Рабочая программа по математике УМК "начальная школа 21 века"
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 1 класса по учебнику С.С.Минаевой, Рословой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373 с изменениями и дополнениями), Примерной программы по математике начального общего образования, с учётом Основной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ с УИОП № 7».
Для реализации содержания учебного предмета «Математика» в 1 «Б» классе МБОУ «СОШ с УИОП № 7» используется учебник «Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч.» (C.С.Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе и др.; под ред. В.А. Булычёва.-2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2015) и рабочие тетради «Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2, № 3 для учащихся общеобразовательных организаций» (С.С. Минаева, Л.О. Рослова, Л.И.Фёдорова.-2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2016) УМК « Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный УМК включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ с УИОП № 7» на изучение предмета «Математика» отводится 132 часа (4 часа в неделю).
Цели и задачи освоения учебного предмета
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
- подведение учащихся к осознанию, взаимосвязи математики с окружающим миром, роли математических знаний и умений в его познании;
- формирование компонентов учебной деятельности (принятие учебной задачи, построение алгоритма действий, осуществление контроля и самоконтроля);
- формирование (начальный этап) центральных математических понятий (число, геометрическая фигура, величина), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования учащихся;
выработка вычислительных умений и обучение решению задач, приобретение опыта геометрической деятельности, связанной с распознанием и изображением геометрических фигур, с нахождением геометрических величин;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, интереса к изучению математики.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Математика»
Числа (20 ч)
Количественный и порядковый счёт. Порядок следования чисел при
счёте. Называние, различение и запись чисел до 20, до 100. Предметное
моделирование чисел. Счёт по одному, по два и.т.д.
Число и цифра: установление соответствия, написание цифр, запись
чисел. Увеличение, уменьшение числа на 1, на 2. Чтение и запись
равенства, неравенства. Ответы на вопросы « Сколько…?», « Который
по счёту…?», « На сколько больше…?», « На сколько меньше…?».
Состав чисел до 10, до 20, до 100. Работа по алгоритму: сравнение, упорядочение чисел. Описание цепочки чисел. Составление цепочки чисел.
Упорядочение чисел по возрастанию, по убыванию, по заданному или самостоятельно установленному правилу. Десятки и единицы в записи числа.
Однозначные и двузначные числа. Чётные и нечётные числа. Таблица чисел.
Свойства расположения чисел в таблице.
Величины (7 ч)
Распознавание величин. Знакомство с приборами для измерения величин. Линейка как простейший инструмент измерения длины. Единицы величин
( длины, массы, вместимости), соотношение единиц длины.
Величина как характеристика геометрической фигуры. Составление алгоритма измерения длины отрезка.
Арифметические действия (40 ч)
Знакомство с арифметическими действиями, предметное моделирование сложения, вычитания, умножения, деления.
Называние компонентов арифметических действий. Чтение числовых выражений. Составление числовых выражений по рисунку с помощью заданного алгоритма, по образцу.
Нахождение значения суммы и разности на основе состава числа. Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы. Прибавление и вычитание нуля. Выбор, составление сумм, разностей с заданным результатом действия. Сравнение числовых выражений (без вычислений), по результату действия. Сравнение суммы/ разности двух чисел с заданным числом. Таблица сложения. Нахождение неизвестного компонента действия
сложения, вычитания (на основе состав числа, подбором, с использованием модели).
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Описание алгоритма сложения, вычитания; использование алгоритма для вычисления.
Использование разных способов для нахождения суммы, разности чисел
( сложение / вычитание по частям, на основе состава числа, прикидки).
Вычисление суммы, разности трёх чисел цепочкой.
Проверка правильности выполнения действий (состав числа, обратное действие, реальность ответа и др.)
Текстовые задачи (14 ч)
Анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы ( описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи). Установление зависимости между величинами, представленными в тексте задачи. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению).
Составление модели задачи ( предметной, условной, схематической и др.)
Планирование хода решения задачи в одно-два действия. Решение задачи разными способами.
Запись решения задачи: по плану действий; с пояснением; с помощью числового выражения (по образцу).
Решение задач, характеризующих смысл арифметических действий, отношений (« больше/ меньше на…»), задач, связанных со сравнением предметов по величине, задач с косвенной формулировкой условия.
Выбор плана действий, числового выражения для решения данной задачи.
Геометрические фигуры (12 ч)
Распознавание и называние геометрических фигур (куба, шара, пирамиды, цилиндра, конуса, квадрата, круга, треугольника, отрезка, ломаной) на основе наблюдения, сравнения. Сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение длин отрезков. Свойства геометрических фигур
( прямоугольника и др.).
Анализ изображения ( узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры. Составление алгоритма изображения узора, линии (по клеткам). Изображение отрезка, ломаной, квадрата и других фигур от руки и с помощью линейки.
