сиетаксис в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кудабаева Наркас Рифовна

Изучение четных и нечетных чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintaksis_v_nachalnyh_klassah.referat.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксис в начальных классах.

Синтаксис–это раздел языкознания, который изучает словосочетания, типы предложений, текст.

Одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание синтаксических структур. Язык в современном языкознание рассматривается как система разных уровней. Низшим  из которых является фонетика, высшим-синтаксис.

Главная трудность изучения синтаксиса заключается в том, что дети не всегда могут разграничить морфологические понятия от синтаксической. Потому что, по своей функции они переплетаются.

Задача учителя заключается в том, чтобы весьти работу так чтобы предупредить смешение грамматических понятий.

Программа по русскому языку имеет твердый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений,в грамматически точном их использовании.

Грамматические умения, приобретенные детьми в процессе составления словосочетаний, при анализе и составлении предложений также способствуют осознанному употреблению предложений  в речи.

Синтаксические понятия изучаемые в начальных классах.

В начальной школе из области синтаксиса вводится понятия словосочетания, предложения(ПП,СП) и текст.

Одним из синтаксических понятий является словосочетание.

Уже в период обучения грамоте учим детей вставить вопрос от слова к слову. Правильно связать одно слово с другим. Согласовать в РЧП.

Понятие предложение вводится в период обучения грамоте практическим путем :дается сюжетная картина и схема под ней; дается интонационный рисунок предложения; в предложение вводится предлоги(маленькие слова)-слова помощники.

Дается определение предложения, его признаки и понятия предложения. Дальнейшим развивается в практическом плане.

Дети составляют предложение на заданную тему;восстановление деформированного текста. Дается понятия о главных и второстепенных членах предложения.

Изучаются однородные члены предложения, постановка знаков препинания. Дается понятие о сложном предложение.

Надо добиватся того, чтобы дети поняли тематическую близость предложений или смысловое единство отдельно взятого предложения.

Обзор программного содержания учебника русского языка для начальной башкирской школы (Автор Азнабаева Ф.Ф.,Давлетбаева Р.Г. и др.)

Первый класс.

Создание лексико-грамматической и речевой базы для обучения грамоте (192 часа)

Предварительный устный курс (72 часа)

Аудирование. Умение и навыки аудирования : воспринимать элементарную русскую речь в обычном разговорном ритме.

Говорение. Выработка у учащихся умений и навыков воспроизведения и производства связной речи в монологических и диалогических формах.

Умение и навыки говорения.

-умение воспринимать, понимать и поддерживать ежедневную беседу в начале урока;

-понимать на слух простую русскую связную речь;

-воспринимать и понимать на слух прочитанные учителем небольшие художественные тексты с опорой на иллюстрации;

-называть предметы действия, признаки предметов и объекты действия с опрой на наглядность;задавать вопросы и отвечать на них, воспроизводить услышанные и прочитанные предложения;

-умение отвечать предложениями на вопросы учителя по содержанию воспринятых на слух связных высказываний монологического и диалогического характера, близко к речевому образцу или тексту;

-умение воспроизводить по данному образцу объединенные одной темой предложения (2-5 предложений) с опрой на натуральную наглядность или на серии предметов и простых сюжетных картин;

-строить небольшой связный рассказ с опрой на коллективные наблюдения по вопросам (из 2-5 предложений);

-связно рассказывать по ситуативной картине по вопросам и без вопросов учителя (из 2-5 предложений);

-составление синтаксической конструкции и предложений, соединенных между собой усвоенными средствами связи;

Подготовка к обучению русской грамоте: умение выделять предложения из небольшого связного высказования, а из предложения-слова с опорой на графическую схему.

Второй класс.

Повторение изученного в 1 классе (17 часов).

Программа 2 класса не включает изучение новых синтаксических понятий, но предполагает их дальнейшее усовершенствование.

Наряду с закреплением фонетических знаний в процессе повторения обобщается знания о предложении и о слове.

Третий класс.

Изучаются такие темы:

-Какую цель имеют предложения? Зачем нужны точки и другие знаки?

-Что такое текст?

-Как строится предложение? Что такое грамматическое значение слов в предложении?

-Роль слов-помощников.

Четвертый класс.

Изучаются такие темы:

-Слово и его значение.

-Что такое часть речи?

-Что такое части речи?

-Все ли слова являются частями речи.

-Кому и как служат служебные слова?

Синтаксические упражнения.

Обзор учебника русского языка для начальной башкирской школы (Авторы Азнабаева Ф.Ф., Давлетбаева Р.Г.)

Первый класс.

-Составление словосочетаний по картине;

-Составление предложений по схеме;

-Составление предложений по схеме и по картине;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Ответы на вопросы, диолог;

-Связывать при рассказывании два соседних предложений;

-Составление небольших связных высказываний;

Второй класс.

