Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы
презентация к уроку (2 класс) по теме
В презентации собраны подсказки-памятки по русскому языку. Цель помочь учащимся и родителям повторить и запомнить орфограммы по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель. Помочь учащимся и родителям повторить и запомнить некоторые орфограммы по русскому языку.
Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Виды текстов: текст- повеств ование - это текст, в котором передаётся последовательность событий, похож на кадры фильма, которые идут один за другим; текст - описание - это текст, в котором описывается предмет или явление, напоминает картину или остановленный кадр фильма, которые надо внимательно рассматривать ; текст - рассуждение - это текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления Текст состоит из нескольких смысловых частей (абзацев). Каждый абзац пишется с красной строки Красная строка - это первая строка абзаца с отступом. План текста - это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
Это должны знать Слова, называющие предметы, явления природы, людей, животных и отвечающие на вопросы кто? или что? - это имена существительные. Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? - это имена прилагательные . Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? что делает? что сделает? - это глаголы .
Предложения могут быть: по цели высказывания -повествовательные (содержат рассказ, повествование) - вопросительные (содержат вопрос) - побудительные (содержат приказ или просьбу) по интонации - восклицательные - невосклицательные
Состав слова 1 Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.(сов а , сов ой , сов е ) 2. Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными. 3 . Корень – общая часть родственных слов. Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные (родственные ) слова.(сад, садик, садовник) Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.(нос ,носик,носище)
Запомни! Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. После мягких согласных, кроме [ч ′] пишется суффикс – ёнок Например: тигрёнок, телёнок , жеребёнок. После твёрдых согласных и [ч ′] пишется суффикс – онок- Например: мышонок, волчонок, зайчонок. Суффикс – ик - пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» (ключик – ключика, замочек – замочка).
Это должны знать. Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов . В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а. В приставках до-, о- об-, от-, по-, под-, про- пишется- о. Запомни! Приставка пра- есть в словах пр а дедушка, пр а бабушка, пр а внучка, пр а внук. Приставка па- есть в слове п а водок. Основа – это часть слова без окончания
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить безударный гласный звук, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы «сомнительный «(безударный ) гласный стоял под ударением. Чтобы проверить парный согласный звук, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [ л ], [м], [н], [р], [й]. Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн). Чтобы проверить есть ли между этими сочетаниями звук - невидимка, надо подобрать родственные слова.
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить безударный гласный звук, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы «сомнительный «(безударный ) гласный стоял под ударением. ( Ос е нь – осенний, л и са – лисы, л е са – лес) . Чтобы проверить парный согласный звук, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [ л ], [м], [н], [р], [й]. (похо д кой – ход и т, мя г кой – мяг о к). Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн). Чтобы проверить есть ли между этими сочетаниями звук - невидимка, надо подобрать родственные слова.( со л нце-сол ны шко)
Разделительный ъ и ь знаки Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед е, ё, ю, я. (Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем). Например: по д ъ ё м , об ъ я снил. Разделительный ь пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием. Например: соловьи, ружьё.
Способы словообразования Способы словообразования - суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложения. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово . Если слово имеет 2 корня, то оно образовано способом сложения с помощью соединительных гласных о и е. Имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончаний: пальто метро пони радио кино пианино шоссе желе
Памятка грамотного письма Сначала запишем слово, пропустив в нем орфограмму. Над пропуском оценим особенности орфограммы и выберем способ проверки; укажем этот способ цифрой. Затем, применив выбранный способ, запишем — в скобках — результат его применения. Если проверка по сильной позиции, укажем изменение слова с сильной позицией для соответствующей орфограммы; Если проверка по словарю, выпишем из словаря найденное слово; Если проверка по правилу, сокращенно укажем особенности орфограммы, проверяемой по правилу. В заключение запишем слово еще раз, но уже на месте орфограммы укажем выбранную букву.
Согласные з вуки и буквы : Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с Непарные звонкие: л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые : ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й
Фонетический разбор слова Выпиши слово. Поставь ударение, раздели на слоги.. Послушай слово и запиши фонетическую транскрипцию. Дай характеристику всем звукам по порядку. Гласные звуки: ударный и безударные, какими буквами обозначены. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены. Колич 5 букв,ество звуков и букв Образец записи: Буд-ка – 2 слога , [б у т к а] б - [б] – согласный, звонкий, твёрдый у - [у] – гласный, ударный д - [т] -- согласный, глухой, твёрдый к - к - [к] --- согласный, глухой, твёрдый а - [ a ] - гласный, ,безударный 5 букв, 5 звуков
Ж е л а ю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42610.jpg)
работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы
Работу над ошибками учащиеся выполняют по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-368-1670040933.jpg)
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"
Данная публикация представляет собой памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-128294-1679155152.jpg)
Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.
В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-276772-1375595939.jpg)
Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)
Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-1884-1553166029.jpg)
Тетрадь-справочник по русскому языку для учащихся начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русс...
Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы
Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-670132-1442763154.jpg)
Тренажеры по русскому языку для учащихся начальной школы.
Тренажеры по русскому языку для учащихся начальной школы.Раздаточный материал Кулешовой Елены Михайловны....