Измерение ( в сантиметрах) длины отрезка , длины ломаной.
Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур. Конструирование с помощью развёртки.
Математика вокруг нас (23 ч)
Рисунки с математической информацией, математическим содержанием. Формулирование вопросов и ответов по рисунку(иллюстрации, модели). Поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.) Сравнение множеств.
Геометрические формы в окружающем: распознавание и называние геометрических фигур, их взаимного расположения.
Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги. страницы учебника и.т.д.) Направление, маршрут.
Таблица как способ представления информации. Чтение таблицы. Заполнение таблицы.
Знакомство с логической конструкцией « Если … , то …». Верно или неверно: формулирование и проверка утверждения.
Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.
Резерв (16 ч)
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Математика»
Личностные результаты освоения учебного предмета
- признание учеником взаимосвязи математики с окружающей действительностью, необходимости использовать средства математики для объективной характеристики предметов, явлений и событий (выбор величины для измерения предметов, пространственные и количественные отношения и.т.п.);
- использование языковых средств и математической терминологии для описания и характеристики математической сущности рассматриваемого объекта окружающего мира;
- готовность рассматривать разные подходы и способы разрешения одной и той же математической задачи и сотрудничать в поиске и выборе рационального решения (работая в паре, группе), уважительное отношение к иному мнению;
- наличие познавательного интереса к математике как науке и практическая заинтересованность в использовании математических знаний в повседневной жизни (прикидка, оценивание, подсчёт, поиск разных решений и выбор оптимального);
- адаптация к изменяющемуся информационному пространству, стремление к поиску новой информации и нового решения учебной проблемы с использованием изученных математических знаний и приёмов поиска.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия; действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической); выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы); находить допущенные ошибки и корректировать их;
познавательные: понимать прочитанное; находить в учебнике математики нужные сведения; выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении; выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки; выполнять задание различными способами; моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду; научиться рассуждать, используя схемы; анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; для проверки и доказательства своих утверждений; анализировать рисунок, текст, схему для получения нужной информации;
коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке; комментировать свои действия.
Предметные результаты освоения учебного предмета
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, цепочки и .т. д.); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Ученик научится:
- распознавать и записывать цифры; осуществлять пересчёт предметов, записывать их количество числом; читать и записывать числа в пределах 100;
- сравнивать числа в пределах 20; использовать знаки сравнения для записи результата сравнения чисел; преобразовывать наборы путём увеличения, уменьшения и уравнивания количества их элементов;
- устанавливать содержательный смысл действий сложения и вычитания, различать компоненты этих действий; выполнять арифметические действия в пределах 20; понимать взаимосвязь компонентов действия сложения; проверять вычитание сложением; использовать при вычислениях переместительное свойство сложения;
- решать текстовые задачи в одно и два действия с вопросами « На сколько больше/меньше…?», « Сколько всего…?», « Сколько осталось …?», задачи, содержащие отношение « больше/меньше…»;
- различать геометрические фигуры на плоскости (отрезок, ломаную, круг, прямоугольник (квадрат), треугольник) и в пространстве (куб, шар, пирамиду, цилиндр, конус);
- изображать отрезок, ломаную, квадрат, прямоугольник, треугольник на клетчатой бумаге от руки и с помощью линейки;
- находить длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; находить длину ломаной; сравнивать отрезки по длине;
- использовать единицы измерения длин: сантиметр, дециметр.
