Рабочая программа по математике для 4-б класса
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Программа предусматривает развитие у обучающихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомятся с числами. Задачами основного периода обучения является овладение обучающимися системой доступных математических представлений, которые могут быть применены в дальнейшей практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4-b_klass_programma_2016-2017.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
4-б класс
Пояснительная записка к рабочей программе по математике
Класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа по математике составлена на основе Программно-методические материалов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитие м интеллекта».
Программа рассчитана на 119 часа (4 часа в неделю).
Овладение элементарными математическими представлениями способствует общему развитию обучающихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию достигнутых практических умений и навыков.
Программа предусматривает развитие у обучающихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомятся с числами. Задачами основного периода обучения является овладение обучающимися системой доступных математических представлений, которые могут быть применены в дальнейшей практической деятельности.
На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются: действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные действия); действия по образцу; практические действия с различными материалами и предметами; выполнение заданий по словесной инструкции.
Процесс обучения необходимо осуществлять с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого обучающегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом.
Текущий и итоговый контроль в 4-б классе.
Цель: овладение обучающимися системой доступных, действенных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.
Основные задачи:
Образовательные:
- формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся; формирование у детей положительного, эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
- формировать способность к коллективной деятельности;
- развивать и закреплять у детей элементарные социально-бытовые навыки, в которых используются элементарные математические представления.
Коррекционно-развивающие:
- развивать коммуникативную функцию речи;
- воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения;
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
Воспитательные:
- воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими,
- расширять круг общения и совершенствовать средства общения;
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предмету «Счет» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Последовательность использования упражнений:
- Практические упражнения;
- Упражнения с картинками;
- Упражнения с пиктограммами;
- «Письменные» упражнения;
- Упражнения с цифрами, геометрическими фигурами.
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- игра;
- Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
- Виды деятельности обучающихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
- обводка, письмо цифр.
Ожидаемый результат:
В качестве усвоения программного материала формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся; формировать элементарные математические представления; формировать способность к коллективной деятельности;
развивать и закреплять у детей элементарные социально- бытовые навыки, в которых используются элементарные математические представления.
Условия реализации программы:
УМК для 4 «б» класса на 2016-2017 учебный год.
- Программно-методические материалов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитие м интеллекта».
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
- . Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
- Детские книги, раскраски;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Большие дидактические куклы.
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
- Пиктограммы.
- Игрушки.
- Конструкторы пластмассовые и деревянные;
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»
