Конспект урока по математике УМК «Школа России» 1 класс Тема: « Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц»
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по математике
УМК «Школа России»
1 класс
Тема: « Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц»
Урок разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г. Гулькевичи
Ковальчук Наталия Дмитриевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Общая часть | |||||
Предмет | Математика | Класс 1 | |||
Тема урока | Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц. | ||||
Тип урока | Урок изучение нового материала. | ||||
Формы работ на уроке | Работа в паре, фронтальная работа, творческая работа, самостоятельная работа, коллективная работа | ||||
Цели и задачи урока | Формировать умение различать задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц из ряда изученных типовых задач; в ходе практической работы и наблюдений знакомить с принципом решения задач данного вида; проявлять свое отношение к поступкам героев; выполнять задание в соответствии с целью; сотрудничать в паре и в группе. | ||||
Основные ресурсы урока | Рабочая программа. С.И. Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя». Комплект демонстрационных таблиц к «Математика» М.И. Моро. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. Учебник « Математика» часть, с. 96-97. Рабочая тетрадь, часть 1, с. 35-36. Разрезной счетный материал. Презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданием для групп, шарики для самооценивания. | ||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, тема «Признаки предметов», технология, тема «Конструирование из бумаги». | ||||
Педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно - деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; игровые, здоровьесберегающие технологии, самооценивание. | ||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Выделять задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц из ряда изученных типов задач, в результате практических действий и наблюдений закреплять умение выполнять сложение и вычитание вида +2 -2; в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунка, числового отрезка; выполнять задание в Рабочей тетради, записывать решение и ответ задачи. | Регулятивные: принимать и понимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения, уметь делать самооценку и оценивать других. Коммуникативные: работать в паре и оценивать товарища; оформлять свои мысли в устной форме, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Познавательные: искать разные способы решения задачи; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать, что дружбу надо ценить и дорожить ею. | |||
Решаемые учебные проблемы | Образовательные: знакомство учащихся с новым видом задач; формирование умения решать задачи изученного вида; совершенствование умения прибавлять и вычитать в пределах 10; обобщение знания структуры задачи через решение задач изученных видов; формирование умения работать самостоятельно, в группе. Развивающие: развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности, творческих способностей обучающихся. Воспитательные: воспитание положительного отношения к учебной деятельности, интерес к математике; формировать у детей культуру поведения на уроке. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц. | ||||
Вид используемых ИКТ | мультимедийное оборудование, компьютер, презентация | ||||
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.labirint.ru -иллюстрации книги http://learning.9151394.ru –крокодил Гена с Чебурашкой |
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примечание |
I Мотивация к учебной деятельности | |||
Цель – мобилизация, - дать эмоциональный настрой на работу, организовать направленное внимание на начало урока. | |||
Оглянитесь вокруг. Есть у вас на свете друг? У меня, к примеру, есть. Всех их и не перечесть. Без друзей ведь скучно жить. Так давайте все дружить! Настроимся на работу. Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать. | Настраиваются на работу, концентрируют внимание.