Ученик получит возможность научиться:
- упорядочивать числа в пределах 100
- характеризовать количество чисел в наборе, порядок чисел в цепочке;
- моделировать ситуации, требующие пересчёта, счёта, пояснять приём выполнения арифметического действия;
- исследовать и выявлять свойства геометрических фигур с помощью действий измерения, конструирования, моделирования;
- называть и изображать от руки изученные геометрические фигуры;
- читать несложные таблицы (извлекать информацию)
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Математика»
№№ урока | Тема | Дата | Корректируемая дата |
Раздел « Математика вокруг нас» (21 ч) | |||
1. | На первом уроке. | I ч 1.09 | |
2. | Который по счёту? | 5 | |
3. | Больше. Меньше. Столько же. | 6 | |
4. | На сколько больше? На сколько меньше? | 7 | |
5. | Слева. Справа. Между. | 8 | |
6. | Таблица. | 12 | |
7. | Цвет. Форма. Величина. | 13 | |
8. | Куб. Шар. Квадрат. Круг. | 14 | |
9. | Направление. | 15 | |
10. | Цепочка. | 19 | |
11. | Проверочная работа № 1 | 20 | |
12. | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. | 21 | |
13. | Сравнение чисел. | 22 | |
14. | Увеличение и уменьшение на 1, на 2. | 26 | |
15. | Числа и цифры 6, 7, 8, 9. | 27 | |
16. | Равенства и неравенства. | 28 | |
17. | Пирамида. Цилиндр. Конус. | 29 | |
18. | Число и цифра 0. | 3.10 | |
19. | В деревне. | 4 | |
20. | Проверочная работа № 2 | 5 | |
21. | Работа над ошибками. На улице. | 6 | |
Раздел « Числа» (4 ч) | |||
22. | Числа в порядке счёта. | 10 | |
23. | Состав чисел 3 и 4. | 11 | |
24. | Состав числа 5. | 12 | |
25. | Состав числа 6. | 13 | |
Раздел «Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
26. | Куб. Грани куба. | 17 | |
Раздел « Числа» (6 ч) | |||
27. | Состав числа 7. | 18 | |
28. | Проверочная работа № 3. | 19 | |
29. | Состав числа 8. | 20 | |
30. | Состав числа 9. | 24 | |
31. | Сколько всего ? | 25 | |
32. | Было. Стало. | 26 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
33. | Куб и квадрат. | 27 | |
Раздел «Повторение» (3ч) | |||
34. | Повторение изученного материала. | IIч 7.11 | |
35. | Повторение изученного материала. | 8 | |
36. | Повторение изученного материала. | 9 | |
Раздел « Математика вокруг нас» (1 ч) | |||
37. | В хозяйственном магазине. | 10 | |
Раздел «Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
38. | Отрезок. Линейка. | 14 | |
Раздел « Арифметические действия» (8 ч) | |||
39. | Сложение чисел. | 15 | |
40. | Сложение чисел в пределах 7. | 16 | |
41. | Вычитание чисел. | 17 | |
42. | Сумма и разность. | 21 | |
43. | Слагаемые. Сумма. | 22 | |
44. | Свойства сложения чисел. | 23 | |
45. | Проверочная работа № 4. | 24 | |
46. | Уменьшаемое. Вычитаемое. | 28 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
47. | Ломаная. | 29 | |
Раздел « Арифметические действия» (4 ч) | |||
48. | Действия с нулём. | 30 | |
49. | Число 10. | 1.12 | |
50. | Сложение в пределах 10. | 5 |
51. | Вычитание в пределах 10. | 6 | |
Раздел « Величины» (1ч) | |||
52. | Длина отрезка. Сантиметр. | 7 | |
Раздел « Арифметические действия» (2 ч) | |||
53. | Таблица сложения . | 8 | |
54. | Проверочная работа № 5 | 12 | |
Раздел « Числа» (5 ч) | |||
55. | На празднике. Числа до 15. | 13 | |
56. | Числа до 20. | 14 | |
57. | Сравнение чисел. | 15 | |
58. | Сложение чисел. | 19 | |
59. | Проверочная работа № 6 | 20 | |
Раздел « Арифметические действия» (2 ч) | |||
60. | Вычитание чисел. | 21 | |
61. | Неизвестное слагаемое. | 22 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
62. | Длина ломаной. | 26 | |
Раздел « Математика вокруг нас» (1 ч) | |||
63. | Новогодняя ёлка. | 27 | |
Раздел «Повторение» (1ч) | |||
64. | Итоговое повторение. | ||
Раздел « Математика вокруг нас» (1 ч) | |||
65. | На детской площадке. | IIIч 11.01 | |
Раздел « Тестовые задачи» ( 4 ч) | |||
66. | На сколько? | 12 | |
67. | Задача. | 16 | |
68. | Условие и вопрос задачи. | 17 | |
69. | Решение и ответ задачи. | 18 | |
Раздел « Величины» (4 ч) | |||
70. | Дециметр. Метр. | 19 | |
71. | Масса. Килограмм. | 23 | |
72. | Сравнение масс. | 24 | |
73. | Проверочная работа № 7. | 25 |
Раздел « Арифметические действия» (4 ч)
74. | Дополнение до 10. | 26 | |
75. | Сумма больше 10. | 30 | |
76. | Сложение в пределах 12. | 31 | |
77. | Вычитание в пределах 12. | 1.02 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1ч) | |||
78. | Квадрат. | 2 | |
Раздел « Текстовые задачи» (1 ч) | |||
79. | Решение задач. | 6 | |
Раздел « Величины» (2 ч ) | |||
80. | Сравнение длин. | 7 | |
81. | Проверочная работа № 8 | 8 | |
Раздел « Текстовые задачи» (1 ч) | |||
82. | Решение задач. | 9 | |
Раздел « Арифметические действия» (5 ч) | |||
83. | Сложение в пределах 14. | 13 | |
84. | Вычитание в пределах 13. | 14 | |
85. | Вычитание в пределах 13. | 15 | |
86. | Вычитание в пределах 14. | 16 | |
