Правшина Л.А. Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Умножение вида 43х20"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Тема: Умножение вида 43х20.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний (технология учебных ситуаций).
Форма проведения урока: деловая игра «Банк», групповая работа.
Цель: отработка письменных приемов умножения круглых чисел вида 43 х 20 и задач изученных видов.
Задачи:
Образовательные: направить действия учащихся на совершенствование вычислительных навыков. Совершенствовать умение решать задачи.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы.
Воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; ответственное отношение к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravshina_l.a._konspekt_uroka_matematiki._3_klass.docx | 56.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Правшина Л.А., учитель начальных классов МАОУ «Прогимназия «Центр детства»
Технологическая карта урока математики.
3 класс. УМК «Начальная школа XXIвека»
Тип урока: закрепление и обобщение знаний (технология учебных ситуаций)
Форма проведения урока: деловая игра «Банк», групповая работа
Тема | Умножение вида 43х20 |
Педагогические задачи | отработка письменных приемов умножения круглых чисел вида 43 х 20 и задач изученных видов |
Цели | Образовательные: направить действия учащихся на совершенствование вычислительных навыков. Совершенствовать умение решать задачи. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы. Воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; ответственное отношение к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом |
Планируемый результат | Предметные: научатся выполнять умножение круглых чисел (устные и письменные приемы), решать учебные и практические задачи – применение знаний в нестандартной ситуации; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: закрепление приемов сложения, вычитания, умножения многозначных чисел, выявление правил работы с таблицами, отработка навыков устного счета и решения задач. Познакомить обучающихся с системой работы банков. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать навыки совместной работы, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения. Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета. |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир |
Оборудование: | интерактивная доска, персональные нетбуки, маршрутные листы для каждого обучающегося, карточки с заданиями и ключи к их выполнению для групп, опорные слова (на доску). |
Организация пространства | Групповая работа, работа в парах. |
Этапы урока | Цель этапа | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
1.Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес. | Создание ситуации для психологического настроя на урок: Отправимся мы с вами в необычный городок, Тысячи туда ведут дорог. Зовут тот город "Город Мастеров", Там жители из всяческих миров. И все желают посетить базар, Купить волшебный там товар. - Кто живет в этом Городе Мастеров? (Ремесленники). - Кто такие ремесленники? (Человек, к-рый занимается, владеет профессиональным ремеслом.) -Какими качествами должны обладать ремесленники? (Трудолюбие, старательность, добросовестность…). -Как вы думаете, а нам могут эти качества пригодиться на уроке математики? На уроке мы будем трудиться, и делать все будем старательно, добросовестно и дружно. Ведь мы сегодня работаем в группах. (Повторение правил работы в группе) | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Самоопределение к деятельности. Включение учеников в учебную деятельность. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
2.Постановка цели (целеполагание) | сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели. | - Давайте и мы мысленно переместимся в этот необычный город. Походим по базарной площади. Покупатели приобретают самые разные товары. Денежной единицей в Городе Мастеров является экон. Посмотрим, как продвигается торговля у некоторых ремесленников. Выполним «Блиц-турнир». Решите простые задачи. В маршрутном листе запишите только выражения для решения этих задач и найдите их значения.
