"Задачи на движение", 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Конспект урока по математике "Задачи на движение", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zadachi_na_dvizhenie_1420990804_89684.docx | 72.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Северная средняя школа
Варнавинского района Нижегородской области
УРОК МАТЕМАТИКИ
с применением ИКТ
ТЕМА: Задачи на движение
4 класс
Подготовила:
Белова Юлия Михайловна,
учитель начальных классов
п. Северный
2014 г.
Тема урока: Задачи на движение в одном направлении.
Цель урока: Научиться решать задачи на движение в одном направлении.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме.
2. Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.
3. Закреплять вычислительные навыки.
Развивающие:
- Способствовать развитию математического кругозора, мышления, внимания, навыков счёта.
- Развивать аналитические способности учащихся, память.
- Развивать умениу работать в группе и самостоятельно, оказать помощь товарищу, умения провести самооценку.
- Содействовать развитию речевых навыков детей.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
- Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика.
- Формировать исследовательские умения.
Тип урока: обобщающий.
Методы, применяемые на уроке: проблемный, наглядный, практический, игровой, эвристическая беседа, наблюдение, словесный, интерактивный.
Формы организации учебной деятельности: урок с использованием компьютера, рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся.
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART, компьютер, презентации, учебник «Математика» 1 ч.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Здоровьесбережение: организация динамических пауз.
Авторские комментарии: презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов.
Количество приложений: 2 приложения.
План урока
Этапы урока | Временная реализация | Проверка | |
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу. | 2 мин | ||
2.Актуализация знаний учащихся. | 1. Группирование именованных величин. | 2 мин | коллективная проверка |
2. Устный счет. | 3 мин | взаимопроверка | |
3. Соотнесение объекта и его скорости. | 1 мин | самопроверка | |
3. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации Целеполагание. | 1. Решение задач на движение в противоположном направлении. | 6 мин | коллективная проверка, взаимопроверка |
Физминутка. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Движение - жизнь» | 2 мин | ||
2. Формулировка темы и цели урока | 1 мин | ||
4. Работа по теме урока. | 1. Решение задачи. Коллективная работа. | 5 мин | коллективная проверка |
2. Решение задачи. Работа в парах. | 5 мин | взаимопроверка | |
3. Первичное закрепление | 5 мин | коллективная проверка | |
5. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа. Обобщение знаний. | 5 мин | ||
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка. Выставление оценок. Домашнее задание. | 3 мин | сигнальные карточки |
Этапы урока | Задачи этапов | Деятельность Учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Формировать положительную учебную мотивацию, развивать доброжелательное отношение друг к другу. | Начинаем урок математики. Математика повсюду. Глазом только поведёшь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдёшь. Каждый день, вставая бодро, Начинаешь ты решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. Один великий человек сказал: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». - Как вы понимаете эти слова? - Вы согласны с этим высказыванием? Математику можно постичь только своим умом, своим усердием и своим трудолюбием. - Что пожелайте соседу на этот урок? - В чём заключается ваш успех? - Кто хочет быть успешным учеником? | Если ты будешь списывать или только смотреть, как другие решают, анализируют, сравнивают, то математику знать не будешь. … - Я желаю тебе быть трудолюбивым, любознательным, внимательным, старательным… | Личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности) Коммуникативные (умение вести диалог, слушать собеседника) |
