Рабочая программа по математике для 4-б класса
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Лисенкова Любовь Альбиновна

Программа предусматривает развитие у обучающихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомятся с числами.  Задачами основного периода обучения является овладение обучающимися системой доступных математических представлений, которые могут быть применены в дальнейшей практической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4-b_klass_programma_2016-2017.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:


4-б  класс

Пояснительная записка к рабочей программе по математике

Класс со сложной структурой дефекта

Рабочая программа по математике составлена на основе Программно-методические материалов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитие м интеллекта».

Программа рассчитана на 119 часа (4 часа в неделю).

Овладение элементарными математическими представлениями способствует общему развитию обучающихся, коррекции недостатков познавательной деятельности, привитию достигнутых практических умений и навыков.

Программа предусматривает развитие у обучающихся элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего периода обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомятся с числами.  Задачами основного периода обучения является овладение обучающимися системой доступных математических представлений, которые могут быть применены в дальнейшей практической деятельности.

На уроках по формированию элементарных математических представлений основными методами обучения являются: действия по подражанию взрослому (при необходимости – совместные действия); действия по образцу; практические действия с различными материалами и предметами; выполнение заданий по словесной инструкции.

Процесс обучения необходимо осуществлять с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого обучающегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом.


Текущий и итоговый контроль в 4-б классе.

Цель: овладение обучающимися системой доступных, действенных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.

 Основные задачи:

Образовательные:

  • формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся; формирование у детей положительного, эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
  • формировать способность к коллективной деятельности;
  • развивать и закреплять у детей элементарные социально-бытовые навыки, в которых используются элементарные математические представления.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

Воспитательные:

  • воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных контактов с окружающими,
  •  расширять круг общения и совершенствовать средства общения;

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предмету «Счет» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Последовательность использования упражнений:

  • Практические упражнения;
  • Упражнения с картинками;
  • Упражнения с пиктограммами;
  • «Письменные» упражнения;
  • Упражнения с цифрами, геометрическими фигурами.

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

  • Методы и приёмы обучения:

- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности

  -  методы формирования интереса к учению

 - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

 - использование познавательных игр;

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

  • Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

   аудиально-   визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- выкладывание пиктограмм;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

   аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр.

Ожидаемый результат:

В качестве усвоения программного материала формировать предметные и предметно-игровые действия обучающихся; формировать элементарные математические представления; формировать способность к коллективной деятельности;

развивать и закреплять у детей элементарные социально- бытовые навыки, в которых используются элементарные математические представления.

Условия реализации программы:


УМК для 4 «б» класса на 2016-2017 учебный год.

  1. Программно-методические материалов под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитие м интеллекта». 
  2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -  под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.
  6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008
  7. .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Тема

Часы

Дата:

1

Повторение понятий: большой, маленький. Круг.

1

01.09.2016

Повторение понятий: длинный, короткий. Треугольник.

1

05.09.2016

Повторение понятий: широкий, узкий. Квадрат.

1

06.09.2016

Повторение понятий: глубокий, мелкий. Треугольник.

1

07.09.2016

Повторение понятий: толстый, тонкий. Круг и квадрат.

1

08.09.2016

Повторение понятий: много, мало. Квадрат и треугольник.

1

12.09.2016

Повторение понятий: справа, слева. Круг и треугольник.

1

13.09.2016

Повторение понятий: вверху - внизу. Квадрат и треугольник.

1

14.09.2016

Повторение понятий: утро, день, вечер, ночь. Прямоугольник и треугольник.

1

15.09.2016

Повторение понятий: вчера, сегодня, завтра. Прямоугольник и круг.

1

19.09.2016

Административная контрольная работа (№1).

1

20.09.2016

Работа над ошибками.

1

21.09.2016

Число и цифра 1.  Место числа 1 в числовом ряду.

1

22.09.2016

Место числа 2 в числовом ряду.

1

26.09.2016

Соотнесение числа и количества.

1

27.09.2016

Сравнение чисел 1и 2. Кривая линия.

1

28.09.2016

Прямая линия.

1

29.09.2016

Понятие «сложение», знак «+». Проведение прямых линий.

1

03.10.2016

Понятие «вычитание», знак «-». Обводка и штриховка геометрических фигур.

1

04.10.2016

Решение примеров. Сравнение количества предметов в группе.

1

05.10.2016

Число и цифра 3. Соотнесение числа и количества. Проведение прямых линий.

1

06.10.2016

Место числа 3 в числовом ряду. Счёт прямой и обратный в пределах 3. Круги, большой и маленький.

1

10.10.2016

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 3.

1

11.10.2016

Число и цифра 4. Соотнесение числа и количества.

1

12.10.2016

Место числа 4 в числовом ряду. Состав числа 4.

1

13.10.2016

Счёт прямой и обратный в пределах 4.

1

17.10.2016

Контрольная работа №2.

1

18.10.2016

Работа над ошибками.

1

19.10.2016

Решение примеров на сложение в пределах 4. Изменение количества предметов в группе.

1

20.10.2016

Решение примеров на вычитание в пределах 4. Изменение количества предметов в группе.

1

24.10.2016

Решение примеров в пределах 4.

1

25.10.2016

Точка. Точка на линии.

1

26.10.2016

Повторение.

1

27.10.2016

2

Прямой счёт 1-5. Изменение количества предметов в группе (решение задач без чисел: стало больше, стало меньше). Проведение прямых линий.

1

07.11.2016

Обратный счёт 5-1. Изменение количества предметов в группе. Сравнение геометрических фигур по двум признакам.

