Конспект урока по математике УМК «Школа России» 1 класс Тема: « Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц»
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Ковальчук Наталия Дмитриевна

Урок изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по математике

УМК «Школа России»

                      1 класс

Тема: « Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц»

Урок разработала

 учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №7 г. Гулькевичи

 Ковальчук Наталия Дмитриевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Общая часть

Предмет

Математика

Класс 1

Тема урока

Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц.

Тип урока

Урок изучение нового материала.

Формы работ на уроке 

Работа в паре, фронтальная работа,  творческая работа, самостоятельная работа, коллективная работа

Цели и задачи урока

Формировать умение различать задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц из ряда изученных типовых задач; в ходе практической работы и наблюдений знакомить с принципом решения задач данного вида;

проявлять свое отношение к поступкам героев; выполнять задание в соответствии с целью; сотрудничать в паре и в группе.

Основные ресурсы урока

Рабочая программа.  С.И. Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя». Комплект демонстрационных таблиц к «Математика» М.И. Моро. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. Учебник

« Математика» часть,  с. 96-97. Рабочая тетрадь, часть 1, с. 35-36. Разрезной счетный материал.

 Презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданием для групп, шарики для самооценивания.

Межпредметные связи  

Окружающий мир, тема  «Признаки предметов», технология, тема «Конструирование из бумаги».

Педагогические технологии,  методы и приемы  

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно - деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; игровые, здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделять задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц  из ряда изученных типов задач, в результате практических действий и наблюдений закреплять умение выполнять сложение и вычитание вида     +2

    -2; в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунка, числового отрезка; выполнять задание в Рабочей тетради, записывать решение и ответ задачи.

Регулятивные: принимать и понимать учебную задачу, осуществлять ее  решение под руководством учителя;  учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения, уметь делать самооценку и оценивать других.

Коммуникативные: работать в паре и оценивать товарища; оформлять свои мысли в устной форме, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Познавательные: искать разные способы  решения задачи;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками,

проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать, что дружбу надо ценить и дорожить ею.

Решаемые учебные проблемы

Образовательные: знакомство учащихся с новым видом задач; формирование умения решать задачи изученного вида; совершенствование умения прибавлять и вычитать в пределах 10; обобщение знания структуры задачи через решение задач изученных видов; формирование умения работать самостоятельно, в группе.

Развивающие: развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности, творческих способностей обучающихся.

Воспитательные: воспитание положительного отношения к учебной деятельности, интерес к математике;

формировать у детей культуру поведения на уроке.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц.

Вид используемых ИКТ

мультимедийное оборудование, компьютер, презентация

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.labirint.ru -иллюстрации книги http://learning.9151394.ru  –крокодил Гена с Чебурашкой

http://festival.1september.ru , http://www.raskraska.com.  

 Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

   I Мотивация к учебной деятельности

Цель – мобилизация, - дать эмоциональный настрой на работу, организовать направленное внимание на начало урока.

Оглянитесь вокруг. Есть у вас на свете друг? У меня, к примеру, есть. Всех их и не перечесть. Без друзей ведь скучно жить. Так давайте все дружить!

Настроимся на работу.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь  открывать.

Настраиваются на работу, концентрируют внимание.

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

II Этап актуализации знаний

Цель: повторение материала, необходимого для знакомства с новым, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    Сегодня у нас необычный урок  нам пришло письмо. Чебурашка и

крокодил  Гена, герои мультфильма, просят помочь. Вот что они пишут:

 «Мы собрали две корзины апельсин. В корзине Гены  5 апельсин, а  корзине Чебурашки – на 2 меньше. Сколько апельсин в корзине у Чебурашки?»

-Чтобы помочь нашим  мультяшным друзьям, вам надо самим научиться решать такие задачи.  

-Предлагаю следующий план действий:

Поход через волшебный лес – устный счет.

Встреча с друзьями (вспоминаем все, что уже знаем – актуализация знаний).

Разрушение злых чар – решением новых задач.

Знакомство с новым другом – закрепление изученного.

Прощание с друзьями.

- Поможем? Для этого  мы отправимся в мультпутешествие.