87. | Вычитание в пределах 14. | 27 | |
Раздел « Величины» (1 ч) | |||
88. | Вместимость. Литр. | 28 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (2 ч) | |||
89. | Треугольник. | 1.03 | |
90. | Проверочная работа № 9 | 2 | |
Раздел « Текстовые задачи» (2 ч) | |||
91. | Решение задачи по плану. | 6 | |
92. | Составление плана решения задачи. | 7 | |
Раздел « Числа» ( 2 ч) | |||
93. | Счёт десятками. | 9 | |
94. | Двузначные числа. | 13 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
95. | Пирамида и треугольник. | 14 | |
Раздел « Повторение» (5 ч) | |||
96. | Повторение изученного материала. | 15 | |
97. | Повторение изученного материала. | 16 | |
98. | Повторение изученного материала. | 20 | |
99. | Повторение изученного материала. | 21 | |
100. | Повторение изученного материала. | 22 | |
Раздел « Математика вокруг нас» (1 ч) | |||
101. | На вокзале. | 23 | |
Раздел « Числа» (1 ч) | |||
102. | Сравнение чисел. | IVч 3.04 | |
Раздел « Арифметические действия» (1 ч) | |||
103. | Вычисления в пределах 14. | 4 | |
Раздел « Текстовые задачи» ( 1 ч) | |||
104. | Решение задач. | 5 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
105. | Прямоугольник. | 6 | |
Раздел « Арифметические действия» (1 ч) | |||
106. | Вычисления в пределах 15. | 10 | |
Раздел « Текстовые задачи» (2 ч) | |||
107. | Решение задач. | 11 | |
108. | Разные способы решения задачи. | 12 | |
109. | Проверочная работа № 10 | 13 | |
Раздел « Арифметические действия» (1 ч) | |||
110. | Вычисления в пределах 16. | 14 | |
Раздел « Геометрические фигуры» (1 ч) | |||
111. | Квадрат и прямоугольник. | 17 | |
Раздел « Арифметические действия» (1 ч) | |||
112. | Вычисления в пределах 18. | 18 | |
Раздел « Текстовые задачи» (1 ч) | |||
113. | Решение задач. | 19 | |
Раздел « Арифметические действия» (10 ч) | |||
114. | Вычисления в пределах 20. | 20 | |
115. | Таблица сложения чисел. | 24 | |
116. | Проверочная работа № 11 | 25 | |
117. | Сложение одинаковых слагаемых. | 26 | |
118. | Счёт по 2, по 3, по 5. | 27 | |
119. | Умножение чисел. | 28 | |
120. | Свойства умножения. | 2.05 | |
121. | Деление чисел. | 3 | |
122. | Умножение и деление на 2. | 4 | |
123 | Умножение на 10. | 8 | |
Раздел « Числа» (1ч) | |||
124. | Таблица чисел от 1 до 100. | 10 | |
Раздел « Повторение» (8 ч) | |||
125. | Повторение раздела « Геометрические фигуры» | 11 | |
126. | Повторение раздела « Числа» | 12 | |
127. | Повторение раздела « Арифметические действия» | 15 | |
128. | Повторение раздела « Текстовые задачи» | 16 | |
129. | Повторение раздела « Величины» | 17 | |
130. | Повторение раздела « Математика вокруг нас». | 18 | |
131. | Итоговое повторение материала. | 19 | |
132. | Итоговое повторение материала. Подведение итогов. | 20 |
5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
1. Математика: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1; Ч. 2 / [C. С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе и др.]; под ред.В.А. Булычёва.-20е изд.,– М.: Вентана-Граф, 2015.
2. Математика: 1класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.С. Минаева, Л.О. Рослова, Л.И. Фёдорова. – 2- е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2016.
3.Математика: 1 класс: что умеет первоклассник : тетрадь для проверочных работ для общеобразовательных организаций / С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2016.
4. Раздаточные средства обучения (приложения к учебникам и рабочим тетрадям для 1 класса).
Интернет-ресурсы
1) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
– Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2) Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3) Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4) Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: www.uroki.ru
Материально-техническая база
- Компьютер (для учителя)
- Медиапроектор
- Экран
- Магнитофон
- DVD-проигрыватель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»
Рабочая программапо математике УМК «Школа 21 века» 3 класск учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика» Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе ...
Рабочая программа по математике УМК "Школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа по математике 3 класс....
Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»
Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»...
рабочая программа по математике начальная школа 21 века 1 класс
рабочая программа по математике 1 класс...
Рабочая программа по математике. Начальная школа 21 века-1 класс.
Программа составлена согласно требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике Начальная школа 21 века
Рабочая программа по математике разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам освоения...
Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс...