Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для 2- 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_matematika.doc | 276.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
| |||
1. Название факультативного курса | Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» для 2-4 классов разработана в соответствии с учебным планом МКОУ Барлукская СОШ | ||
2. Цели и задачи факультативного курса | Цель курса:
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
| ||
| |||
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. | |||
IV. Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса | |||
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
| |||
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса | |||
Личностные результаты:
Метапредметные результаты представлены в содержании программы разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. | |||
VI. Содержание факультативного курса | |||
Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры:
Универсальные учебные действия:
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; —анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Вос произведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Универсальные учебные действия:
| |||
VII. Описание материально-технического обеспечения | |||
1.Оборудование |
| ||
2. Методическое обеспечение | Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — M.: ACT, 2006. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1995. | ||
3. Интернет-источники | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php—образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. | ||
VIII. Планирование. | |||
2 класс | |||
№ | Тема занятия | ||
«Удивительная снежинка» Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа Таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». | |||
Крестики-нолики Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). | |||
Математические игры Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | |||
Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |||
Секреты задач Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |||
«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. | |||
«В царстве логики» Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Геометрические фигуры Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | |||
Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
Умный конструктор Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | |||
Геометрия вокруг нас Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |||
Путешествие точки Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |||
«Шаг в будущее» Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?» «Гонки с зонтиками» и др. | |||
Тайны окружности Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |||
Математическое путешествие Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22 + 15 = 37 | |||
«Калейдоскоп идей» Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере). | |||
«Новогодний серпантин» Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Математическая палитра Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | |||
«Часы нас будят по утрам...» Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
Геометрический калейдоскоп Задания на разрезание и составление фигур. | |||
Головоломки Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | |||
Секреты задач Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | |||
«Что скрывает сорока?» Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | |||
Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, внимательные задачи. | |||
Математические пирамиды Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. | |||
Посчитай-ка Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. | |||
Дважды два — четыре Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки. | |||
Составь квадрат Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | |||
Мир занимательных задач Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. | |||
В мире задач Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». | |||
Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. | |||
Математическая эстафета Решение олимпиадных задач. | |||
3 класс | |||
№ | Тема занятия | ||
«Умная зарядка» Решение олимпиадных задач | |||
«Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,..., 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,...,90; 3) 100, 200, 300, 400,..., 900. | |||
Геометрия вокруг нас Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |||
Волшебные переливания Задачи на переливание. | |||
В царстве смекалки Решение нестандартных задач (на «отношения»). | |||
Информационный выпуск Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
«Шаг в будущее» Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Проверка выполнения работы. | |||
«В царстве логики» Перекладывай! нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполнения работы. | |||
Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере). | |||
Интеллектуальный турнир Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Математические фокусы Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 111111 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,..., 15. | |||
Математические игры Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). | |||
Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | |||
Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |||
Математическое путешествие Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 + 150=170 | |||
Выбери маршрут Единицы длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | |||
Числовые головоломки Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
Числовые загадки Решение и составление ребусов, содержащих числа. | |||
Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ+ ГРОМ = ГРЕМИ и др. | |||
Геометрический калейдоскоп Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | |||
Математическая разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Разверни листок Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
От секунды до столетия Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | |||
Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | |||
Конкурс смекалки Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |||
Дважды два — четыре Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. | |||
Математические фокусы Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | |||
Энциклопедия математических развлечений Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | |||
Математическая газета Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Математический сборник Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | |||
Это было в старину Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | |||
Математический лабиринт Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. | |||
4 класс | |||
№ | Тема занятия | ||
Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач | |||
Числа-великаны Как велик миллион? Что такое гугол? | |||
Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | |||
Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами. | |||
Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |||
Секреты задач Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», Сколько лет?» и др. | |||
В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Математический марафон Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Проверка выполненной работы. | |||
«В царстве логики» Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | |||
«Зарядка для ума» Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Математический иллюзион «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 +13 +14+15 +16 и др. | |||
Геометрические тела Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. | |||
Занимательное моделирование Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | |||
Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |||
Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 х 9) слов, связанных с математикой. | |||
«Математика — наш друг!» Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | |||
Решай, отгадывай, считай Не переставляя числа 1, 2,3,4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо можно использовать скобки. | |||
Математическая газета Сбор информации и выпуск математической газеты (работа группах). | |||
Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |||
Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | |||
Задачи с доказательством Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | |||
Математические фокусы Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | |||
Интеллектуальный турнир Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Математические секреты Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |||
Энциклопедия математических развлечений Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | |||
Математика в спорте Создание сборника числового материала для составления задач. | |||
Геометрические фигуры вокруг нас Поиск квадратов в прямоугольнике 2 х 5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) | |||
Математический лабиринт Интеллектуальный марафон. | |||
Блиц-турнир по решению задач Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | |||
Информационный выпуск Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
Математический праздник Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...