-Составление словосочетаний и предложений со словарными словами; со словами-названия предмета, признака, действия;

-Ответы на вопросы и составление диолога берется более обширно;

-Составление устно небольших связных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

-Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Восстановление деформированного текста;

-Объяснение знаков препинания;

-Составление схемы предложений;

Третий класс.

-Составление словосочетаний;

-Составление предложений со словарными словами;

-Составление устно небольших связанных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

-Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Восстановление деформированного текста;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Объяснение знаков препинания;

-Составление схемы предложений;

-Определение границ предложения;

-Нахождение грамматических основ;

Четвертый класс.

-Нахождение грамматических основ;

-Установление границ предложения;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Восстановление деформированного текста;

-Объяснение знаков препинания;

-Анализ словосочетаний, предложений;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слов;

-Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений;

-Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.

 Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

Приведем виды синтаксических упражнений, направленных на развитие речи учащихся. В первую очередь,это упражнения в конструировании словосочетаний различного вида. Составленные детьми словосочетания должны прочно войти в их речь и предостерегать от возможных ошибок в употреблении предложно-падежных форм имени существительного и падежных форм имени существительного и падежных форм имени прилагательного.  

Данные упражнения могут выполняться как письменно, так и устно, как на уроках грамматики, так и при подготовке к любой творческой работе; тогда выполнение подобных упражнений будет служить целям предупреждения и исправления речевых ошибок учащихся:

Итак,виды упражнений в составлении словосочетаний.

1.Составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова.

а) День, солнце, ночь, река, поле, птицы // певчие, колхозное, теплая, лунная, яркое, летний.

б) Теплый, ночь; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех ; заглянуть, окно; встретить, друг; встретиться, друг.

в) Писать, идти, читать, грести // бегло, быстро, сильно, красиво.

2.Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов.

a)  Путь ( какой? ); дорога ( какая? ); событие ( какое? ); тополь ( какой?); ель ( какая? )

б)  хорошо обращаться (с кем?; с чем?); хорошо относиться (к кому? к чему?);  любить (кого? что?)

в) радоваться чему? (приезд брата); верить во что? (победа); удивляться чему? (успех товарища); помогать кому? ( октябрята ).

3. Составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагателному, наречию) путем подбора главноо слова.

a) Товарища ( увидел, встретил, заметил, обидел и т.д.), товарищу ( рад, сказал, посоветовал, передал и т.д.), с товарищем  (шел, говорил, сидел, поссорился ит.д.),  о товарище  ( написал, подумал, вспомнил, сказал и т.д.);

б) топкое, вязкое, лесное,…; горячее, вкусное,…; чистая, глубокая ,тихая,…; огромное, синее, теплое,…; умный, добрый, славный….

в) быстро (бежал), медленно (шел), тихо (говорил), редко ( ошибался ), высоко ( летал ).

4.Составление словосочетаний по данным однокоренным словам,требующим постановки имен существительных в разных падежах.

a) Благодарить-кого? за что?,  благодарность-кому?;  уважать-кого? за что?, уважение-к кому?;  возвратить-что? кому?, возвращение-кого?;

б) хвалить-кого?, хвалиться-чем?; сердить-кого?, сердиться-на кого?

5.Составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога.

Любовь к …, интерес к …, ненависть к …; отчет о …; заявление о …, мечта о …; надежда на …, наступление на … .

6.Составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

Войти в …, забежать за …, отплыть от …, вклеить в …, доставить до … .

Следующий вид упражнений, способствующий формированию синтаксического строя речи младших школьников,-это упражнения в составлении предложений.

Назовем основные из них:

а)Составление полного ответа на вопрос учителя.

б)Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов.

 в)Составление предложений из данных слов, словосочетаний.

 г)Восстановление деформированного текста.

д)Подбор подходящего по смыслу пропущенного в преложении слова.

е)Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений.

з)Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

1.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составтье предложения.

береза … … …    в небе

огурец … … …   в доме

воробей … … … в школе

комната … … … в лесу

ученик … … …   в огороде

2.Составьте предложение с данными словами.

ветер, капуста, осина, товарищ

3.Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4.Составьте предложения с данными словосочетаниями.

веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница’

5.Замените предложения одним словарным словом.Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

6.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова.Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге-… .(картинка)

Килограмм-это тысача… .(грамм)

Мать родимая-… любимая.(Родина)

7.Из слов составьте предложение.

огород, растет, в, картофель

8.Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

9.Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!

10.Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

11.Смоделируйте предложение по схеме.

Что?.....................что делают?........................в какие?...............как? во что?............. .

Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача- активизировать словарь детей.