Учащиеся говорят свои версии, чего ждут от урока. Размышляют, дополняют план действий.

Принятие целей урока, готовность к решению задачи. Прогнозируют предстоящую работу.

Слайд 1

Письмо-просьба о помощи.

Слайд 2

Карта план – действия на уроке

  III Этап выявления места и причин затруднения

Цель: подвести к определению  темы урока. Привлечь внимание детей к принципиально новым сведениям.

 Устный счет.

а) назовите числа от 5 до 10, от 3 до 7, от 9 до 2, от 6 до 1;

б) какое число идет за числом 3, 7, 9;

в) какое число идет перед числом 2, 4, 6, 8;

г) назовите соседей чисел 5, 8, 4;

д) назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7; от 9 до 1.

 Устно решение задач.

1. Маша вырезала 3 синих квадрата, а Саша вырезал столько же. Сколько всего квадратов вырезали дети?

2. Юра положил перед собой 2 кружочка. Саша и Света столько же. Сколько всего кружков положили дети?

-Что надо сделать, чтобы предметов стало на 2 (3, 4) больше?

Логическая разминка. «Воздушный шар» с.96.

- Каким кусочком продолжить узор?

Отвечают на вопросы. Под руководством учителя комментируют ответы одноклассников, оценивают свой ответ.

Упражняются в составлении различных сумм по предлагаемому сюжету, а также в вычислении этих сумм.

Работа в парах.

Актуализируют умение использовать в речи порядковые числительные.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Поиск фактов и суждений.

Умение аргументировать своё предложение.

Прогнозирование.

Умение  слушать и слышать, уметь преобразовывать информацию.

Слайд 3

Сказочный лес.

 Слайд.4,5

Встреча с друзьями.

   IV Построения проекта выхода из затруднения

Цель – сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

  Самоопределение к деятельности.

Рассмотреть иллюстрации и выполнить задания на с.96 учебника.

Тема урока.

Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц.

Решение задач нового типа.

1.Нарисуйте 5 красных кружков.

-Ниже нарисуйте столько же синих кружков.

-Что нужно сделать, чтобы синих кружков стало на 2 больше?

-Сравните, каких кружков больше?

-На сколько синих кружков больше?

-Что значит, что синих кружков на 2 больше?

 (Синих кружков столько же, сколько красных, и еще 2.)

-Если красных кружков 5, а синих на два больше.

-Сколько синих кружков? (7) Как узнали? (5 + 2 = 7)

2.Нарисуйте 4 зеленых квадрата.

-Ниже нарисуйте столько же желтых квадратов.

-Что нужно сделать, чтобы желтых квадратов стало на 1 меньше?

-Сравните, каких квадратов меньше?

-На сколько желтых квадратов меньше?

-Что значит, что желтых квадратов на 1 меньше?

 (Желтых квадратов столько же, сколько зеленых, но без 1.)

-Если зеленых квадратов 4, а желтых – на 1 меньше.

-Сколько желтых квадратов? (3)Как узнали? (4 – 1 = 3)

 Рассматривают иллюстрации.

Называют тему урока. Составляют пары предметов.

Моделируют.

Строят логическую цепь рассуждений. Проговаривают.

Выполняют сложение и вычитание с опорой на модель.

Умение  чётко выполнять задания.

Слушать и слышать.

Проявлять заинтересованность в приобретении знаний.

Адекватно реагировать на трудности.

Следовать пунктам алгоритма, осуществлять  пошаговый  контроль своих действий с ориентацией на действия  учителя.

  Физминутка

Цель – реализация двигательной активности , умение сгруппироваться

Поднимитесь, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь,…

 Глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните..

Всё в порядок приведите и писать, друзья, начните.

Дети выполняют упражнения

Умение договориться, правильно сгруппироваться.

V Этап первичной проверки понимания изученного

Цель активизировать , умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения

Обмен знаниями.

-Что означает увеличить число на несколько единиц?

«больше на… +»

- Какое действие будете использовать, чтобы уменьшить число на несколько единиц?

« меньше  на…-

- Значит вы готовы помочь крокодилу Гене и Чебурашке решить задачу?

Отвечают на вопросы. Комментируют свой выбор.