- Что общего во всех выражениях, которые мы записали для решения задач? (Умножение круглые чисел) - Сделайте вывод, над чем мы с вами будем работать сегодня на уроке? (Умножение круглых чисел) Какую цель поставим перед собой? (Закрепить умение выполнять умножение круглых чисел) | Организует постановку цели урока. | Выполняют задание. Определяют цель урока. | Постановка и формулирование проблемы (Познавательные УУД). |
3.Актуализация знаний. | Повторение изученного материала, необходимого для “закрепления и обобщения знания”. | - Как мы выполняем умножение круглых чисел? (Повторяют алгоритм умножения круглых чисел – устный прием вычисления). -Какое выражение можно считать лишним? Почему? (12 х 50. Оно основано на внетабличном умножении). - Как ещё можно было выполнить решение этого выражения? (Записывая столбиком). (Один ученик решает на доске с объяснением. Повторяют алгоритм письменного умножения круглых чисел) - В конце торгового дня ремесленники стали подсчитывать свои доходы. Они сделали следующие записи: - Все ли записи выполнены верно? - Исправьте (на интерактивной доске), выполните вычисления (в парах). Проверьте решение по «Ключу №1». | Организует составление совместного плана действий (алгоритма). Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Проговаривают алгоритм устного и письменного умножения круглых чисел. Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я затрудняюсь). | Уметь проговаривать последовательность действий в выполнении задания (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
5. Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение и систематизация знаний. Применение умения выполнять умножение круглых чисел в решении задач | - Как могут распорядиться своими деньгами ремесленники? (… отнести в банк) - Предлагаю вам выступить в роли работников банка «Содружество». -Что такое банк? (Место, где выполняют различные операции с деньгами). - В нашем банке будет несколько отделов, каждый из которых будет выполнять определенные операции с денежными средствами. Для того чтобы определить, чем занимается ваш отдел, необходимо результаты умножения, полученные в предыдущем задании записать в порядке возрастания. Какое слово у вас получилось? Найдите словарную статью – «Ключ №2», прочитайте ее. (Получились слова: вклад, кредит, касса, валюта) - Следовательно, мы определили отделы: операционный отдел, кредитный отдел, валютные отделы, отдел кассовых операций. a) Каждый отдел сейчас должен решить задачу, записать ее решение в маршрутный лист. 1) Операционный отдел: ВКЛАД (зачитывают значение слова) Ваш отдел занимается оформлением и выдачей вкладов населения. Словарная статья: «Клиент может положить в банк деньги на хранение, в любое время их забрать. Вложенными деньгами до востребования может пользоваться банк. За это он клиенту платит проценты». Задача: В этом месяце клиенты банка сделали вклады на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами клиентов банк выплатит им 20% от суммы вкладов. Сколько всего эконов получат вкладчики? 2) Кредитный отдел: КРЕДИТ Ваш отдел занимается оформлением и выдачей кредитов. Словарная статья: «Банк не только хранит деньги вкладчиков, но и отдаёт их вклады кому-нибудь в займы. Выдает кредит. Заемщик возвращает долг банку и ещё платит за услугу проценты». Задача: В этом месяце клиентам банка было выдано кредитов на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами банка заёмщики выплатят банку 30% от суммы кредитов. Сколько всего эконов возвратят заёмщики банку? 3) Отдел кассовых операций: КАССА Отдел кассовых операций производит кассовое обслуживание клиентов, проще говоря, принимает и выдает наличные деньги. Словарная статья: «Кассир может принимать платежи или переводы. За оформление платежей или переводов кассир берет оплату, которая составляет определенный процент от суммы платежа». Задача: В этом месяце кассиры банка приняли платежи на общую сумму 8600 эконов. За оформление платежей клиенты заплатили кассирам 3% от суммы платежей. Сколько всего эконов получено в кассу? 4 и 5) Валютный отдел: ВАЛЮТА Все операции банка с иностранной валютой проводят специалисты валютного отдела. Словарная статья: «Валюта – это деньги другого государства». Чуки – название денег другого государства» Задача1: Банк продаёт клиентам валюту по цене 29 эконов за один чук. Один клиент приобрёл 40 чуков, а другой – 50 чуков. Сколько всего эконов получил банк с продажи валюты? Задача2. Банк покупает у клиентов валюту по цене 19 эконов за один чук. Один клиент продал 60 чуков, а другой – 30 чуков. Сколько всего эконов потратил банк на покупку валюты? | Создает условия для расширения понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. Организует системное включение заданий на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей. | Применяют полученные знания об умножении круглых чисел в решении составных задач. Работают со словарной статьей. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
Повторение ранее изученного | - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление- -организовать взаимопроверку. самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | - Давайте составим финансовый отчет. Посчитаем какой доход был у банка в этом месяце. Все отделы должны передать свои данные:
Составление диаграммы: - Полученная сумма – это доход за апрель (вносят в таблицу). Внесите в таблицу доходы банка за другие месяцы (карточка). Постройте и проанализируйте диаграмму. | Организация упражнений по углублению практических умений и навыков | Работают на персональных нетбуках. Составляют диаграмму, используя предложенные данные и данные, полученные при выполнении заданий | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Рефлексия | - зафиксировать содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Какую задачу ставили на урок? Удалось решить поставленную задачу? - Давайте проанализируем нашу работу на уроке. Проведем опрос на нетбуках. Рассмотрите свой маршрутный лист. Проанализируйте свою работу на каждом этапе урока. Каждый этап урока обозначьте значком: + всё получилось - не получилось ? были затруднения. 1. Всё ли у вас получилось в «Блиц - турнире»? 2. Умножение на числа, оканчивающиеся нулём. 3. Решение составной задачи. 4. Сложение и вычитание многозначных чисел. 5. Построение диаграммы. - Заполните таблицу затруднений: в каком задании были трудности и почему. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Высказывания учащихся. Анализируют свою деятельность при выполнении заданий на каждом этапе урока. Заполняют таблицу затруднений | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Приложение
Маршрутный лист №1
- Устный счёт.
