Правшина Л.А. Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Умножение вида 43х20"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Тема: Умножение вида 43х20.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний (технология учебных ситуаций).

Форма проведения урока: деловая игра «Банк», групповая работа.

Цель:  отработка письменных приемов умножения круглых чисел вида 43 х 20 и задач изученных видов.

Задачи: 

Образовательные: направить действия учащихся на совершенствование вычислительных навыков.  Совершенствовать умение решать задачи.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы.

Воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; ответственное отношение к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravshina_l.a._konspekt_uroka_matematiki._3_klass.docx56.36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Правшина Л.А., учитель начальных классов МАОУ «Прогимназия «Центр детства»

Технологическая карта  урока математики.

3 класс. УМК «Начальная школа XXIвека»

Тип урока: закрепление и обобщение знаний (технология учебных ситуаций)

Форма проведения урока: деловая игра «Банк», групповая работа

Тема

Умножение вида 43х20

Педагогические задачи

отработка письменных приемов умножения круглых чисел вида 43 х 20 и задач изученных видов

Цели

Образовательные: направить действия учащихся на совершенствование вычислительных навыков.  Совершенствовать умение решать задачи.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы.

Воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; ответственное отношение к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом

Планируемый результат

Предметные: научатся выполнять умножение круглых чисел (устные и письменные приемы), решать учебные и практические задачи – применение знаний в нестандартной ситуации; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: закрепление приемов сложения, вычитания, умножения многозначных чисел, выявление правил работы с таблицами, отработка навыков устного счета и решения задач. Познакомить обучающихся с системой работы банков.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать навыки совместной работы, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Межпредметные связи

Математика,  окружающий мир

Оборудование:

интерактивная доска, персональные нетбуки,  маршрутные листы для каждого обучающегося, карточки с заданиями и ключи к их выполнению для групп, опорные слова (на доску).

Организация пространства

Групповая работа, работа в парах.


Этапы урока        

Цель этапа        

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Действия учителя

Действия обучающихся        

УУД

1.Организацион-ный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Создание ситуации для психологического настроя на урок:

Отправимся мы с вами в необычный городок,

Тысячи туда ведут дорог.

Зовут тот город "Город Мастеров",

Там жители из всяческих миров.

И все желают посетить базар,

Купить волшебный там товар.

- Кто живет в этом Городе Мастеров? (Ремесленники). - Кто такие ремесленники? (Человек, к-рый занимается, владеет профессиональным ремеслом.)

-Какими качествами должны обладать ремесленники? (Трудолюбие, старательность, добросовестность…).

-Как вы думаете, а нам могут эти качества пригодиться на уроке математики?

 На уроке мы будем трудиться, и делать все будем старательно, добросовестно и дружно. Ведь мы сегодня работаем в группах. (Повторение правил работы в группе)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Самоопределение к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2.Постановка цели (целеполагание)

сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели.

- Давайте и мы мысленно переместимся в этот необычный город. Походим по базарной площади. Покупатели приобретают самые разные товары. Денежной единицей в Городе Мастеров является экон. Посмотрим, как продвигается торговля у некоторых ремесленников. Выполним «Блиц-турнир».  Решите простые задачи. В маршрутном листе запишите только выражения для решения этих задач и найдите их значения.

  • Гончар продал 8 кувшинов по 100 эконов за кувшин. Сколько эконов заработал гончар?
  • У столяра приобрели 2 одинаковых табурета по 400 эконов за табурет. На сколько эконов разбогател столяр?
  • Кожевенник продал 3 пары сапог по цене 200 эконов за пару. Сколько денег он выручил с продажи сапог?
  • Продукция булочника сегодня нарасхват. На сколько эконов пополнился его бюджет, если он продал 50 булочек по цене 12 эконов за булочку?

- Что общего во всех выражениях, которые мы записали для решения задач? (Умножение круглые чисел) - Сделайте вывод, над чем мы с вами будем работать сегодня на уроке?  (Умножение круглых чисел) Какую цель поставим перед собой?  (Закрепить умение выполнять умножение круглых чисел)

Организует постановку цели урока.

Выполняют задание.

Определяют цель урока.

Постановка и формулирование проблемы (Познавательные УУД).

3.Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для “закрепления и обобщения знания”.

- Как мы выполняем умножение круглых чисел? (Повторяют алгоритм умножения круглых чисел – устный прием вычисления).

-Какое выражение можно считать лишним? Почему? (12 х 50. Оно основано на внетабличном умножении).

