разработка открытый урок
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата:15.03. 2013г. Математика 2 класс.
Тема: «Умножение на 0 и 1»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Основные цели:
1) сформировать представление о частных случаях умножение на 0 и 1, умение
применять для вычисления;
2) закрепить решение уравнений, счетные умения, знание шагов учебной деятель-
ности и умение применять УУД для решения учебных задач по математике;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, аналогия,
умение выполнять действия по алгоритму; развивать внимание, память, логичес-
кое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес.
Материал к занятию:
Работа мастера боится! |
Демонстрационный:
1) пословица для этапа мотивации к деятельности:
2) задания для актуализации знаний (мелом на доске):
Задание 1 Задание 2 Задание 3
7◦6 … 6◦7 12+12+12+12+12= 4 ◦ 3=
18 ◦ 35 … 35 ◦ 18 33+33+33+33= 15 ◦ 2=
3) Эталон смысла действия умножения: 4) Эталон переместительного
а + а + … + а = а ◦ b b раз |
свойства умножения:
а ◦ b = b ◦ a |
5) правило умножения числа на 1: 6) Правило умножения числа на 0:
а ◦ 1 = 1 ◦ а = а |
а ◦ 0 = 0 ◦ а = 0 |
7) образец для самопроверки работы в парах:
А) на этапе 6 б) на этапе 7
№ 2(1,2), с.78 9 ◦ 1 = 9 7 ◦ 0 = 0 1 ◦ 3 = 3 0 ◦ 9 = 0 | № 2 (3,4), № 4(3,4). с.78 54 ◦ 1 = 54 7 ◦ 0 = 0 1 ◦ 107 = 107 0 ◦ 356 = 0 |
Ход урока
Работа мастера боится! |
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель открывает на доске поговорку Д – 1:
- Прочитайте предложение на доске.
- Что это? (пословица)
- Как вы ее понимаете? (Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом.)
- Вспомните, над какими темами вы работали на предыдущих уроках. (Вычисление площади прямоугольника, переместительное свойство умножения.)
- Что объединяет эти темы? (Темы связаны с действием умножения.)
- Сегодня вы узнаете новое о действии умножение. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.
- Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового? (постараться самим понять, что мы еще не знаем, и самим «открыть» новый способ.)
- С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
2.1 Учитель открывает на доске задание 1.
7 ◦ 6 … 6 ◦ 7
18 ◦ 35 … 35 ◦ 18
- Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)
- Какие знаки вы поставите? (знак «равно»)
- На каком основании? (На основании правила переместительного свойства умно- жжения.)
- Назовите свойство? (От перестановки множителей произведение не изменяется )
а ◦ b = b ◦ a |
Учитель открывает на доске Эталон Д –4:
2.2 - Теперь рассмотрите выражения.
Что в них общего? (Во всех выражениях складываются одинаковые слагаемые.)
12 + 12 + 12 + 12 + 12 = 33 + 33 + 33 + 33 =
- Какое задание вы можете выполнить? (представить каждое выражение с помо-
щью действия умножения.)
- Что нужно помнить, чтобы правильно составить выражения? (первый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, а второй множитель показывает, столько раз слагаемое повторяется.)
Учитель показывает на доске Эталон Д – 3:
а + а + … + а = а ◦ b b раз |
- Запишите выражение с помощью действия умножения. Кто хочет поработать у доски? (Один учащийся работает у доски, проговаривая правило, остальные уча- щиеся работают в тетрадях.)
2.3 - Задания следующие:
4 ◦ 3 = 15 ◦ 2 =
- Что нужно сделать (Вычислите произведение.)
Одни учащийся работает у доски, а остальные – в тетради.
4 ◦ 3 = 4 + 4 + 4 = 12 15 ◦ 2 = 15 + 15 = 30
2.4 - Что вы повторили? (Мы повторили, что такое умножение, переместительное свойство умножения. )
- Почему я выбрала именно эти данные задания? (Данные умения и знания нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на пути? (Задание, в котором будет что –то новое.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия:
6 ◦ 1 =
- Чем задание отличается от предыдущих? (Мы умножили на однозначные числа,
кроме 1 и 0.)
- Где такие задания могут встретиться?(В выражениях, в решении задач…)
- Нужно ли научиться их решать? (Да. И это значит, что я должен выполнить проб- ное действие.)
- Найдите значение выражения известным вам способом.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Кто не смог найти значение выражение?
Учащиеся поднимают руки.
- В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить задание)
- А кто смог получить ответ?
Учитель записывает варианты ответов на доске
- Докажи правильность решения с помощью правила? (Я не могу обосновать правильность решения.)
- Молодцы, что смогли сформулировать свое затруднение.
- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание выполняли? (Мы умножили 6 на 1.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)
- Где возникло затруднение? (Нельзя записать сумму, состоящую только из одного слагаемого.)
- Значит, какого правила мы не знаем? (Мы не знаем правила умножения числа на единицу.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать правило умножения числа на единицу.)
