Формирование познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО
статья по математике на тему

В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшая задача современной системы образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам  умение учиться, способность к самосовершенствованию,  саморазвитию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.



Основные функции УУД:



• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Из школьной практики известно, что когда дети сталкиваются с вопросами, требующими рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, очень часто они теряются и оказываются в тупике.

Если процесс обучения будет направлен  на развитие познавательных способностей учащихся, то можно научить  посмотреть на что-то по-новому, не так, как все, с другой стороны,  не так, как раньше, - это очень непросто, но возможно.

В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.


Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы

Формировать познавательные  УУД на уроках математики можно с помощью различных видов заданий.

Виды заданий 

Познавательные

• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями

  (1 класс)

 - моделирование

Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 6 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на4 больше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».

 - «на что похоже?»

В результате выполнения подобных заданий у детей формируется умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем.

 - поиск лишнего

Задание: не вычисляя, найди лишний пример.

10 – 2                5 - 2

8 – 2                  4 - 2

6 – 2                  3 - 2

3 + 2                  2 – 2

Формируется умение осуществлять классификацию.

 - «цепочки»

В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Упражнения на развитие умения анализировать и синтезировать

(2 класс)

      Для обучения логическим приёмам – анализу и синтезу – я использую такие упражнения при выполнении которых логические приёмы доступны пониманию учеников и могут выполняться самостоятельно и с наибольшим интересом.

  1. Найди значение выражений

7*8+36:6         45:6+30

Используя  знаки действий и, если нужно, скобки, составь из них выражения с разными значениями.

2)

Цифры 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5 и 6 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось  13.

Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 15.

Цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 18.

  3)   Закрасьте клеточки, на которых записаны числа, которые делятся на 5.

0

5

7

14

21

1

20

8

22

10

43

2

30

40

9

23

37

44

3

17

31

38

4

11

15

39

46

12

19

25

47

6

13

50

27

 ?

 ?

 ?

 ?

 ?

        

3 класс

1 ) У Кролика было на 265 банок мёда больше, чем у Винни Пуха. Кролик подарил Винни Пуху 16 банок мёда. Раскрась того у кого банок мёда оказалось больше. Определи, на сколько банок у него больше.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5829e70f93645/formirovaniie_poznavatiel_nykh_uud_na_urokakh_matiematiki_1.png2)   реши ребус        НН  +   Р  =АБВ

4 класс

  1.   К числам 862 и  284 добавьте третье число так, чтобы с помощью знаков действий из них можно было составить верные равенства. Запиши  все возможные равенства.
  1.   Найди значения сумм.

7810 + 980 =                    704 + 1026=

873 + 979=                        1234 + 19297=

В каждой сумме увеличь первое слагаемое на 785. Найди значения

новых   сумм.

На сколько надо уменьшить второе слагаемое, чтобы значения сумм не

изменилось.

  1. Самолёт проделал путь в 4710 км. 3  часа он летел со скоростью 930 км/ч, а остальной путь со скоростью 960 км/ч. Сколько часов самолёт был в пути?

Измени вопрос задачи так, чтобы количество действий в её решении не изменилось.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

• выделять тип задач и способы их решения;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;

• устанавливать причинно-следственные связи;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...

Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХМАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...