 

Умение доказать свою точку зрения.

VI Этап применения изученного

Цель – обобщение знания структуры задачи через решение задач изученных видов.

Повторное чтение текста задачи.

В корзине Гены  5 апельсин, а  корзине Чебурашки – на 2 меньше. Сколько апельсин в корзине у Чебурашки?»

Анализ задачи.

Решение.

Запись в тетради.

Читают задачу. Анализируют.

Уточняют условие и вопрос задачи.

Объясняют выбор действия.

Записывают решение и ответ задачи.

Умение различать структуру текстовой задачи.

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Слайд 1

Письмо- просьба о помощи.

Практическая работа учащихся (работа в группе по шесть человек)

Цель – коллективное выполнение творческогозадания, воспитывать уважение к одноклассникам.

Молодцы. Впереди вас ждет ещё одно интересное задание.

 «Наш  проект»   - «Мозаика» .

Выберите мозаику с изображением одного героя и выложите ее.

1 группа – «крокодил  Гена».  2 группа – «Шапокляк».

3 группа – «Чебурашка».

Дети выбирают по образцу  нужные геометрические фигуры  и складывают мозаику.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Музыкаль-ное сопровож-дение.

Зрительная гимнастика

Цель – снятие мышечного напряжения глаз.

Ах, как долго мы писали, читали, глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, в классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,  вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись.

Дети выполняют упражнения для глаз.

Умение расслабиться.

VII Этап контроля и самоконтроля

Цель – проверить усвоение материала.

 Выполнить задание в Рабочей тетради с. 36.

Работают в тетрадях самостоятельно.

 

Применять знания и действия в измененных условиях.

Слайд 6

Новый друг.

VIII Этап подведения итогов занятия

Цель: закрепление полученных на уроке знаний и впечатлений.

Повторение этапов урока и анализ работы на каждом из них.

Поход через волшебный лес – устный счет.

Встреча с друзьями (вспоминаем все, что уже знаем – актуализация знаний).

Разрушение злых чар – решением новых задач.

Знакомство с новым другом – закрепление изученного.

Прощание с друзьями.

 

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками.

Фото-коллаж героев мультфильмов.

Оценивание работы детей на уроке.

Мы выполнили с вами  все задания урока. Это  стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. И меня это очень радует.

IX Этап сопоставления знаний до и после урока

Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний

 Давайте с вами вернемся к теме урока.

-Как называется тип задач, которые мы научились решать?

-Назовите слова-помощники в решении этого типа задач.

Развитие математической лексики.

Ответы на поставленные вопросы.

Коррекция – внесение необходимых дополнений в случае расхождения с эталоном.

X Этап рефлексии

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить  свою работу на уроке.

Самооценка деятельности на уроке. Давайте на память и в знак благодарности за то, что мультяшные герои помогли нам  усвоить знания по теме урока, подарим им шарики.Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке- прикрепят к фото друзей зелёный шарик. А те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности,  прикрепят к фото наших  героев красный шарик.

Отдыхайте и подпевайте вместе с нашими героями.

Ребята прикрепляют шарики к рисунку под музыку. Комментируют свой выбор.

Умение анализировать свою деятельность, формирование самооценки

Фото-коллаж героев мультфильмов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 1 А классе. Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."

Технологическая карта урока математики в 1 А классе.  Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."...

Урок по математике в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц." Путешествие.

В ходе практической части дети знакомятся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....

Урок математики 1 класс Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Цель урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью научится решать задачи с двумя множествами предметов, схематически оформлять такие задачи, выявлять различия с ранее реша...

Презентация к уроку математики в 1 классе. Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Урок разработан с учётом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий:  здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: полож...

Урок математики. Тема: Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Путешествие. 1 класс

учащиеся научатся выделять задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц из ряда изученных видов задач; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной з...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц".

Учебный предмет: математика, 1 классУМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материалаЗадачи урока: Обучающие: формировать умения учащихся  умение увеличивать (уменьшать) ...

Конспект урока по математике УМК "Школа России" по теме: "Вычитание вида 60 - 17"

Конспект урока по математике УМК "Школа России" по теме:  "Вычитание вида 60 - 17"...