аргинской И.И., Бененсон Е.П., Итиной Л.С./ авт.-сост. Дьячкова Г.Т., Лободина Н.В. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Числа 1-5. Состав числа 5.
Изучение состава числа 5 из двух слагаемых....
Числа от 1 до 5.Состав числа 5.
Урок в 1 классе.Цель-отработка состава чисел от 1 до 5....
«Число и цифра 7. Состав числа 7.»
Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....
Урок математики во 2 классе коррекционной школы по теме" Число 14 и состав числа 14"
Цели урока: формирование знаний о числе 14 и составе числа14; коррекция мыслительных операций( синтеза и анализа),культуры математической речи, творческих способностей учащихся; воспитание мотивации к...
Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха
laquo;МОУ СОШ № 7» УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...
Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”
Урок математики по теме: "Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...