- Как ещё можно было выполнить решение этого выражения? (Записывая столбиком).  (Один ученик решает на доске с объяснением. Повторяют алгоритм письменного умножения круглых чисел)

- В конце торгового дня ремесленники стали подсчитывать свои доходы. Они сделали следующие записи:

- Все ли записи выполнены верно?

- Исправьте (на интерактивной доске), выполните вычисления (в парах). Проверьте решение по «Ключу №1».

Организует составление совместного плана действий (алгоритма).

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Проговаривают алгоритм устного и письменного умножения круглых чисел.

Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я затрудняюсь).

Уметь проговаривать последовательность действий в выполнении задания (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

5. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение и систематизация знаний. Применение умения выполнять умножение круглых чисел в решении задач

- Как могут распорядиться своими деньгами ремесленники? (… отнести в банк)

- Предлагаю вам выступить в роли работников банка «Содружество».

-Что такое банк? (Место, где выполняют различные операции с деньгами).

- В нашем банке будет несколько отделов, каждый из которых будет выполнять определенные операции с денежными средствами. Для того чтобы определить, чем занимается ваш отдел, необходимо результаты умножения, полученные в предыдущем задании записать в порядке возрастания.  Какое слово у вас получилось? Найдите словарную статью – «Ключ №2», прочитайте ее.   (Получились слова: вклад, кредит, касса, валюта)

- Следовательно, мы определили отделы: операционный отдел, кредитный отдел, валютные отделы, отдел кассовых операций.

a)        Каждый отдел сейчас должен решить задачу, записать ее решение в маршрутный лист.

1)        Операционный отдел: ВКЛАД (зачитывают значение слова)

Ваш отдел занимается оформлением и выдачей вкладов населения.

Словарная статья: «Клиент может положить в банк деньги на хранение, в любое время их забрать. Вложенными деньгами до востребования может пользоваться банк. За это он клиенту платит проценты».

Задача: В этом месяце клиенты банка сделали вклады на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами клиентов банк выплатит им 20% от суммы вкладов. Сколько всего эконов получат вкладчики?

2)        Кредитный отдел:

КРЕДИТ

Ваш отдел занимается оформлением и выдачей кредитов.

Словарная статья: «Банк не только хранит деньги вкладчиков, но и отдаёт их вклады кому-нибудь в займы. Выдает кредит. Заемщик возвращает долг банку и ещё платит за услугу проценты».

Задача: В этом месяце клиентам банка было выдано кредитов на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами банка заёмщики выплатят банку 30% от суммы кредитов. Сколько всего эконов возвратят заёмщики банку?

3)        Отдел кассовых операций: КАССА

Отдел кассовых операций производит кассовое обслуживание клиентов, проще говоря, принимает и выдает наличные деньги.

Словарная статья: «Кассир может принимать платежи или переводы. За оформление платежей или переводов кассир берет оплату, которая составляет определенный процент от суммы платежа».

Задача: В этом месяце кассиры банка приняли платежи на общую сумму 8600 эконов. За оформление платежей клиенты заплатили кассирам 3% от суммы платежей. Сколько всего эконов получено в кассу?

4 и 5) Валютный отдел: ВАЛЮТА

Все операции банка с иностранной валютой проводят специалисты валютного отдела.

Словарная статья: «Валюта – это деньги другого государства».

Чуки – название денег другого государства»

Задача1: Банк продаёт клиентам валюту по цене 29 эконов за один чук. Один клиент приобрёл 40 чуков, а другой – 50 чуков. Сколько всего эконов получил банк с продажи валюты?

Задача2. Банк покупает у клиентов валюту по цене 19 эконов за один чук. Один клиент продал 60 чуков, а другой – 30 чуков. Сколько всего эконов потратил банк на покупку валюты?

Создает условия для расширения понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Организует системное включение заданий на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.

Применяют полученные знания об умножении круглых чисел в решении составных задач.

Работают со словарной статьей.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Повторение ранее изученного

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на  закрепление- -организовать взаимопроверку. самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

- Давайте составим финансовый отчет. Посчитаем какой доход был у банка в этом месяце.

Все отделы должны передать свои данные:

  • 1 и 2 отделы, внесите свои данные в таблицы и обменяйтесь ими.  Сравните данные по вкладам и по кредитам. Один отдел принял деньги от клиентов банка, другой вернул их. Сколько же денег осталось в банке. Разница – это доход банка.
  • 3 и 4 отделы сравнивают данные о продаже и покупке валюты. Один отдел продавал, другой покупал валюту. Сколько денег осталось в банке? Разница – доход банка.
  • 5 отдел, внесите свои данные в таблицу. Как вы думаете, какая из записанных сумм, останется в банке. Сумма процентов с операций – доход банка. Каков общий доход банка в этом месяце, как узнать? (Все данные необходимо сложить).