Виды упражнений предложенные мной.

1.Составление словосочетаний:

-при составление словосочетаний использовать ассоциативное поле, из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;

-использование грамматического моделирования (по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов);

-по данным однокоренным словам или приставочными глаголами;

-составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога;

-составление словосочетаний с глаголами синонимами;

2.Составление предложений:

-по схеме  или графики;

-на заданную тему;

-по данному падлежащему; с данным словарным словом; с данным словосочетанием;

3.Анализ предложений и словосочетаний;

4.Выделение из предложений словосочетания (со словарным словом);

5.Определение границ предложения;

6.Нахождение основы предложения;

7.Объяснение знаков препинания;

        8.Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слов;

9.Восстановление деформированного текста;

10.Разделение текста на предложения;

Составление устно небольших связанных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

Вывод.

Таким образом, одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание синтаксических структур. Язык в современном языкознание рассматривается как система разных уровней. Низшим  из которых является фонетика, высшим-синтаксис.

Главная трудность изучения синтаксиса заключается в том, что дети не всегда могут разграничить морфологические понятия от синтаксической. Потому что, по своей функции они переплетаются.

Задача учителя заключается в том, чтобы весьти работу так чтобы предупредить смешение грамматических понятий.

Программа по русскому языку имеет твердый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений,в грамматически точном их использовании.

Итак, синтаксическое развитие речи детей и развитие их контекстной речи осуществляется в процессе изучения всех синтаксических и морфологических тем, а также при выполнении специальных упражнений по составлению словосочетаний, предложений и связных текстов. Все это является составной частью общей работы по воспитанию культуры речи младших школьников.

Список литературы.

  1. Азнабаева Ф.Ф., Давлетбаева Р.Г., Сулейманова Ф. Г. Русский язык для первого класса башкирской школы (по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова- В.В. Репкина ).-Уфа: Китап,2002.-184 с.: ил.
  2. Азнабаева Ф.Ф., Давлетбаева Р.Г., Гималова Л.Г. Русский язык для второго класса башкирской школы.-2-е изд., перераб.-Уфа: Китап,2002.-232 с.: ил.
  3. Азнабаева Ф.Ф., Давлетбаева Р.Г., Гималова Л.Г. Русский язык. Учебник для третьего класса башкирской школы по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова-В.В. Репкина. В 2-х частях.- Уфа: Китап,2003.-128 с.: ил.
  4. Азнабаева Ф.Ф., Давлетбаева Р.Г., Гималова Л.Г. Русский язык. Учебник для четвертого класса башкирской школы по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова-В.В. Репкина. В 2-х частях.- Уфа: Китап,2005.-264 с.: ил.
  5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.-2 -е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.-464 с.
  6. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В. А. Кустарева, Н. К. Никитина, и др.; Под ред. Н. С. Рождественского.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979.-239с.
  7. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка во 2 классе: Пособие для учителя трехлет. нач. шк.-4-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1991. -192 с.

Синтаксис в начальных классах.

Синтаксис–это раздел языкознания, который изучает словосочетания, типы предложений, текст.

Одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание синтаксических структур. Язык в современном языкознание рассматривается как система разных уровней. Низшим  из которых является фонетика, высшим-синтаксис.

Главная трудность изучения синтаксиса заключается в том, что дети не всегда могут разграничить морфологические понятия от синтаксической. Потому что, по своей функции они переплетаются.

Задача учителя заключается в том, чтобы весьти работу так чтобы предупредить смешение грамматических понятий.

Программа по русскому языку имеет твердый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений,в грамматически точном их использовании.

Грамматические умения, приобретенные детьми в процессе составления словосочетаний, при анализе и составлении предложений также способствуют осознанному употреблению предложений  в речи.

Синтаксические понятия изучаемые в начальных классах.

В начальной школе из области синтаксиса вводится понятия словосочетания, предложения(ПП,СП) и текст.

Одним из синтаксических понятий является словосочетание.

Уже в период обучения грамоте учим детей вставить вопрос от слова к слову. Правильно связать одно слово с другим. Согласовать в РЧП.

Понятие предложение вводится в период обучения грамоте практическим путем :дается сюжетная картина и схема под ней; дается интонационный рисунок предложения; в предложение вводится предлоги(маленькие слова)-слова помощники.

Дается определение предложения, его признаки и понятия предложения. Дальнейшим развивается в практическом плане.

Дети составляют предложение на заданную тему;восстановление деформированного текста. Дается понятия о главных и второстепенных членах предложения.

Изучаются однородные члены предложения, постановка знаков препинания. Дается понятие о сложном предложение.

Надо добиватся того, чтобы дети поняли тематическую близость предложений или смысловое единство отдельно взятого предложения.