«Блиц-турнир»
а) ____________________ в) ____________________
б) ____________________ г) ____________________
- Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.
Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)
Число | ||||||
Буква |
- Решение составной задачи.
Положили - _______________
Выплатит - _______________
Всего - ___________________
- Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Маршрутный лист №2
- Устный счёт.
«Блиц-турнир»
а) ____________________ в) ____________________
б) ____________________ г) ____________________
- Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.
Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)
Число | ||||||
Буква |
- Решение составной задачи.
Цена | Количество | Стоимость | |
I клиент | 29 эконов | ||
II клиент | 29 эконов |
- Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Маршрутный лист №3
- Устный счёт.
«Блиц-турнир»
а) ____________________ в) ____________________
б) ____________________ г) ____________________
- Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.
Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)
Число | ||||||
Буква |
- Решение составной задачи.
Цена | Количество | Стоимость | |
I клиент | 19 эконов | ||
II клиент | 19 эконов |
- Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Маршрутный лист №4
- Устный счёт.
«Блиц-турнир»
а) ____________________ в) ____________________
б) ____________________ г) ____________________
- Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.
Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)
Число | ||||||
Буква |
- Решение составной задачи.
Выдали - _______________
Выплатят - _______________
Всего - ___________________
- Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Маршрутный лист №5
- Устный счёт.
«Блиц-турнир»
а) ____________________ в) ____________________
б) ____________________ г) ____________________
- Умножение на числа, оканчивающиеся нулём.
Запиши значения произведений в порядке возрастания. Узнай зашифрованное слово (используй ключ №1)
Число | ||||||
Буква |
- Решение составной задачи.
Приняли - _______________
Заплатили - _______________
Всего - ___________________
- Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Ключ №1 (Группа 1) Ключ №1 (Группа 2)
920 | К |
2146 | |
1560 | А |
1750 | Д |
820 | В |
1280 | Л |
920 | Р |
2146 | И |
1560 | Т |
1750 | Д |
820 | К |
1280 | Е |
Ключ №1 (Группа 3) Ключ №1 (Группа 4)
920 | А |
2146 | А |
1560 | Ю |
1750 | Т |
820 | В |
1280 | Л |
920 | А |
2146 | А |
1560 | Ю |
1750 | Т |
820 | В |
1280 | Л |
Ключ №1 (Группа 5)
920 | А |
2146 | А |
1560 | С |
1750 | |
820 | К |
1280 | С |
Ключ №2 (Группа 1)
Словарная статья:
Вклад – это деньги, которые клиенты кладут в банк с целью получения дохода.
Вкладчик – тот, кто сделал вклад в банке.
Клиент может положить в банк деньги на хранение и в любое время их забрать. Вложенными деньгами до востребования может пользоваться банк. За это банк платит вкладчику проценты.
Ключ №2 (Группа 2)
Словарная статья:
Кредит (или заём) – это денежная сумма, которую предоставляет банк клиенту на определённый срок и на определённых условиях.
Заёмщик – тот, кто берёт кредит (заём) в банке.
Банк не только хранит деньги вкладчиков, но и даёт их вклады в займы. Выдаёт кредит. Заёмщик возвращает долг банку и ещё платит за это проценты.
Ключ №2 (Группа 3 и 4)
Словарная статья:
Валюта – это денежные знаки иностранных государств.
Денежная единица города Мастеров – экон.
Валюта (деньги другого государства) – чук.
Ключ №2 (Группа 5)
Словарная статья:
Касса – это место, где производят денежные операции, то есть принимают и выдают деньги.
Кассир – работник, который осуществляет приём, хранение и учёт денежной наличности.
Кассир может принимать платежи и переводы. За оформление платежей или переводов кассир берёт плату, проценты.