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II Этап актуализации знаний | |||
Цель: повторение материала, необходимого для знакомства с новым, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | |||
Сегодня у нас необычный урок нам пришло письмо. Чебурашка и крокодил Гена, герои мультфильма, просят помочь. Вот что они пишут: «Мы собрали две корзины апельсин. В корзине Гены 5 апельсин, а корзине Чебурашки – на 2 меньше. Сколько апельсин в корзине у Чебурашки?» -Чтобы помочь нашим мультяшным друзьям, вам надо самим научиться решать такие задачи. -Предлагаю следующий план действий: Поход через волшебный лес – устный счет. Встреча с друзьями (вспоминаем все, что уже знаем – актуализация знаний). Разрушение злых чар – решением новых задач. Знакомство с новым другом – закрепление изученного. Прощание с друзьями. - Поможем? Для этого мы отправимся в мультпутешествие. | Учащиеся говорят свои версии, чего ждут от урока. Размышляют, дополняют план действий. | Принятие целей урока, готовность к решению задачи. Прогнозируют предстоящую работу. | Слайд 1 Письмо-просьба о помощи. Слайд 2 Карта план – действия на уроке |
III Этап выявления места и причин затруднения | |||
Цель: подвести к определению темы урока. Привлечь внимание детей к принципиально новым сведениям. | |||
Устный счет. а) назовите числа от 5 до 10, от 3 до 7, от 9 до 2, от 6 до 1; б) какое число идет за числом 3, 7, 9; в) какое число идет перед числом 2, 4, 6, 8; г) назовите соседей чисел 5, 8, 4; д) назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7; от 9 до 1. Устно решение задач. 1. Маша вырезала 3 синих квадрата, а Саша вырезал столько же. Сколько всего квадратов вырезали дети? 2. Юра положил перед собой 2 кружочка. Саша и Света столько же. Сколько всего кружков положили дети? -Что надо сделать, чтобы предметов стало на 2 (3, 4) больше? Логическая разминка. «Воздушный шар» с.96. - Каким кусочком продолжить узор? | Отвечают на вопросы. Под руководством учителя комментируют ответы одноклассников, оценивают свой ответ. Упражняются в составлении различных сумм по предлагаемому сюжету, а также в вычислении этих сумм. Работа в парах. Актуализируют умение использовать в речи порядковые числительные. | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Поиск фактов и суждений. Умение аргументировать своё предложение. Прогнозирование. Умение слушать и слышать, уметь преобразовывать информацию. | Слайд 3 Сказочный лес. Слайд.4,5 Встреча с друзьями. |
IV Построения проекта выхода из затруднения | |||
Цель – сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | |||
Самоопределение к деятельности. Рассмотреть иллюстрации и выполнить задания на с.96 учебника. Тема урока. Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц. Решение задач нового типа. 1.Нарисуйте 5 красных кружков. -Ниже нарисуйте столько же синих кружков. -Что нужно сделать, чтобы синих кружков стало на 2 больше? -Сравните, каких кружков больше? -На сколько синих кружков больше? -Что значит, что синих кружков на 2 больше? (Синих кружков столько же, сколько красных, и еще 2.) -Если красных кружков 5, а синих на два больше. -Сколько синих кружков? (7) Как узнали? (5 + 2 = 7) 2.Нарисуйте 4 зеленых квадрата. -Ниже нарисуйте столько же желтых квадратов. -Что нужно сделать, чтобы желтых квадратов стало на 1 меньше? -Сравните, каких квадратов меньше? -На сколько желтых квадратов меньше? -Что значит, что желтых квадратов на 1 меньше? (Желтых квадратов столько же, сколько зеленых, но без 1.) -Если зеленых квадратов 4, а желтых – на 1 меньше. -Сколько желтых квадратов? (3)Как узнали? (4 – 1 = 3) | Рассматривают иллюстрации. Называют тему урока. Составляют пары предметов. Моделируют. Строят логическую цепь рассуждений. Проговаривают. Выполняют сложение и вычитание с опорой на модель. | Умение чётко выполнять задания. Слушать и слышать. Проявлять заинтересованность в приобретении знаний. Адекватно реагировать на трудности. Следовать пунктам алгоритма, осуществлять пошаговый контроль своих действий с ориентацией на действия учителя. | |
Физминутка | |||
Цель – реализация двигательной активности , умение сгруппироваться | |||
Поднимитесь, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь,… Глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните.. Всё в порядок приведите и писать, друзья, начните. | Дети выполняют упражнения | Умение договориться, правильно сгруппироваться. | |
V Этап первичной проверки понимания изученного | |||
Цель активизировать , умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения | |||
Обмен знаниями. -Что означает увеличить число на несколько единиц? «больше на… +» - Какое действие будете использовать, чтобы уменьшить число на несколько единиц? « меньше на…- - Значит вы готовы помочь крокодилу Гене и Чебурашке решить задачу? | Отвечают на вопросы. Комментируют свой выбор. |
Умение доказать свою точку зрения. | |
VI Этап применения изученного | |||