Обзор программного содержания учебника русского языка для начальной башкирской школы (Автор Азнабаева Ф.Ф.,Давлетбаева Р.Г. и др.)

Первый класс.

Создание лексико-грамматической и речевой базы для обучения грамоте (192 часа)

-умение воспроизводить по данному образцу объединенные одной темой предложения (2-5 предложений) с опрой на натуральную наглядность или на серии предметов и простых сюжетных картин;

-строить небольшой связный рассказ с опрой на коллективные наблюдения по вопросам (из 2-5 предложений);

-связно рассказывать по ситуативной картине по вопросам и без вопросов учителя (из 2-5 предложений);

-составление синтаксической конструкции и предложений, соединенных между собой усвоенными средствами связи;

Подготовка к обучению русской грамоте: умение выделять предложения из небольшого связного высказования, а из предложения-слова с опорой на графическую схему.

Второй класс.

Повторение изученного в 1 классе (17 часов).

Программа 2 класса не включает изучение новых синтаксических понятий, но предполагает их дальнейшее усовершенствование.

Наряду с закреплением фонетических знаний в процессе повторения обобщается знания о предложении и о слове.

Третий класс.

Изучаются такие темы:

-Какую цель имеют предложения? Зачем нужны точки и другие знаки?

-Что такое текст?

-Как строится предложение? Что такое грамматическое значение слов в предложении?

-Роль слов-помощников.

Четвертый класс.

Изучаются такие темы:

-Слово и его значение.

-Что такое часть речи?

-Что такое части речи?

-Все ли слова являются частями речи.

-Кому и как служат служебные слова?

Синтаксические упражнения.

Обзор учебника русского языка для начальной башкирской школы (Авторы Азнабаева Ф.Ф., Давлетбаева Р.Г.)

-Составление словосочетаний и предложений по картине, по схеме; со словарными словами, со словами-названия предмета, признака, действия;со словосочетаниями;

-Составление схемы предложений;

-Ответы на вопросы, диолог;

-Составление небольших связных высказываний;

-Ответы на вопросы и составление диолога берется более обширно;

-Составление устно небольших связных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Восстановление деформированного текста;

-Объяснение знаков препинания;

-Определение границ предложения;

-Нахождение грамматических основ;

-Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слов;

-Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений;

-Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

Упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

1.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составтье предложения.

береза … … …    в небе

огурец … … …   в доме

воробей … … … в школе

комната … … … в лесу

ученик … … …   в огороде

2.Составьте предложение с данными словами.

ветер, капуста, осина, товарищ

3.Со словарными словами сотавьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4.Составьте предложения с данными словосочетаниями.

веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница’

5.Замените предложения одним словарным словом.Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

6.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова.Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге-… .(картинка)

Килограмм-это тысача… .(грамм)

Мать родимая-… любимая.(Родина)

7.Из слов составьте предложение.

огород, растет, в, картофель

8.Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

9.Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!

10.Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

11.Смоделируйте предложение по схеме.

Что?.....................что делают?........................в какие?...............как? во что?............. .

Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача- активизировать словарь детей.

Виды упражнения предложенные мной.

1.Составление словосочетаний:

-при составление словосочетаний использовать ассоциативное поле, из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;

-использование грамматического моделирования (по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов);

-по данным однокоренным словам или приставочными глаголами;

-составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога;

-составление словосочетаний с глаголами синонимами;

2.Составление предложений:

-по схеме  или графики;

-на заданную тему;

-по данному падлежащему; с данным словарным словом; с данным словосочетанием;

3.Анализ предложений и словосочетаний;

4.Выделение из предложений словосочетания (со словарным словом);

5.Определение границ предложения;

6.Нахождение основы предложения;

7.Объяснение знаков препинания;

        8.Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слов;

9.Восстановление деформированного текста;

10.Разделение текста на предложения;

Составление устно небольших связанных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.; 

Вывод.

Таким образом, одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание синтаксических структур. Язык в современном языкознание рассматривается как система разных уровней. Низшим  из которых является фонетика, высшим-синтаксис.

Главная трудность изучения синтаксиса заключается в том, что дети не всегда могут разграничить морфологические понятия от синтаксической. Потому что, по своей функции они переплетаются.

Задача учителя заключается в том, чтобы весьти работу так чтобы предупредить смешение грамматических понятий.

Программа по русскому языку имеет твердый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений,в грамматически точном их использовании.

Итак, синтаксическое развитие речи детей и развитие их контекстной речи осуществляется в процессе изучения всех синтаксических и морфологических тем, а также при выполнении специальных упражнений по составлению словосочетаний, предложений и связных текстов. Все это является составной частью общей работы по воспитанию культуры речи младших школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...