Римские цифры и числа
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок математики 3 класс: "Римские цифры и числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_teme_rimskie_tsyfry.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1. Организационный момент
-Ребята! Проверьте свою готовность к уроку.
Сегодня у нас урок необычный, к нам пришло много гостей. Я надеюсь, что урок получится интересным, познавательным, и вы откроете новые секреты математики.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2 мин
2. Актуализация знаний
На доске записаны числа:
396,425,703,439,999,570
- Посмотрите на доску, здесь записаны числа. Как мы их называем? (Трехзначные)
- Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры)
- Что мы с вами умеем делать с трехзначными числами?
(читать, записывать, сравнивать, раскладывать на разрядные слагаемые, находить сколько в числе сотен, десятков, единиц, выполнять действия с этими числами)
- Какое число можно назвать «лишним»?
(703 – в нем отсутствует разряд десятков).
(999 – одинаковое количество сотен, десятков и единиц).
(570 – нет свободных единиц)
- Назовите самое маленькое число. (396) Назовите его разрядный состав.
- Назовите самое большое число. (999) Назовите его разрядный состав.
- Назовите предыдущее число 439. (438)
- Последующее число 999 (1000).
- Сколько сотен в числе 1000?
- Сколько десятков в числе 570? (57 десятков)
В тетради запишите эти числа: 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания.
Сверка с образцом на доске. Оценка своей работы (+, ?) 5 мин
3.Постановка учебной проблемы.
Я вам сейчас предлагаю поработать в парах, у вас на столах лежат карточки, где необходимо будет продолжить ряд чисел. Что для этого нужно сделать? (установить закономерность)
1) 458, 459, …, … .
2) 371, 370, …, … .
3) 501, 601, …, … .
4) CLIV, CLV, …, … .
Проверка с доской. 3 мин
3. Целеполагание:
- В каком ряду вы не смогли установить закономерность? (4)
-Почему? С какой проблемой мы столкнулись? (мы не знаем какие числа записаны в 4 ряду)
Вы правильно сказали, в четвёртом ряду записаны числа, но при помощи особых цифр. Может кто-нибудь из вас знает, как они называются?
(римские цифры)
- О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
(о римских числах и цифрах)
- Какая цель нашего урока?
Цель урока: познакомиться с римскими цифрами и числами.
- Что мы должны узнать, чтобы достичь нашей цели?
Задачи:
- Читать и записывать римские числа.
- Выполнять действия с римскими числами.
- Решать задачи с римскими числами. 3 мин
4. Открытие нового знания.
Как же записать с помощью римских цифр число? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели.
- При помощи чего они считали?
(при помощи пальцев)
- Пальцы и были первыми изображениями чисел. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.
- Шли века, тысячелетия. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, стали обрабатывать землю, строить каменные здания. Для всего этого требовались сложные расчеты, а для расчетов – цифры.
- Почему эти цифры называются римскими?
(они появились в Риме)
Поработайте в парах.
Представьте, что вы древние римляне, запишите при помощи пальцев (их вам заменят палочки на столах) число 1, 2, 3?
- А как бы вы написали число 5?
- Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Выложите на партах римское число 5.
- Четверку стали изображать вот так: IV - 4 а шестерку так - VI– 6
- Кто догадался, почему?
(4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем; 6 – последующее, палочку справа, прибавляем.)
- Если к V добавить справа две палочки? Какое число получим?
(VII – 7)
- Как записать число 8?
- Кто из вас знает, как записывается десятка?
(X)
10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.
- Если к X я добавлю одну палочку. Какое число получу?
(XI – одиннадцать), а если палочку я поставлю слева от X, какое число я получу? (IX – девять).
- При помощи каких основных цифр записаны римские числа?
(I, V, X)
- Какова же особенность римской записи?
(Если цифру поставить справа (после) от основной, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять)
- Ребята, а где мы можем встретить римские числа?
(Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры) 12 мин
- Проговаривание нового знания:
Давайте проверим ребята, верно ли мы с вами записали римские числа.
Стр. 52 упр. 1
- На каком циферблате числа записаны римскими цифрами?
(на втором и третьем)
-Прочитайте задание. Какие цифры являются основными в записи римских чисел?
- Как с их помощью записать числа?
(Если цифру поставить справа (после) от основной, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять)
- Для записи больших чисел римляне использовали другие обозначения.
Прочитайте правило на стр. 53
Заполним с вами, опираясь на правило таблицу.
Число | Римское |
1 | |
V | |
10 | |
5 | L |
100 | |
| D |
1000 | M |
3 мин
6. Закрепление нового знания.
На стр. 52 найдите № 2. Какое задание предлагает автор учебника?
(сравнить римские числа)
- Выполним это задание устно.
- Что ещё можно делать с римскими цифрами?
(выполнять действия)
Стр. 52 № 3 (на доске письменно с комментированием)
- Пользуясь таблицей, выполните № 7 стр.53
(проверка в парах, образец на доске)
3 мин
7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр
CLIV, CLV, …, … .
- Прочитайте, записанные числа.
(154, 155)
- Установите закономерность и запишите следующие два числа.
(проверка +, ?)
- Какую задачу урока мы с вами ещё не решили?
(решать задачи с римскими цифрами)
Задача написана на карточках:
Богатый римлянин купил XX платьев, а сандалий на VII больше. Сколько платьев и сандалий купил римлянин?
- Возьмите карточку с текстом. Что это за текст?
(задача)
- Как вы определили, что это задача?
(есть условие, вопрос)
- Прочитайте задачу самостоятельно, про себя.
- Какие числа вы встретили в задаче?
(римские числа)
- Назовите эти числа.
(20 и 7)
- Перечитаем вместе с вами условие задачи.
- О ком идёт речь в задаче?
(о римлянине, который купил платья, и сандалии)
- Что в задаче сказано о том, сколько римлянин купил платьев?
(20)
- Что сказано о том, сколько римлянин купил сандалий?
(на 7 больше)
- Что означает запись на 7 больше?
(столько же сколько и платьев, да ещё 7)
- Запишите условие задачи
(дети чертят чертёж)
- Прочитайте вопрос задачи.
- Что необходимо знать для ответа на этот вопрос. Каким действием мы воспользуемся?
(сложением)
- Можем ли мы на него ответить сразу? Почему?
- Как узнать, сколько сандалий купил римлянин?
- Решите задачу самостоятельно.
(проверка по образцу на доске)
7 мин
7. Обобщение. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу, какая была цель нашего урока?
- Давайте посмотрим, выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.
- Сделайте вывод, достигли ли мы цели урока?
- Что было для вас сегодня легко?
- Что ещё трудно?
Что показалось самым интересным? 2 мин
8. Домашнее задание:
Стр. 52,53 № 5, 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с пер...
Конспект урока по математике на тему "Римские цифры и числа". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
Сценарий урока в технологической карте....
Конспект урока математики "Цифры и числа. Римские цифры"
УМК Школа 2100, 1 класс...
Числа и цифры. Римские цифры
· Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;· Cпособствовать развит...
"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс
Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...
«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"
Цели и задачи: уточнить представления о цифрах и числах; познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях; познакомить с первыми д...