Связь умножения со сложением.конкретный смысл действия умножение
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Альбина Мавлитдиновна Якупова

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

 

 

 

 

Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕ

Цель:

·        раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слагаемых;

·        познакомить с соответствующей математической терминологией и символикой;

·        развивать математическую речь, внимание;

·        развивать умения анализировать и обобщать

Планируемые образовательные  результаты

 

Предметные:

·        познакомиться с новым арифметическим действием - умножением, со знаком и записью действия умножения;

·        развивать умение решать занимательные задачи;

·        развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения

 

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

 

Оборудование: учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова - Математика 2 кл., 2 ч., учебная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕ

Цель:

  • раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слагаемых;
  • познакомить с соответствующей математической терминологией и символикой;
  • развивать математическую речь, внимание;
  • развивать умения анализировать и обобщать

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • познакомиться с новым арифметическим действием - умножением, со знаком и записью действия умножения;
  • развивать умение решать занимательные задачи;
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова - Математика 2 кл., 2 ч., учебная презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

-Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

Математику сейчас начинает 2 класс.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Устный счет

(фронтальная работа)

Слайд №1

Слайд №2

Слайд № 3

Слайд № 4

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите на доску: Продолжите ряд: 2, 4, 6…

- Что общего в этом ряду? ( все числа однозначные, четные)

- Какую закономерность обнаружили? (+2)

- Какое следующее число? 2,4,6,8,10

- Посмотрите на получившийся ряд. Какое число лишнее? (10-двузначное)

- Как мы получили число10? (считали двойками)

- Сколько двоек нужно сложить, чтобы получилось 10? (5: 2+2+2+2+2=10)

- Какое следующее число? (12)

- Результатом скольких двоек является число12? (6) Как догадались? (12 больше 10 на 2, 5+1=6)

- Можно ли сосчитать до 12 пользуясь другими одинаковыми слагаемыми?

3+3+3+3=12; (по 3 взяли 4 раза)

4+4+4=12; (по 4 взяли 3 раза)

6+6=12 (по 6 взяли 2 раза)

- Следующее задание. Ваша задача выбрать верный знак: <,>,=.

a+a+a...a+a

b+b+b+b...b+b+b+b

с+с+с...с+с+с+с

- Почему вы поставили такие знаки?

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Выполняют задания устного счета.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

- Решите задачу. (У каждого ученика в портфеле лежит по 4 учебника. Сколько учебников в 3 портфелях?)

 Как решить такую задачу? Каким действием?

-М, выйди к доске, запиши решение и ответ. (Ответ: 12 учебников.)

- А давайте измени условие. (По 4 учебника, но портфелей 9.) Как будем решать задачу? По 4 учебника брать 9 раз? Запишите решение у себя в тетради.

-Легко вам было записывать выражение в тетрадь?

- Я могу записать его по-другому 4*9. Эта запись обозначает, что по 4 нужно взять 9 раз или можно прочитать так: 4 умножить на 9.

- А это действие так и называется умножение.

- Определите тему и цели урока.

-тема урока : «Смысл действия УМНОЖЕНИЕ»

- Какие цели мы можем поставить(слайд)

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Слайд №8

(стр. 48)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Исходя из нашей задачи, скажите, что же такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых)

- Посмотрите на следующее выражение: 5+5+5+5+5+5. Как мы можем его преобразовать? 5*6 – прочитайте данное выражение двумя способами. (пять умножить на 6, по 5 взяли 6 раз)

- Следующее выражение: 3+4+5+6. Можем ли мы его преобразовать в действие умножение? Почему? (умножение – сложение одинаковых слагаемых).

- Откройте учебники на с.48. Давайте прочитаем задачу.

-Что в задаче известно? (в задаче известно, сколько груш на каждой тарелке)

-Сколько груш, сколько тарелок? (по 3 груши в каждой тарелке, 4 тарелки)

-Что будем складывать? (3+3+3+3=12)

-Как преобразовать действие сложения в умножение?

-Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием – умножением. Знак умножения – точка. (3    4 = 12) И читают это выражение так: по 3 взять 4 раза, получится 12, или так: 3 умножить на 4, получится 12)

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Знакомятся с понятием                «умножение».

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Работа по учебнику

(стр. 48 Задание №1)

(фронтальная работа)

Слайд № 8

- № 1. Прочитайте задание

- Сколько треугольников обведено каждой линией? (5)

- Сколько раз взяли по 5? (3)

- Как узнать, сколько всего треугольников? (взять по 5 - 3 раза)

- Прочитайте пример на умножение (5 умножить на 3, получится 15) Что обозначает цифра 5? 3? ( 5- обозначает сколько треугольников, 3- обозначает, сколько овальных линий).