2.Актуализация знаний учащихся. 2.1. Математический диктант. СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 Коллективная проверка 2.2.Устный счет. Игра «Молчанка» СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 Взаимопроверка. 2.3. Соотнесение объекта и его скорости СЛАЙД 10 | Повторить изученное. | - Какие задачи учимся решать? - Как вы считаете, на каком уровне вы умеете решать задачи на движение? На высоком, т.е. на «5», на среднем – «4», на низком – «3». Предположите, какую отметку вы сможете сегодня заработать. На полях простым карандашом запишите её. - Какие слова повторяются в каждой задаче на движение? Откройте тетради. Запишите число. Сегодня 17 декабря. Подпишите «Классная работа». - Что такое расстояние? Выпишите с доски единицы измерения расстояния в порядке убывания. - Как найти расстояние? - Что такое время? Выпишите единицы измерения времени в порядке возрастания. - Как найти время? - Что такое скорость? Выпишите единицы измерения скорости. - Как узнать скорость? Зачитай, …, какие единицы измерения расстояния ты выписал? Зачитай, …, какие единицы измерения времени ты выписал? Зачитай, …, какие единицы измерения скорости ты выписал? У кого всё записано в таком порядке, поставьте на полях «+». С новой строки запишите только ответы: 1. Слон прошёл до водопоя 8 км со скоростью 2 км/ч. Сколько времени он был в пути? 2. Девушка пробежала 16 км за 2 часа. С какой скоростью она двигалась? 3. Мотоцикл движется по шоссе со скоростью 120 км/ч. Какой путь он проедет за полчаса? 4. Стрекоза за 15 секунд пролетела 150 метров. С какой скоростью она летела? 5. Олень бежит со скоростью 13 м/с. Сколько метров он пробежит за 20 секунд? 6. Скорость ракеты 8 км/с. За сколько секунд она пролетит 720 км? Сравните свои ответы с ответами соседа. У кого совпали ответы? Проверим вместе. …, зачитай ответы. Поставьте на полях «+», у кого так. Посмотрите на доску, в таблице даны скорости и объекты, которым они принадлежат. Соотнесите один столбик с другим. Проверьте свои ответы с доской. Поставьте на полях «+», у кого совпали соотношения. | - Задачи на движение. - Время, скорость, расстояние. Расстояние - это пространство, разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо. Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время. Время – это процесс смены явлений, вещей, событий. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. Чтобы узнать скорость необходимо расстояние поделить на время, за которое оно пройдено. S: км, м, дм, см, мм t: с, мин, ч, сут V: км/ч, м/с, км/мин, см/мин, м/мин 4 ч, 8 км/ч, 60 км, 10 м/с, 260 м, 90 с. 1 в, 2 а, 3 б, 4 д, 5 г | Личностные (самооценка) Регулятивные (умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие) Познавательные (применение полученных знаний при выполнении заданий) Регулятивные (коррекция) Личностные (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности) |
3. Введение в тему урока. 3.1. Решение задачи на сближение. 3.2. Решение задачи на удаление Взаимопроверка. Физминутка ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Движение - жизнь» 3.3. Создание проблемной ситуации. Подводящий диалог Целеполагание. | Определить тему урока, поставить цель. | Решим ещё несколько задач. К доске решать задачу №1 выйдет ... 2 объекта движутся навстречу друг другу. Скорость объекта А 5 км/ч, а объекта В - 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут друг от друга через час? Составим схему. - Что известно в задаче? - Что нужно узнать? - Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Как найти скорость сближения? Записывай решение по действиям с объяснением. - Какое расстояние будет между объектами через час? Просигнальте, как справился с работой … У кого такое же решение, поставьте на полях «+». - Встаньте те ребята, у кого такой же ответ. Решим следующую задачу (№2): 2 объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость объекта А 5 км/ч, а объекта В - 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут друг от друга через час? Составим схему. - Что известно в задаче? - Что нужно узнать? - Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Как найти скорость удаления? Запишите решение задачи в тетрадь. Сверьте своё решение задачи с решением соседа. У кого не совпали ответы? Давайте проверять. …, зачитай своё решение. Задача решена правильно. У кого такое же решение, поставьте на полях «+». Давайте отдохнём и разомнёмся. Повторяйте упражнения за Богданом и Владиком. Спасибо, ребята. Садитесь на места.