Календарно – тематическое планирование
Раздел | Тема | Часы | Дата: |
1 | |||
Повторение понятий: большой, маленький. Круг. | 1 | 01.09.2016 | |
Повторение понятий: длинный, короткий. Треугольник. | 1 | 05.09.2016 | |
Повторение понятий: широкий, узкий. Квадрат. | 1 | 06.09.2016 | |
Повторение понятий: глубокий, мелкий. Треугольник. | 1 | 07.09.2016 | |
Повторение понятий: толстый, тонкий. Круг и квадрат. | 1 | 08.09.2016 | |
Повторение понятий: много, мало. Квадрат и треугольник. | 1 | 12.09.2016 | |
Повторение понятий: справа, слева. Круг и треугольник. | 1 | 13.09.2016 | |
Повторение понятий: вверху - внизу. Квадрат и треугольник. | 1 | 14.09.2016 | |
Повторение понятий: утро, день, вечер, ночь. Прямоугольник и треугольник. | 1 | 15.09.2016 | |
Повторение понятий: вчера, сегодня, завтра. Прямоугольник и круг. | 1 | 19.09.2016 | |
Административная контрольная работа (№1). | 1 | 20.09.2016 | |
Работа над ошибками. | 1 | 21.09.2016 | |
Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду. | 1 | 22.09.2016 | |
Место числа 2 в числовом ряду. | 1 | 26.09.2016 | |
Соотнесение числа и количества. | 1 | 27.09.2016 | |
Сравнение чисел 1и 2. Кривая линия. | 1 | 28.09.2016 | |
Прямая линия. | 1 | 29.09.2016 | |
Понятие «сложение», знак «+». Проведение прямых линий. | 1 | 03.10.2016 | |
Понятие «вычитание», знак «-». Обводка и штриховка геометрических фигур. | 1 | 04.10.2016 | |
Решение примеров. Сравнение количества предметов в группе. | 1 | 05.10.2016 | |
Число и цифра 3. Соотнесение числа и количества. Проведение прямых линий. | 1 | 06.10.2016 | |
Место числа 3 в числовом ряду. Счёт прямой и обратный в пределах 3. Круги, большой и маленький. | 1 | 10.10.2016 | |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 3. | 1 | 11.10.2016 | |
Число и цифра 4. Соотнесение числа и количества. | 1 | 12.10.2016 | |
Место числа 4 в числовом ряду. Состав числа 4. | 1 | 13.10.2016 | |
Счёт прямой и обратный в пределах 4. | 1 | 17.10.2016 | |
Контрольная работа №2. | 1 | 18.10.2016 | |
Работа над ошибками. | 1 | 19.10.2016 | |
Решение примеров на сложение в пределах 4. Изменение количества предметов в группе. | 1 | 20.10.2016 | |
Решение примеров на вычитание в пределах 4. Изменение количества предметов в группе. | 1 | 24.10.2016 | |
Решение примеров в пределах 4. | 1 | 25.10.2016 | |
Точка. Точка на линии. | 1 | 26.10.2016 | |
Повторение. | 1 | 27.10.2016 | |
2 | |||
Прямой счёт 1-5. Изменение количества предметов в группе (решение задач без чисел: стало больше, стало меньше). Проведение прямых линий. | 1 | 07.11.2016 | |
Обратный счёт 5-1. Изменение количества предметов в группе. Сравнение геометрических фигур по двум признакам. | 1 | 08.11.2016 | |
Сравнение чисел в пределах 5. Изменение предметов в группе. | 1 | 09.11.2016 | |
Решение примеров на сложение в пределах 5 . Решение задач в пределах 3. Проведение прямых линий. | 1 | 10.11.2016 | |
Решение примеров на вычитание в пределах 5. | 1 | 14.11.2016 | |
Решение задач в пределах 3. | 1 | 15.11.2016 | |
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. | 1 | 16.11.2016 | |
Решение примеров и задач. Меры стоимости 1р, 2р. | 1 | 17.11.2016 | |
Сравнение чисел в пределах 5. Проведение прямых линий. | 1 | 21.11.2016 | |
Решение примеров в пределах 5. Точка. | 1 | 23.11.2016 | |
Решение задач в пределах 5. Круг. | 1 | 28.11.2016 | |
Решение задач в пределах 5. Круг. | 1 | 29.11.2016 | |
Решение примеров и задач в пределах 5. | 1 | 30.11.2016 | |
Решение примеров и задач в пределах 5. | 1 | 01.12.2016 | |
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5. | 1 | 05.12.2016 | |
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5. | 1 | 06.12.2016 | |
Решение примеров и задач в пределах 5. | 1 | 07.12.2016 | |
Число и цифра 5. Соотнесение числа и количества. Квадрат. | 1 | 08.12.2016 | |
Место числа 5 в числовом ряду. Получение числа 5. Треугольник. | 1 | 12.12.2016 | |
Числовой ряд 1-5. Свойства числового ряда. Прямоугольник. | 1 | 13.12.2016 | |
Числовой ряд 5-1. Свойства числового ряда. Проведение прямых линий. | 1 | 14.12.2016 | |
Сравнение геометрических фигур. | 1 | 15.12.2016 | |
