Формирование познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО
статья по математике на тему
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшая задача современной системы образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к самосовершенствованию, саморазвитию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Основные функции УУД:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Из школьной практики известно, что когда дети сталкиваются с вопросами, требующими рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, очень часто они теряются и оказываются в тупике.
Если процесс обучения будет направлен на развитие познавательных способностей учащихся, то можно научить посмотреть на что-то по-новому, не так, как все, с другой стороны, не так, как раньше, - это очень непросто, но возможно.
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы
Формировать познавательные УУД на уроках математики можно с помощью различных видов заданий.
Виды заданий
Познавательные
• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями
(1 класс)
- моделирование
Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 6 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на4 больше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».
- «на что похоже?»
В результате выполнения подобных заданий у детей формируется умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем.
- поиск лишнего
Задание: не вычисляя, найди лишний пример.
10 – 2 5 - 2
8 – 2 4 - 2
6 – 2 3 - 2
3 + 2 2 – 2
Формируется умение осуществлять классификацию.
- «цепочки»
В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Упражнения на развитие умения анализировать и синтезировать
(2 класс)
Для обучения логическим приёмам – анализу и синтезу – я использую такие упражнения при выполнении которых логические приёмы доступны пониманию учеников и могут выполняться самостоятельно и с наибольшим интересом.
- Найди значение выражений
7*8+36:6 45:6+30
Используя знаки действий и, если нужно, скобки, составь из них выражения с разными значениями.
2)
Цифры 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5 и 6 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 13.
Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 15.
Цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 18.
3) Закрасьте клеточки, на которых записаны числа, которые делятся на 5.
0 | 5 | 7 | 14 | 21 |
1 | 20 | 8 | 22 | 10 |
43 | 2 | 30 | 40 | 9 |
23 | 37 | 44 | 3 | 17 |
31 | 38 | 4 | 11 | 15 |
39 | 46 | 12 | 19 | 25 |
47 | 6 | 13 | 50 | 27 |
? | ? | ? | ? | ? |
3 класс
1 ) У Кролика было на 265 банок мёда больше, чем у Винни Пуха. Кролик подарил Винни Пуху 16 банок мёда. Раскрась того у кого банок мёда оказалось больше. Определи, на сколько банок у него больше.
2) реши ребус НН + Р =АБВ
4 класс
- К числам 862 и 284 добавьте третье число так, чтобы с помощью знаков действий из них можно было составить верные равенства. Запиши все возможные равенства.
- Найди значения сумм.
7810 + 980 = 704 + 1026=
873 + 979= 1234 + 19297=
В каждой сумме увеличь первое слагаемое на 785. Найди значения
новых сумм.
На сколько надо уменьшить второе слагаемое, чтобы значения сумм не
изменилось.
- Самолёт проделал путь в 4710 км. 3 часа он летел со скоростью 930 км/ч, а остальной путь со скоростью 960 км/ч. Сколько часов самолёт был в пути?
Измени вопрос задачи так, чтобы количество действий в её решении не изменилось.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....
Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...
Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...
Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХМАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО...
Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...