Цель – обобщение знания структуры задачи через решение задач изученных видов. | |||
Повторное чтение текста задачи. В корзине Гены 5 апельсин, а корзине Чебурашки – на 2 меньше. Сколько апельсин в корзине у Чебурашки?» Анализ задачи. Решение. Запись в тетради. | Читают задачу. Анализируют. Уточняют условие и вопрос задачи. Объясняют выбор действия. Записывают решение и ответ задачи. | Умение различать структуру текстовой задачи. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | Слайд 1 Письмо- просьба о помощи. |
Практическая работа учащихся (работа в группе по шесть человек) | |||
Цель – коллективное выполнение творческогозадания, воспитывать уважение к одноклассникам. | |||
Молодцы. Впереди вас ждет ещё одно интересное задание. «Наш проект» - «Мозаика» . Выберите мозаику с изображением одного героя и выложите ее. 1 группа – «крокодил Гена». 2 группа – «Шапокляк». 3 группа – «Чебурашка». | Дети выбирают по образцу нужные геометрические фигуры и складывают мозаику. | Выполнять задания творческого и поискового характера. | Музыкаль-ное сопровож-дение. |
Зрительная гимнастика | |||
Цель – снятие мышечного напряжения глаз. | |||
Ах, как долго мы писали, читали, глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, в классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись. | Дети выполняют упражнения для глаз. | Умение расслабиться. | |
VII Этап контроля и самоконтроля | |||
Цель – проверить усвоение материала. | |||
Выполнить задание в Рабочей тетради с. 36. | Работают в тетрадях самостоятельно.
| Применять знания и действия в измененных условиях. | Слайд 6 Новый друг. |
VIII Этап подведения итогов занятия | |||
Цель: закрепление полученных на уроке знаний и впечатлений. | |||
Повторение этапов урока и анализ работы на каждом из них. Поход через волшебный лес – устный счет. Встреча с друзьями (вспоминаем все, что уже знаем – актуализация знаний). Разрушение злых чар – решением новых задач. Знакомство с новым другом – закрепление изученного. Прощание с друзьями. |
| Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками. | Фото-коллаж героев мультфильмов. |
Оценивание работы детей на уроке. Мы выполнили с вами все задания урока. Это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. И меня это очень радует. | |||
IX Этап сопоставления знаний до и после урока | |||
Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний | |||
Давайте с вами вернемся к теме урока. -Как называется тип задач, которые мы научились решать? -Назовите слова-помощники в решении этого типа задач. | Развитие математической лексики. Ответы на поставленные вопросы. | Коррекция – внесение необходимых дополнений в случае расхождения с эталоном. | |
X Этап рефлексии | |||
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. | |||
Самооценка деятельности на уроке. Давайте на память и в знак благодарности за то, что мультяшные герои помогли нам усвоить знания по теме урока, подарим им шарики.Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке- прикрепят к фото друзей зелёный шарик. А те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности, прикрепят к фото наших героев красный шарик. Отдыхайте и подпевайте вместе с нашими героями. | Ребята прикрепляют шарики к рисунку под музыку. Комментируют свой выбор. | Умение анализировать свою деятельность, формирование самооценки | Фото-коллаж героев мультфильмов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 1 А классе. Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."
Технологическая карта урока математики в 1 А классе. Тема:" Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц ."...
Урок по математике в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц." Путешествие.
В ходе практической части дети знакомятся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....
Урок математики 1 класс Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
Цель урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью научится решать задачи с двумя множествами предметов, схематически оформлять такие задачи, выявлять различия с ранее реша...
Презентация к уроку математики в 1 классе. Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
Урок разработан с учётом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: полож...
Урок математики. Тема: Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Путешествие. 1 класс
учащиеся научатся выделять задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц из ряда изученных видов задач; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной з...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц".
Учебный предмет: математика, 1 классУМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материалаЗадачи урока: Обучающие: формировать умения учащихся умение увеличивать (уменьшать) ...
Конспект урока по математике УМК "Школа России" по теме: "Вычитание вида 60 - 17"
Конспект урока по математике УМК "Школа России" по теме: "Вычитание вида 60 - 17"...