Узнают, что сумму, состоящую из одинаковых слагаемы, можно записать в виде произведения.

Выполняют задания в тетради.

Работа по учебнику

(стр. 48

Задание №2)

(фронтальная работа

Слайд № 10

- № 2. Прочитайте задачу. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько лип на второй аллее? И сколько лип в 2-х аллеях)

-Прочитайте условие задачи? ( На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше)

-Какой главный вопрос?(сколько лип на другой аллее)

- Что необходимо знать, чтобы ответить на него? (нужно знать, на сколько лип меньше на другой аллее)

-Что известно? ( известно, что на одной аллее 12 лип, а на другой на 4 меньше)

- Что необходимо найти? (количество лип на другой аллее)

- Каким действием? (1.действие – вычитание, 2.действие- сложение)

- И, выйди к доске, составь краткую запись и запиши решение задачи. Остальные ребята работают в тетради.

-Кто выполнил, покажите свою готовность. Ответ:20 лип.

-У кого другой ответ, поднимите руку.

Записывают суммы в виде произведения. Объясняют, что показывают числа, образующие каждое из слагаемых.

Работа по учебнику

(стр. 48

Задание №5)

(фронтальная работа

Слайд № 11

- № 5. Находим значение выражения удобным способом.

-Кто хочет выйти к доске? (по одному выражению, по поднятой руке)

-М, решай у доски с комментированием.

-Остальные выполняют у себя в тетради.

-Если увидели ошибку на доске, хлопните в ладоши.

Выполняют задание у доски, в тетради.

5.

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

(фронтальная работа

Слайд № 12

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

- Посмотрите на доску. Запишите эти выражения к себе в тетрадь. (6+6+6+6; 2+2+2+2+2; 7+7+7) Рядом запишите это выражение действием умножение. Что у вас получилось? Хорошо.

- А вот другое задание. Вам даны выражения с действием умножение, давайте верное преобразуем их. ( 4*3; 6*5) Что обозначают цифры 4 и 6? 3 и 5? Хорошо.

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Решают задачу.

Выполняют задания в тетради.

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

Участвовать в диалоге.

Работа по учебнику

(стр. 49

Задание №1)

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

Слайд № 12

- с.49, № 1. Прочитайте задание. Посмотрите на первый рисунок. Что вы видите? (треугольники)    

-Сколько треугольников в каждом овале?(6)             -Сколько овалов?(3)

-Сколько раз взяли по 6? (3)

-Как узнать, сколько всего треугольников? (нужно количество треугольников умножить на количество овалов)

-Запишите эти выражения себе в тетрадь, найдите их значение.

- Что в записи 6*3 значит число 6? 3? Хорошо.

Анализируют рисунок.

Записывают произведение.

Выполняют задание в тетради.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

Вспомните тему и цели урока? Удалось ли нам их достичь? Поднимите руку, кто достиг поставленных целей?

- В чем же заключается смысл действия умножения? (сложение одинаковых слагаемых)

- Поднимите руку, кто столкнулся с трудностями? Какие вопросы у вас вызывают эти трудности?

- Вы со всем справитесь. Над темой «умножение» мы будем работать не один урок.

- Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

(фронтальная работа

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник стр.48. №4

Слушают учителя.

Записывают домашнее заадние

ТАБЛИЦА ДЛЯ САМООЦЕНКИ

Утверждения

“+” или “-” перечисление ошибок, темы для доработки

У меня все сегодня получилось, я не допускал ошибок ( “+” или “-”)

 

Я допустил ошибки в самостоятельной работе №1 (перечислить ошибки)

 

Я самостоятельно исправил свои ошибки в процессе работы над ними ( “+” или “-”)

 

Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона ( “+” или “-”)

 

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу №2 ( “+” или “-”)

 

Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)

 

Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера)

 

В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их)

 

Мне необходимо поработать над (перечислить темы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкретный смысл действия умножения

Урок построен на  основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....

Урок математики во 2 классе по УМК "Гармония". "Смысл действия умножения.Решение задач"

Урок математики во 2 классе по УМК «Гармония». Тема: "Смысл действия умножения. Решение задач". На уроке продолжается работа по усвоению смысла действия умножения, на примере решения задач закрепляютс...

«Конкретный смысл действия умножения. Закрепление».

Тема: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление». Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения;Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи...

разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Данный материал содержит разработку урока математики по теме   "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу.  Разра...

презентация к уроку "Умножение. Смысл действия умножение""

в презентации отражен смысл действия умножения...

Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."

Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....

Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл действия умножения)" 2 класс

Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл умножения)" 2 класс....