Задача. (Группа1) В этом месяце клиенты банка сделали вклады на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами клиентов банк выплатит им 20% от суммы вкладов. Сколько всего эконов получат вкладчики? Составьте краткую запись задачи. Решите задачу. Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3. |
Задача. (Группа 2) В этом месяце клиентам банка было выдано кредитов на общую сумму 4100 эконов. За пользование деньгами банка заёмщики выплатят банку 30% от суммы кредитов. Сколько всего эконов возвратят заёмщики банку? Составьте краткую запись задачи. Решите задачу. Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3. |
Задача. (Группа 5) В этом месяце кассиры банка приняли платежи на общую сумму 8600 эконов. За оформление платежей клиенты заплатили кассирам 3% от суммы платежей. Сколько всего эконов получено в кассу? Составьте краткую запись задачи. Решите задачу. Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3. |
Чук - название денег другого государства (валюта). Задача. (Группа 3) Банк продаёт клиентам валюту по цене 29 эконов за один чук. Один клиент приобрёл 40 чуков, а другой – 50 чуков. Сколько всего эконов получил банк с продажи валюты? Составьте краткую запись задачи в виде таблицы. Решите задачу. Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3. |
Чук - название денег другого государства (валюта). Задача. (Группа 4) Банк покупает у клиентов валюту по цене 19 эконов за один чук. Один клиент продал 60 чуков, а другой – 30 чуков. Сколько всего эконов потратил банк на покупку валюты? Составьте краткую запись задачи в виде таблицы. Решите задачу. Если затрудняетесь в решении задачи, воспользуйтесь ключом №3. |
Ключ №3 (Группа 1, 2 и 5)
1. Вспомните, как выразить проценты дробью?
50
Например: 50% это 100
2. Как найти процент от числа?
Например: Чтобы найти 50% от числа 200 рассуждайте так:
50
1) 50% это 100
2) Чтобы найти 50% от числа 200 нужно
200 : 100 х 50 = 100
Ключ №3 (Группа 3 и 4)
1. Вспомните, что значит цена, количество и стоимость.
Цена – это то сколько эконов стоит 1 чук.
Количество – это то, сколько чуков купили (или продали).
Стоимость – это то, сколько заплатили за всю покупку.
2. Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.
ВКЛАД | КРЕДИТ |
Сумма вложения 4100 эконов | Сумма кредита 4100 эконов |
Процент за вкладу 20% | Процент за кредит 30% |
Всего получит вкладчик | Всего вернёт заёмщик |
ВКЛАД | КРЕДИТ |
Сумма вложения 4100 эконов | Сумма кредита 4100 эконов |
Процент за вкладу 20% | Процент за кредит 30% |
Всего получит вкладчик | Всего вернёт заёмщик |
ПРОДАЖА ВАЛЮТЫ | ПОКУПКА ВАЛЮТЫ |
Курс 29 эконов за чук | Курс 19 эконов за чук |
Продано клиентам банка всего 90 ч. | Куплено банком всего 90 ч. |
Всего получено от продажи валюты | Всего потрачено на покупку валюты |
ПРОДАЖА ВАЛЮТЫ | ПОКУПКА ВАЛЮТЫ |
Курс 29 эконов за чук | Курс 19 эконов за чук |
Продано клиентам банка всего 90 ч. | Куплено банком всего 90 ч. |
Всего получено от продажи валюты | Всего потрачено на покупку валюты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики, 4 класс "Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8+х=16"
Учитель: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 4 УМК: «Начальная школа XXI века». Предмет: математикаТема: Нахождение неизвестного числа в равенства...
Технологическая карта урока математики Тема: «Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1» (1 класс)
Цель деятельности учителя: Формирование умения выполнять сложение вида +1+1, вычитание вида -1-1; оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры на основе знания нум...
Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Виды треугольников" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с разными видами треугольников; формирование умения определять виды треугольников по сторонам.Планируемые результаты: Предметные:знать виды треугольников...
Технологическая карта урока математики 3 класс Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200, основанные на знании десятичного состава трёхзначных чисел...
Технологическая карта урока математики 3 класс Тема: "Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с приемами вычислений вида 470 + 80, 560-90; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. Пла...
Технологическая карта урока. Математика 2 класс "Письменное вычитание вида 50-24"
Технологическая карта урока по математике...
Технологическая карта урока математики 1 класса «Сложение вида +1+1, вычитание вида -1-1»
Тип урока: урок усвоение новых знанийТема урока: «Сложение вида+1+1, вычитание вида -1-1»Педагогическая цель: создать условия для изучения случаев сложения вида+1+...
- Мне нравится (1)