- На каком расстоянии они будут друг от друга через час? - Можем решить эту задачу №3? - Почему? Согласна с вами, эту задачу невозможно решить, т. к. не указано направление движения. Зададим направление движения. (Учащиеся предлагают разные направления движения, учитель выбирает движение в одном направлении и предлагает решить задачу.) – Как двигались объекты А и В в первой и второй задачах? – Как движутся в задаче №3? – Как могут называться такие задачи? Такие задачи называются задачи на движение в одном направлении. - Решали такие задачи? Значит тема этого урока… - Какова же цель этого урока? | … … Нет. Не знаем скорость сближения. Vсб=V1+V2 Ответ: 19 км. … … Нет. Не знаем скорость удаления. Vуд=V1 +V2 Скорость одного объекта 5 км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. … Нет. Не задано направление движения. В противоположном направлении. В одном направлении. … Нет. Задачи на движение в одном направлении. Научиться решать задачи на движение в одном направлении. Решать задачи на движение в противоположном направлении. | Познавательные (смысловое чтение) Коммуникативные (задавать вопросы, аргументировать свою позицию) Познавательные (применение полученных знаний при выполнении заданий) Личностные (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты) Регулятивные (коррекция) Регулятивные (определение темы, постановка цели и задач урока) Регулятивные (умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, планирование действий) Регулятивные (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению) |
4. Работа по теме урока. 4.1. Коллективная работа. Анализ решения 4.2. Работа в парах. 4. 3. Первичное закрепление. | Решать задачи на движение в одном направлении. Выявить и зафиксировать места и причины затруднения | - Как вы думаете, догонит ли объект А объект В? Обсуждение всех гипотез. Решение задачи №3. - Почему расстояние между А и В будет увеличиваться? - На сколько? - На сколько км увеличится расстояние за 2 часа? - На каком расстоянии они будут друг от друга через 2 часа? - Решите задачу №4, изменив скорости объектов. (На доске на схеме поменять местами скорости). - Как считаете, сможет ли теперь объект А догнать объект В? - Почему? Решите задачу №4. Сравните решение задачи 3 и 4. - Что общего в решении задач? - Чем отличаются решения? В задаче №3 расстояние увеличилось, значит объект А ещё больше отстаёт. Это задача на движение с отставанием. В задаче №4 расстояние уменьшилось, значит объект А догоняет объект В. Это задача на движение вдогонку. Решение задачи №5 на доске: Расстояние между домами Олега и Миши 160 м. Они вышли в школу одновременно. Олег шёл со скоростью 100 м/мин, а Миша шёл вдогонку Олегу со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Миша догонит Олега? Составим алгоритм.
| ... … Расстояние между ними будет увеличиваться, потому что скорость объекта А меньше скорости объекта В. Запись решения в тетради: 1) 6 – 5 = 1 (км/ч) – скорость удаления 2) 1 · 2 = 2 (км)- увеличится расстояние за 2 часа 3) 30 + 2 = 32 (км) – расстояние через 2 часа Ответ: 32 км. Да. Потому что скорость объекта А больше скорости объекта В. Выполняют самопроверку. Запись решения в тетради: 1) 6 – 5 = 1 (км/ч) – скорость сближения 2) 1 · 2 = 2 (км)- уменьшится расстояние за 2 часа 3) 30 - 2 = 28 (км) – расстояние через 2 часа Ответ: 28 км. Сначала находили разницу скоростей, … … 1) 120 - 100 = 20 (м/мин) - скорость сближения мальчиков 2) 160 : 20 = 8 (мин) - нужно Мише, чтобы догнать Олега Ответ: 8 минут. | Познавательные (применение полученных знаний при выполнении заданий) Регулятивные (коррекция) Личностные (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности) Познавательные (смысловое чтение, группировка слов, умение отвечать на вопросы) |
5. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа СЛАЙД 11 Проверка самостоятельной работы. Обобщение знаний. | Формировать умение находить нужную информацию, обобщать. Выявить и зафиксировать места и причины затруднения | Задача №6: Фёдор и Саша одновременно побежали навстречу друг другу по дорожке длиной 120 м. Фёдор пробежал до встречи на 20 м меньше, чем Саша. С какой скоростью бежал каждый мальчик, если они встретились через 10 с? - Выберите верное решение задачи и дайте пояснение каждого действия. I вариант решения:
II вариант решения:
III вариант решения:
VI вариант решения:
- Поднимите руки, кто выбрал первый вариант решения задачи? - Кто выбрал второй вариант решения задачи? - Кто выбрал тритий вариант решения задачи? - Кто выбрал четвёртый вариант решения задачи? Давайте разбираться, кто прав. I вариант: что находили в первом действии? Значит, решение неверное. Такое же первое действие и у третьего варианта решения, а это значит, что и оно неверное. Рассмотрим II вариант: 1) расстояние, Поставьте на полях «+» те ребята, кто выбрал второй или четвёртый вариант решения. | Регулятивные (умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную) Познавательные (поиск и извлечение информации, обобщение) | |
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка. Выставление оценок. СЛАЙД 12 Домашнее задание. СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 | Оценить свою работу на уроке. | - Достигли ли мы цели урока? - Чему учились сегодня на уроке? - Сегодня мы весь урок решали задачи на движение и, надеюсь, каждый из вас может про себя сказать: Я ПОВТОРИЛ… Я УЗНАЛ… Я ЗАДУМАЛСЯ… Я УДИВИЛСЯ… - Оцените свою работу на уроке. Сосчитайте, сколько плюсов вы заработали за урок. - Кто получил 6 плюсов? - Кто из вас вначале урока предполагал, что поработает на «5»? Молодцы, вы подтвердили своё предположение. - Кто получил 4 или 5 плюсов? - Кто из вас вначале урока предположил, что поработает на «4»? Вы тоже подтвердили своё предположение. Те ребята, у которых предположение не совпало с результатом работы, будьте внимательнее и объективнее. Сдайте тетради, вашу работу оценю я. - Домашнее задание: с. 39, № 35-37 (тетрадь «Дидактические материалы») - Урок окончен. Спасибо за работу! | (Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.) Рефлексия. Я повторил формулы, по которым решаются задачи на движение. Я узнал… Я задумался ... Я удивился… Дома я расскажу… Мне нужно повторить … | Личностные (готовность и способность к саморазвитию) Коммуникативные (сотрудничество, монологическое высказывание) Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения) |
6 км/ч
5 км/ч
сут км м/с
см км/мин с мин м км/ч
ч мм см/мин м/мин
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь ты решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
S: км, м, дм, см, мм
t: с, мин, ч, сут
V: км/ч, м/с, км/мин, см/мин, м/мин +
Игра «МОЛЧАНКА»
4 ч, 8 км/ч, 60 км, 10 м/с, 260 м, 90 с +
СООТНЕСЕНИЕ
1-в 2-а 3-б 4-д 5-г +
Задача №1
2 объекта движутся навстречу друг другу. Скорость объекта А 5км/ч, а объекта В - 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут друг от друга через час?Составим схему.
19 км +
Задача №2
2 объекта движутся в противоположных направлениях. Скорость объекта А 5 км/ч, а объекта В - 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут друг от друга через час?Составим схему.
41 км +
Задача № 3
- На каком расстоянии они будут друг от друга через час?
- Можем решить эту?
31 км
Задача № 4
(На доске на схеме поменять местами скорости).
- Как считаете, сможет ли теперь объект А догнать объект В? Почему?
29 км
Задача № 5
Расстояние между домами Олега и Миши
160 м. Они вышли в школу одновременно. Олег шёл со скоростью 100 м/мин, а Миша шёл вдогонку Олегу со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Миша догонит Олега? Составим алгоритм.
- Составить схему.
- Определить вид движения.
- Вспомнить формулы.
1) 120- 100 = 20 (м/мин)- скорость сближения мальчиков
2) 160 : 20 = 8 (мин)- нужно Мише, чтобы догнать Оле
Ответ: 8 минут +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс
Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....
Презентация к уроку математики по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Презентация к уроку математики по теме "Решените задач", 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")....
Математика. Карточки по теме «Задачи на движение» (4 класс)
Текстовый документ - раздаточный дидактический материал для индивидуальной, парной работы на уроках математики.УМК "Школа России", 4 класс...
Задачи на движение. 4 класс. УМК "Гармония"
Урок закрепления изученного материала....
задачи на движение 4 класс
решение задач на движение 4 класс...
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...