- Значит , какая тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение на 1)
Учитель пишет на доске тему урока: «Умножение на 1»
- Давайте подумаем, что вам может помочь. (Переместительное свойство умно- жение)
- Как может помочь переместительное свойство умножения? (Мы можем поменять множители местами.)
- Составьте план действий.
Фронтально составляется план выхода из затруднения. Учитель пошагово фикси- рует его на доске.
1. Поменяем множители местами.
2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых.
3. Найдем результат.
4.Сформулируем правило.
5. Запишем правило в общем виде.
- Молодцы! Составленный вами план действий должен привести к положительно- му результату.
5. Реализация построенного проекта.
- Для быстрого и качественного получения результата предлагаю поработать в группах. Ваша Задача – разбиться на группы и, используя составленный план, вывести правило умножения на единицу.
Дети работают по плану.
- Время вышло представьте результаты вашей групповой работы.
Оформление доски:
1. Поменяем множители местами: 6 ◦ 1 = 1 ◦ 6 =
2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых:
6 ◦ 1 = 1 ◦ 6 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 =
3. Подсчитаем результат: 6 ◦ 1 = 1 ◦ 6 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 6
4. Сформулируем правило: при умножении числа на 1 получается то же самое число.
5. Запишем правило в общем виде:
а ◦ 1 = 1 ◦ а = а |
- Что вы заметили? (У всех групп получилось одинаковые результаты.)
Аналогичным образом учащиеся, работая по плану, получают общее правило ум-
ножение на 0: выполняют пробное действие и уточняют тему урока, а затем в группах получают вывод о том, что при умножении числа на 0 и 0 на число полу- чается 0:
а ◦ 0 = 0 ◦ а = 0 |
- Как проверить полученные вам открытия? (Нужно посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебник на странице 79, прочитайте правило.
Один из учащихся читает правило вслух: при умножении на один, получается то же самое число, при умножении на 0, получается 0.
- Смогли ли вы преодолеть затруднения и самостоятельно открыть новые правила? (Да.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)
6. Первичные закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.1 Фронтальная работа.
- Для закрепления данного умения, я предлагаю выполнить задание. Кто хочет поработать у доски?
-Пожалуйста!
Учитель диктует примеры: 4 ◦ 1 = …, 1 ◦ 8 = …
- Что нужно сделать? (найти значение выражение.)
- На что будем опираться при вычислении? (Будем использовать правила.)
Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментарием.
Вариант комментария:
При умножении числа на 1 получается само число, поэтому 4 умножить на 1 получится 4.
Аналогичным образом решаются и комментируются примеры на умножение на 0;
7 ◦ 0 =…, 0 ◦ 5 =…
6.2 Работа в парах .
- Я предлагаю поработать в парах. Найдите №2 и №4 на странице 78.
- Решите в этих заданиях первые два примера в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментарием.
- Проверьте свои результаты по эталону.
На доске выставляется образец для самопроверки Д – 7 (а), соотнесенный с этало- нами Д – 5 и Д- 6:
№ 2 (1,2), с. 78 а ◦ 1 = 1 ◦ а = а а ◦ 0 = 0 ◦ а = 0 9 ◦ 1 = 9 7 ◦ 0 = 0 1 ◦ 3 = 3 0 ◦ 9 = 0 |
- Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему она допущена?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятель-но.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Найдите на странице 78 учебника №2 (3,4), №4 (3,4)
- Выполните их самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Самопроверка осуществляется по образцу Д-7(б), соотнесенному с эталонами Д-5, Д-6.
- Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему она допущена?
- Исправьте ошибки.
- У кого не ошибок, поставьте себе «+», а у кого есть – «?».
- Нужно нам еще потренироваться в решении таких задач? (Да.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где можно встретить умножение числа на 0 и 1? (В решении примеров, задач, уравнений.)
- Найдите учебнике задание № 6 на странице 79.
- Прочитайте задание. (Реши уравнение)
- Чему равен первый множитель? (12)
- Чему равен произведение? (12)
- Чему равен второй множитель? (1.)
- Почему? (При умножении числа на 1, получается само число.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать правило умноже- ния на 0 и 1 )
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- Каким способом мы открыли новое правило? (способом рассуждения, использо- вали переместительное свойство умножения.)
- Вспомните пословицу, с которой начали урок? (Дело мастера боится.)
- Кто смог открыть правило сам?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Оцените деятельность всего класса на уроке.
Учащиеся записывают оценки по 5-балльной шкале на планшетке.
- Для тех, кто испытывал затруднения при выполнении заданий на уроке, рекомендую №7 на странице 79. Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую № 10 на той же странице учебнике.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....
разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)
Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель: 1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2. Развити...
Разработка открытого урока для будущих первоклассников. Интегрированный урок "Весеннее настроение"
Здесь вы найдете разработку интегрированного урока для будущих первоклассников. Занятие рассчитано на 15 минут. Включает в себя различого рода задания: повторение времен года,дней недели. Дети смогут ...
Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.
Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....
- Мне нравится (1)