Составление диаграммы:

- Полученная сумма – это доход за апрель (вносят в таблицу). Внесите в таблицу доходы банка за другие месяцы (карточка). Постройте и проанализируйте диаграмму.

Организация упражнений по углублению практических умений и навыков

Работают на персональных нетбуках. Составляют диаграмму, используя предложенные данные и  данные, полученные при выполнении заданий

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Рефлексия

- зафиксировать содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

- Давайте проанализируем нашу работу на уроке. Проведем опрос на нетбуках.

Рассмотрите свой маршрутный лист. Проанализируйте свою работу на каждом этапе урока.

Каждый этап урока обозначьте значком:

+ всё получилось

 - не получилось

 ? были затруднения.

1.        Всё ли у вас получилось в «Блиц - турнире»?

2.        Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.

3.        Решение составной задачи.

4.        Сложение и вычитание многозначных чисел.

5.        Построение диаграммы.

- Заполните таблицу затруднений: в каком задании были трудности и почему.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Высказывания учащихся.

Анализируют свою деятельность при выполнении заданий на каждом этапе урока.

Заполняют таблицу затруднений

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Приложение

Маршрутный лист №1

  1. Устный счёт.

«Блиц-турнир»

а) ____________________                в) ____________________  

б) ____________________                г) ____________________

  1. Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.

        Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)

Число

Буква

  1. Решение составной задачи.

Положили - _______________

Выплатит - _______________

Всего - ___________________

  1. Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Маршрутный лист №2

  1. Устный счёт.

«Блиц-турнир»

а) ____________________                в) ____________________  

б) ____________________                г) ____________________

  1. Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.

        Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)

Число

Буква

  1. Решение составной задачи.

Цена

Количество

Стоимость

I клиент

29 эконов

II клиент

29 эконов

  1. Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Маршрутный лист №3

  1. Устный счёт.

«Блиц-турнир»

а) ____________________                в) ____________________  

б) ____________________                г) ____________________

  1. Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.

        Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)

Число

Буква

  1. Решение составной задачи.

Цена

Количество

Стоимость

I клиент

19 эконов

II клиент

19 эконов

  1. Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Маршрутный лист №4

  1. Устный счёт.

«Блиц-турнир»

а) ____________________                в) ____________________  

б) ____________________                г) ____________________

  1. Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.

        Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)

Число

Буква

  1. Решение составной задачи.

Выдали - _______________

Выплатят - _______________

Всего - ___________________

  1. Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Маршрутный лист №5

  1. Устный счёт.

«Блиц-турнир»

а) ____________________                в) ____________________  

б) ____________________                г) ____________________

  1. Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.

        Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)

Число

Буква

  1. Решение составной задачи.

Приняли - _______________

Заплатили - _______________

Всего - ___________________

  1. Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Ключ №1 (Группа 1)                                Ключ №1 (Группа 2)

920

К

2146

1560

А

1750

Д

820

В

1280

Л

920

Р

2146

И

1560

Т

1750

Д

820

К

1280

Е

Ключ №1 (Группа 3)                                              Ключ №1 (Группа 4)                    

920

А

2146

А

1560

Ю

1750

Т

820

В

1280

Л

920

А

2146

А

1560

Ю

1750

Т

820

В

1280

Л

Ключ №1 (Группа 5)

920

А

2146

А

1560

С

1750

820

К

1280

С

Ключ №2 (Группа 1)

Словарная статья:

        Вклад – это деньги, которые клиенты кладут в банк с целью получения дохода.

Вкладчик – тот, кто сделал вклад в банке.

        Клиент может положить в банк деньги на хранение и в любое время их забрать. Вложенными деньгами до востребования может пользоваться банк. За это банк платит вкладчику проценты.    

Ключ №2 (Группа 2)

Словарная статья:

        Кредит (или заём) – это денежная сумма, которую предоставляет банк клиенту на определённый срок и на определённых условиях.

Заёмщик – тот, кто берёт кредит (заём) в банке.

        Банк не только хранит деньги вкладчиков, но и даёт их вклады в займы. Выдаёт кредит. Заёмщик возвращает долг банку и ещё платит за это проценты.    

Ключ №2 (Группа 3 и 4)

Словарная статья:

        Валюта – это денежные знаки иностранных государств.

Денежная единица города Мастеров – экон.

Валюта (деньги другого государства) – чук.

Ключ №2 (Группа 5)

Словарная статья:

        Касса – это место, где производят денежные операции, то есть принимают и выдают деньги.

