Урок математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова "Составная мерка"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Помощь в подготовке к уроку математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок математики 1 класс (1-4)   Программа РО  Эльконина Давыдова

Тема: «Составная мерка»

 Цель :  С помощью гипотезы построить систему мерок, которыми можно измерять величины.

Образовательные задачи урока:

Формировать умение измерять и отмеривать величины с помощью мерки, которая представлена не одним, а несколькими объектами (это важно для того, чтобы дети понимали, меркой является не предмет, а величина, и в дальнейшем относили число 1 не к отдельному объекту, а к части измеряемой величины, которая равна мерке).     Развивать умение фиксировать получаемую информацию опытным путем в схеме

 Ход урока 

 I. Создание учебной ситуации

- Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз. С какими величинами мы в этой стране встречались?       (длина, площадь, масса, объём, количество)
- Какие действия мы умеем выполнять с величинами?
(Сравнивать)                                                 - Я буду показывать вам величину, а вы указывайте, каким способом мы сравниваем их.

    Масса    (взвешивание)

   Объём  (переливание)

    Площадь   (наложение)       фигуры  

   Длина    (приложение)        полоски                                       А   Б

В конвертах  найдите величины, которые можно сравнить по длине, покажите графически

    Количество  (соотнесение)  на доске  сравнить величины К и Л

-  Сравниваем, записываем результат сравнения.   К    Л.

 -  Легко или трудно было выполнять задания на сравнение величин?   Оцените себя (ЛИНЕЧКИ).

 - Какие еще действия мы умеем выполнять с величинами?      (Строить, измерять)

 -  С помощью чего мы умеем  строить величины: с помощью мерки.   (На доске слайд)

Открытый урок по РО Эльконина-Давыдова

 - Поднимите  руку,  кто знает, что это за  запись.

- Необходимо построить величину А при помощи мерки Т  (длина одной клеточки)

- В какой последовательности  нужно выполнять это задание?

 (прочитать формулу, взять мерку, начертить ее 4 раза, подписать величину А)

 - Кто может справиться самостоятельно?      У кого есть вопросы?

- Постарайтесь  выполнить самостоятельно.

Проверка. У доски ученик строит величину.  

- У кого получилась такая же величина? Какая это величина?   (Длина)

 - Оцените себя.  За правильность, начертив линеечку.

 - Итак, мы показали, что умеем стоить величины с помощью мерки и формулы.

- Еще вы сказали, что мы умеем измерять величины.

- А как можно измерить объём? (Показываю сосуд)

Можно взять маленький стаканчик и померить с помощью воды, сколько стаканчиков поместилось в этом сосуде.                                                                                          (Выходит один ученик и демонстрирует измерение, дети считают)

- Как  нам зафиксировать на доске и в тетради результаты измерения?

- Нужно записать стрелочную схему проведенного измерения.                                                           (Ученик выходит к доске, а остальные пишут у себя в тетрадях) 

- Что означает эта запись?
Она означает, что в величине  Р укладывается 3  раза  мерка  Н.

                                                  Физкультминутка

Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.)                                                                                               Ложкой суп едят.  (Хлопаем в ладоши.)                                                                                              Кошка - это кошка,  (Шагаем на месте.)

                                                                                                                                                         У кошки семь котят;  (Хлопаем в ладоши.)                                                                                Тряпка - это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол.    (Прыжки на месте.)                                                                                Шапка - это шапка,     (Шагаем на месте.)                                                                                       Оделся и пошел.   (Прыжки на месте.)                                                                                                          А я придумал слово,   (Руки в стороны - на пояс.)                                                                     Смешное слово - плим.             (Присели.)                                                                                                             Я повторяю снова:      (Наклоны туловища влево-вправо.)                                                                    Плим, плим, плим!       (Наклоны)                                                                                                           Вот прыгает и скачет    (Прыжки на месте.)                                                                                 Плим, плим, плим!   (Шагаем на месте.)                                                                                               И ничего не значит   (Прыжки на месте.)                                                                                       Плим, плим, плим!    (Шагаем на месте.)

II. Основная часть урока

- У меня на столе два цветка в разных горшках, которые нужно поливать.

- Какие горшки по объёму? (Разные)

- А объём воды для поливки будет каким? (Разным)

- Вот два маленьких сосуда. А вот большой сосуд.

- Ребята, помогите мне  узнать, сколько раз можно полить  оба  цветка этой водой? Что для этого нужно сделать?

(нужно измерить объём воды в большом сосуде)

- Что будем использовать  в качестве мерки ?

(сразу два маленьких сосуда)

-Да,  иначе какой-то из цветков останется не политым. 

(Наполняю  два маленьких сосуда)

- Называйте  число – 1 .

(Далее учитель наполняет только один сосудик и подсказывает детям – число 2)

Дети не соглашаются, т.к. получается не целая мерка

- Дальше будете измерять вы. (Один ученик выходит к доске и демонстрирует измерение.)

- Оказывается, полить цветы можно   раза

- Мы измеряли объём воды в большом сосуде сразу двумя мерками. Как нам зафиксировать результаты измерения?

Обозначить мерку и измеряемую величину буквой и записать стрелочную схему.

Ученик выходит к доске и записывает схему, остальные дети у себя в тетрадях.

- Объём воды двух сосудов является у нас меркой, при помощи которой мы измерили величину В.

Такая мерка называется составной.                                                                                                                        - А в предыдущем задании как назвать мерку? (простой)

 

- На чертеже не видно, что работали одной и той же меркой (после того как померили объём воды К с помощью составной мерки Т. Полученный объём воды «охватывается» на чертеже дугой).

Давайте мы попробуем построить  величину  Т  при помощи составной мерки  Е Кружок+квадрат     В парах на партах , используя фигурки. Один ученик работает у доски.

Фиксируем в тетрадях результат построения.    Т               Е

Оценивание.

III. Итог урока

- Что сегодня нового вы узнали о величинах?
Что Величины можно измерять и строить с помощью составной мерки.

- Как мы это делали? ( выдвигали свои гипотезы, проверяли их практически, а результаты записывали на схемах.)

- Что было делать на уроке легко, интересно? Что делать было трудно?

Выберите кружок по вашим  ощущениям того, как вы поработали сегодня на уроке.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.

урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...

Урок математики 2 класс, развивающая система Л.В.Занкова.

Урок математики для учеников 2 класса по теме: "Составляем и решаем задачи. Математический калейдоскоп."...

Конспект урока математики 2 класс (образовательная система «Гармония»)

Тема: Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. Переформулировка вопроса задачиТип урока: закрепления знаний...

«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова

Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...