Сравнение геометрических фигур. | 1 | 19.12.2016 | |
Контрольная работа №3. | 1 | 20.12.2016 | |
Работа над ошибками. | 1 | 21.12.2016 | |
Повторение. | 1 | 22.12.2016 | |
3 | |||
Сравнение чисел в пределах 7. Изменение количества предметов в группе. Сравнение геометрических фигур. | 1 | 09.01.2017 | |
Сложение с единицей в пределах 7. Треугольник, круг. | 1 | 11.01.2017 | |
Вычитание в пределах 7. Проведение прямых линий. | 1 | 18.01.2017 | |
Вычитание в пределах 7. Проведение прямых линий. | 1 | 19.01.2017 | |
Решение задач в пределах 7. | 1 | 23.01.2017 | |
Решение задач в пределах 7. | 1 | 24.01.2017 | |
Геометрические фигуры. Точка. | 1 | 25.01.2017 | |
Построение треугольника. | 1 | 26.01.2017 | |
Построение квадрата. | 1 | 30.01.2017 | |
Построение прямоугольника. | 1 | 31.01.2017 | |
Число и цифра 0. | 1 | 01.02.2017 | |
Место числа 0 в числовом ряду. Проведение прямых линий. | 1 | 02.02.2017 | |
Числовой ряд 0-7. Геометрические фигуры. | 1 | 06.02.2017 | |
Контрольная работа №4. | 1 | 07.02.2017 | |
Работа над ошибками. | 1 | 08.02.2017 | |
Ноль, как отсутствие остатка. Проведение прямых линий. | 1 | 09.02.2017 | |
Ноль, как отсутствие остатка. Проведение прямых линий. | 1 | 13.02.2017 | |
Сравнение 0 с другими числами. | 1 | 14.02.2017 | |
Вычитание с ответом 0. | 1 | 15.02.2017 | |
Вычитание с ответом 0. | 1 | 16.02.2017 | |
Решение примеров на сложение с 0. | 1 | 20.02.2017 | |
Решение примеров на сложение с 0. | 1 | 21.02.2017 | |
Составление и решение задач по иллюстрации. | 1 | 22.02.2017 | |
Сутки, неделя. | 1 | 27.02.2017 | |
Отрезок. | 1 | 28.02.2017 | |
Числовой ряд 0-7. Предыдущее и последующее число. | 1 | 01.03.2017 | |
Пропущенные числа. | 1 | 02.03.2017 | |
Пропущенные числа. | 1 | 06.03.2017 | |
Понятие сантиметр. | 1 | 07.03.2017 | |
Измерение отрезков. | 1 | 09.03.2017 | |
Измерение отрезков. | 1 | 13.03.2017 | |
Измерение сторон треугольника. | 1 | 14.03.2017 | |
Контрольная работа №5. | 1 | 15.03.2017 | |
Работа над ошибками. | 1 | 16.03.2017 | |
Измерение сторон прямоугольника. | 1 | 20.03.2017 | |
Измерение сторон квадрата. | 1 | 21.03.2017 | |
Тренировочные упражнения на сложение и вычитание в пределах 7. | 1 | 22.03.2017 | |
Повторение. | 1 | 23.03.2017 | |
4 | |||
Число и цифра 9. | 1 | 03.04.2017 | |
Количественный счёт в пределах 9. | 1 | 04.04.2017 | |
Сравнение чисел. | 1 | 06.04.2017 | |
Работа над ошибками. | 1 | 19.04.2017 | |
Мера длины – сантиметр. | 1 | 20.04.2017 | |
Административная контрольная работа (№6). | 1 | 25.04.2017 | |
Работа над ошибками. | 1 | 26.04.2017 | |
Число 10. | 1 | 27.04.2017 | |
Состав числа 10 из единиц. Десяток. | 1 | 02.05.2017 | |
Порядковый счёт. Пропущенные числа. | 1 | 03.05.2017 | |
Сравнение чисел в пределах 10. | 1 | 04.05.2017 | |
Упражнения «Дополни до 10» | 1 | 08.05.2017 | |
Составление и решение примеров по рисунку на состав числа 10. | 1 | 10.05.2017 | |
Составление и решение примеров на сложение и соответствующих примеров на вычитание. | 1 | 11.05.2017 | |
Решение примеров на сложение с пропущенными числами. | 1 | 15.05.2017 | |
Решение примеров на сложение с пропущенными числами. | 1 | 16.05.2017 | |
Меры стоимости. | 1 | 17.05.2017 | |
Мера массы. | 1 | 18.05.2017 | |
Мера ёмкости. | 1 | 22.05.2017 | |
Решение примеров на сложение и вычитание. | 1 | 23.05.2017 | |
Повторение геометрического материала. | 1 | 24.05.2017 | |
Итоговое повторение. | 1 | 25.05.2017 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике с 1-4 класс по программе "Начальная школа XXI века" научный руководитель Н.Ф.Виноградова по ФГОС
Программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), примерной программы общего начального образования по математике, авторской про...
Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...
рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО
РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...
Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Рабочая программа по математике в 1-4 классах по программе "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена с учетом:1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Феде...