        Кассир – работник, который осуществляет приём, хранение и учёт денежной наличности.

        Кассир может принимать платежи и переводы. За оформление платежей или переводов кассир берёт плату, проценты.

Задача. (Группа1)

      В этом месяце клиенты банка сделали вклады на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами клиентов банк выплатит им 20% от суммы вкладов. Сколько всего эконов получат вкладчики?

Составьте краткую запись задачи. Решите задачу.

Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3.

Задача. (Группа 2)

      В этом месяце клиентам банка было выдано кредитов на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами банка заёмщики выплатят банку 30% от суммы кредитов. Сколько всего эконов возвратят заёмщики банку?

Составьте краткую запись задачи. Решите задачу.

Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3.

Задача. (Группа 5)

      В этом месяце кассиры банка приняли платежи на общую сумму 8600 эконов. За оформление платежей клиенты заплатили кассирам 3% от суммы платежей. Сколько всего эконов получено в кассу?

Составьте краткую запись задачи. Решите задачу.

Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3.

Чук - название денег другого государства (валюта).

Задача. (Группа 3)

Банк продаёт клиентам валюту по цене 29 эконов за один чук. Один клиент приобрёл 40 чуков, а другой – 50 чуков. Сколько всего эконов получил банк с продажи валюты?

Составьте краткую запись задачи в виде таблицы. Решите задачу.

Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3.

Чук - название денег другого государства (валюта).

Задача. (Группа 4)

Банк покупает у клиентов валюту по цене 19 эконов за один чук. Один клиент продал 60 чуков, а другой – 30 чуков. Сколько всего эконов потратил банк на покупку валюты?

Составьте краткую запись задачи в виде таблицы. Решите задачу.

Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3.

Ключ №3 (Группа 1, 2 и 5)

1. Вспомните, как выразить проценты дробью?

                                            50        

Например:  50% это 100

2. Как найти процент от числа?

Например: Чтобы найти 50% от числа 200 рассуждайте так:                            

         50        

 1) 50% это 100

 2) Чтобы найти 50% от числа 200 нужно

        200 : 100 х 50 = 100

Ключ №3 (Группа 3 и 4)

1. Вспомните, что значит цена, количество и стоимость.

Цена – это то сколько эконов стоит 1 чук.

Количество – это то, сколько чуков купили (или продали).

Стоимость – это то, сколько заплатили за всю покупку.

2. Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.                


ВКЛАД

КРЕДИТ

Сумма вложения

4100 эконов

Сумма кредита

4100 эконов

Процент за вкладу

20%

Процент за кредит

30%

Всего получит вкладчик

Всего вернёт заёмщик

ВКЛАД

КРЕДИТ

Сумма вложения

4100 эконов

Сумма кредита

4100 эконов

Процент за вкладу

20%

Процент за кредит

30%

Всего получит вкладчик

Всего вернёт заёмщик

ПРОДАЖА ВАЛЮТЫ

ПОКУПКА ВАЛЮТЫ

Курс

29 эконов

за чук

Курс

19 эконов

за чук

Продано клиентам банка всего

90 ч.

Куплено банком всего

90 ч.

Всего получено от продажи валюты

Всего потрачено на покупку валюты

ПРОДАЖА ВАЛЮТЫ

ПОКУПКА ВАЛЮТЫ

Курс

29 эконов

за чук

Курс

19 эконов

за чук

Продано клиентам банка всего

90 ч.

Куплено банком всего

90 ч.

Всего получено от продажи валюты

Всего потрачено на покупку валюты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики, 4 класс "Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8+х=16"

Учитель: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 4      УМК: «Начальная школа XXI  века».  Предмет: математикаТема: Нахождение неизвестного числа в равенства...

Технологическая карта урока математики Тема: «Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1» (1 класс)

Цель деятельности учителя:  Формирование умения выполнять сложение вида  +1+1, вычитание вида   -1-1; оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры на основе знания нум...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Виды треугольников" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с разными видами треугольников; формирование умения определять виды треугольников по сторонам.Планируемые результаты: Предметные:знать виды треугольников...

Технологическая карта урока математики 3 класс Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200,  основанные на знании десятичного состава трёхзначных чисел...

Технологическая карта урока математики 3 класс Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с приемами вычислений вида 470 + 80, 560-90; закреплять вычислительные навыки, умение решать за­дачи изученных видов. Пла...

Технологическая карта урока математики 1 класса «Сложение вида +1+1, вычитание вида  -1-1»

Тип урока: урок усвоение новых знанийТема урока: «Сложение вида+1+1, вычитание вида -1-1»Педагогическая цель: создать условия для изучения случаев сложения вида+1+...