1

08.11.2016

Сравнение чисел в пределах 5. Изменение предметов в группе.

1

09.11.2016

Решение примеров на сложение в пределах 5 . Решение задач в пределах 3. Проведение прямых линий.

1

10.11.2016

Решение примеров на вычитание в пределах 5.

1

14.11.2016

Решение задач в пределах 3.

1

15.11.2016

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

1

16.11.2016

Решение примеров и задач. Меры стоимости 1р, 2р.

1

17.11.2016

Сравнение чисел в пределах 5. Проведение прямых линий.

1

21.11.2016

Решение примеров в пределах 5. Точка.

1

23.11.2016

Решение задач в пределах 5. Круг.

1

28.11.2016

Решение задач в пределах 5. Круг.

1

29.11.2016

Решение примеров и задач в пределах 5.

1

30.11.2016

Решение примеров и задач в пределах 5.

1

01.12.2016

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5.

1

05.12.2016

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5.

1

06.12.2016

Решение примеров и задач в пределах 5.

1

07.12.2016

Число и цифра 5. Соотнесение числа и количества. Квадрат.

1

08.12.2016

Место числа 5 в числовом ряду. Получение числа 5. Треугольник.

1

12.12.2016

Числовой ряд 1-5. Свойства числового ряда. Прямоугольник.

1

13.12.2016

Числовой ряд 5-1. Свойства числового ряда. Проведение прямых линий.

1

14.12.2016

Сравнение геометрических фигур.

1

15.12.2016

Сравнение геометрических фигур.

1

19.12.2016

Контрольная работа №3.

1

20.12.2016

Работа над ошибками.

1

21.12.2016

Повторение.

1

22.12.2016

3

Сравнение чисел в пределах 7. Изменение количества предметов в группе. Сравнение геометрических фигур.

1

09.01.2017

Сложение с единицей в пределах 7. Треугольник, круг.

1

11.01.2017

Вычитание в пределах 7. Проведение прямых линий.

1

18.01.2017

Вычитание в пределах 7. Проведение прямых линий.

1

19.01.2017

Решение задач в пределах 7.

1

23.01.2017

Решение задач в пределах 7.

1

24.01.2017

Геометрические фигуры. Точка.

1

25.01.2017

Построение треугольника.

1

26.01.2017

Построение  квадрата.

1

30.01.2017

Построение прямоугольника.

1

31.01.2017

Число и цифра 0.

1

01.02.2017

Место числа 0 в числовом ряду. Проведение прямых линий.

1

02.02.2017

Числовой ряд 0-7. Геометрические фигуры.

1

06.02.2017

Контрольная работа №4.

1

07.02.2017

Работа над ошибками.

1

08.02.2017

Ноль, как отсутствие остатка. Проведение прямых линий.

1

09.02.2017

Ноль, как отсутствие остатка. Проведение прямых линий.

1

13.02.2017

Сравнение 0 с другими числами.

1

14.02.2017

Вычитание с ответом 0.

1

15.02.2017

Вычитание с ответом 0.

1

16.02.2017

Решение примеров на сложение с 0.

1

20.02.2017

Решение примеров на сложение с 0.

1

21.02.2017

Составление и решение задач по иллюстрации.

1

22.02.2017

Сутки, неделя.

1

27.02.2017

Отрезок.

1

28.02.2017

Числовой ряд 0-7. Предыдущее и последующее число.

1

01.03.2017

Пропущенные числа.

1

02.03.2017

Пропущенные числа.

1

06.03.2017

Понятие сантиметр.

1

07.03.2017

 Измерение отрезков.

1

09.03.2017

 Измерение отрезков.

1

13.03.2017

Измерение сторон треугольника.

1

14.03.2017

Контрольная работа №5.

1

15.03.2017

Работа над ошибками.

1

16.03.2017

Измерение сторон прямоугольника.

1

20.03.2017

Измерение сторон квадрата.

1

21.03.2017

Тренировочные упражнения на сложение и вычитание в пределах 7.

1

22.03.2017

Повторение.

1

23.03.2017

4

Число и цифра 9.

1

03.04.2017

Количественный счёт в пределах 9.

1

04.04.2017

Сравнение чисел.

1

06.04.2017

Работа над ошибками.

1

19.04.2017

Мера длины – сантиметр.

1

20.04.2017

Административная контрольная работа (№6).

1

25.04.2017

Работа над ошибками.

1

26.04.2017

Число 10.

1

27.04.2017

Состав числа 10 из единиц. Десяток.

1

02.05.2017

Порядковый счёт. Пропущенные числа.

1

03.05.2017

Сравнение чисел в пределах 10.

1

04.05.2017

Упражнения «Дополни до 10»

1

08.05.2017

Составление и решение примеров  по рисунку на состав числа 10.

1

10.05.2017

Составление и решение примеров на сложение и соответствующих примеров на вычитание.

1

11.05.2017

Решение примеров на сложение с пропущенными числами.

1

15.05.2017

Решение примеров на сложение с пропущенными числами.

1

16.05.2017

Меры стоимости.

1

17.05.2017

Мера массы.

1

18.05.2017

Мера ёмкости.

1

22.05.2017

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

23.05.2017

Повторение геометрического материала.

1

24.05.2017

Итоговое повторение.

1

25.05.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике с 1-4 класс по программе "Начальная школа XXI века" научный руководитель Н.Ф.Виноградова по ФГОС

Программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), примерной программы общего начального образования по математике, авторской про...

Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...

рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа по математике в 1-4 классах по программе "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена с учетом:1.  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Феде...