"Римские цифры"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Хорева Александра Николаевна

конспект урока по математике в 3 классе "Римские цифры" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimskie_tsifry.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 14 марта 2017г.,

Школа: МОУ «Первомайская СОШ»

Класс: З

Урок: 1

Учитель: Бородина К.А.

Методист: Шакирова О.Г.

Студент: Хорева А. 46 гр

                                                                Тема урока: «Римская система счисления »

Цели урока: познакомить учащихся с римскими цифрами.

Планируемые результаты: учить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе;

закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

  • Предметные:
  • Познакомятся с римскими цифрами
  • Переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними.
  • Сформировать вычислительные навыки.
  • Личностные:
  • сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, тонкая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Откройте ваши тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите классная работа, на полях записываем число, сегодня 14 марта, первый день весны.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний 

Ответы на вопросы

Устный счет

математический диктант, решение выражений

Задает задания с целью актуализации знаний.(один ученик выполняет задания у доски другие в тетради)

Ребята, что вы видите на доске? Как вы думаете, что нужно сделать?

Итак , ребята, сегодняшний урок мы начнем с выполнения самостоятельной работы, откройте контрольные работы на странице 25. Посмотрите на задания задайте вопросы.

Выполнять математический диктант

Проверять свои знания

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

группируют предметы и объекты.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Откройте тетрадь на странице 52.посмотрите на циферблат у часов. Как вы думаете, почему циферблаты часов отличаются?

Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся?

Сравнивать числа

Отвечать на вопросы

 

К: выражают свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

4.

Решение частых задач

Индивидуальная и фронтальная беседы

Работа по учебнику

Стр. 50. №2.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

Римские цифры — цифры, использовавшиеся древними римлянами в своей непозиционной системе счисления.

История римских цифр

Римские цифры появились за 500 лет до нашей эры у этрусков, которые могли заимствовать часть цифр у прото-кельтов.

Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов. Но до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и (в англо-американской типографической традиции) страницы книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные.

Римские цифры

1 — I (лат. unus)
5 — V (лат. quinque)
10 — X (лат. decem)
50 — L (лат. quinquaginta)
100 — (C лат. centum)
500 — (D лат. quingenti)
1000 — (M лат. mille)

Посмотрите как записываются в римской системе цифры 1, 5, 10-с их помощью можно записать остальные числа.

Например 2- это 2 единицы, 3-три единицы. 4 записывается так, 1 после 5, это значит что из 5 мы вычитаем 1, 5, что бы записать число 6 нужно к 5 прибавить 1, или поставить 1 перед 5..

Давайте выполним задание номер 2.

III

VI>IV

IX>VIII

XI>IX

XII>VII

IV

Отвечать на вопросы

Считать сотнями

Выполнять арифметические действия

Работать с величинами

Уметь ориентироваться в учебнике;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

5.

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Организует физкультминутку.

                     

Выполняют  физические упражнения

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

Стр. 52 №3

Стр. 52 №4

 

Стр 51 №4

Организует  работу детей на доске. Отвечает на вопросы учеников.

Заполните окошки.

III+I=IV

IX+II=XI

IV-II=II

IV+III=VII

XII-III=IX

III+III=VI

Из палочек выложены равенства, но в них допущены ошибки. Переложите палочки что бы получить равенства.

V+I=VI

X+II=XII

X-I=IX

ЗАПИШИТЕ НОМЕР, и поставьте цифры от 1 до 3.

1)XXI

2)XXIII

3)XIX

вычислять

Отвечать на

вопросы .

Решать выражения  

преобразовывать величины

записывать числа римскими цифрами.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

7.            Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Что нового вы открыли для себя?

— О чем вы расскажете родителям?

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку, рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Римские цифры

Презентация  к  уроку  математики  по  учебникам  М.И. Моро  3  класс  по  теме  "Римские  цифры"...

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Числа и цифры. Римские цифры

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...