"Переменная" - 03.02.2017 г.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Бардина Анна Михайловна

Урок открытия новых знаний по математике в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бардина А. М        3 кл.        01.02.17

Тема: Переменная.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная.

Цели урока: 

Деятельностная цель: организовать процесс  самостоятельного построения детьми   открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми  приема замены   нескольких числовых выражений одним выражением с переменной; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма  и умению применять его в решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

1) ввести в активный словарь понятия переменная, значение переменной; выражение с переменной; 2) формировать умения составлять предложения и выражения с переменной; находить значения выражений при данном значении переменной; 3) развивать алгоритмический стиль мышления: умение составить алгоритм и умение работать по готовому алгоритму; 4) отработать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение уравнений с комментариями по компонентам действий, решения задач. Развивающие: развитие математической речи;  развитие внимания;  развитие логического мышления; развитие кругозора.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, самостоятельность, желание преодолевать трудности.

Предметные результаты:

- сформировать представление о переменной;

- учить составлять выражения с переменной, находить значение выражений с переменной;

- совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания;

- закрепить изученные табличные и внетабличные случаи умножения и деления, приёмы умножения  и деления круглых чисел;

- тренироваться решать уравнения.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения;

логические–анализ объектов с целью выделения существенных признаков,  самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.      

Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретённые навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная.

Средства обучения:

 для учителя: Математика. 3 класс. Часть 2./ Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2016; проектор,  компьютер, экран;

для учащихся: Математика. 3 класс. Часть 2./ Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2016.

Демонстрационный материал: презентация.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Универсальные

учебные

действия

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель предлагает прочитать записанное на доске предложение

Слайд 1

«Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.»

  • Что нам сегодня предстоит сделать на уроке? (Узнавать новое, учиться.)

Слайд 2

  • Мы сегодня поймём, что мы ещё не знаем, затем попытаемся сами найти способ открытия новых знаний.

Подготовка класса к работе: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний.

Слайды 3 – 4

12 :  3                12 : 1

х : 5                  5 + 3 = 8

12 : 12                  12 : 4

2 – b                 12 : 6

Слайд 5

  • Продолжите предложение « Выражение  содержат …»

  • (знаки

арифметических действий, скобки)

  • и не содержат 

(знаки сравнения).

Слайд 6

Слайд 7

Работа  в парах

 с маркерными досками.

  • На какие группы можно разбить эти выражения? 

Слайды 8 - 9

Проверка.

  •  2 группы: числовые и буквенные выражения.

  • Какие выражения называются числовыми ?

- А какие выражения называются буквенными?

 - Буквы какого алфавита используем мы при записи выражений? (Латинского алфавита.)

 - Строчные или заглавные?

 ( Строчные.)

- Назовите буквенные выражения.

 - Назовите числовые выражения.

Слайд 10

  • Попробуйте эти выражения записать одним общим выражением.
  • В чём возникли трудности?

 ( Мы не знаем, как выполнить задание, как записать выражение в общем виде).

 - Какова цель урока? 

( Научиться записывать несколько числовых  выражений одним общим выражением).

 Слайд 11- ЦЕЛЬ УРОКА

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания.

Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания.

Познавательные:

логические - анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

оценивание своих знаний.

3.

Открытие нового знания.

Слайд 12

                12 : 1

                 12 : 3

                 12 : 4

                 12 : 6

                       12 : 12

  • Какой компонент деления в записанных выражениях не меняется? (Делимое).
  •  Какой компонент деления меняется? (Меняется делитель).

- Вы сказали, что делитель меняется, он как бы изменчивый, переменный. - Какое название можно дать этому компоненту?

( Переменная).

- Молодцы, это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд 13 – ТЕМА УРОКА

Работа в группах

  • Как вы считаете, какая величина, называется переменной? (Ответы

уч ащихся).

  • Найдите ответ в учебнике, стр. 65.
  • Какая величина, называется переменной, прочитайте. (Ответ уч – ся)

  • Переменная обозначается любой строчной буквой латинского алфавита. 
  • Давайте повторим некоторые буквы латинского алфавита.
  • Повторение латинского алфавита (фронтальный опрос).
  • Я называю букву, дети выходят с карточками (печатной, письменной буквами).

Слайды 14 – 15

  • Какой компонент действия не меняется? ( Делитель не меняется, он равен 12).
  • Какой компонент действия  меняется? (Делитель.)
  • Это … (переменная).

Слайд 16

  • А теперь вы можете выполнить задание, которое вызвало затруднение? Напоминаю задание: запишите  одним выражением с переменной все выражения, записанные на экране.

Учитель записывает выражения на доске:

12 : а, 12 : х, 12 : с.

Слайд 17

12 : а, 12 : х, 12 : с.

Учитель записывает выражения на доске.

  • Посмотрите, как интересно: у вас получились разные выражения с переменными.  Давайте проверим, правильно ли они составлены. 
  • Объясните, почему во всех выражениях есть число 12?

( Этот компонент действия не менялся.)

  •  Почему делитель у вас обозначен буквами латинского алфавита? 

( Потому что переменную мы можем обозначить любой буквой латинского алфавита)

  •  Значит, все записи верны.
  • Переменная – это… (любой буквенный элемент некоторого множества, который принимает различные значения). 

Слайды 17 – 18 – 19

-Что называется значением переменной? Прочитайте.

  • А какие значения принимает переменная?  

1 ученик у доски  (1, 3, 4, 6, 12)

  •  Числа, которые подставляют вместо переменной, называют значением переменной.

На экране появляется карточка со словами значение переменной.

На экране:

12 : 1, 12 : 3, 12 : 4,

12 : 6, 12 : 12

Выражение с переменной:

12 : а.

Переменная -  а.

Значения переменной а =  {1, 3, 4, 6, 12}

  • Подведем итог. 

Какие числовые выражения вы составили? (12 : 1, 12 : 2, ...)

  •  Каким общим выражением вы заменили 5 числовых выражений? 

(12 : а).

  •  Как оно называется? 

( Выражением с переменной).

  • Назовите переменную в данном выражении. 

( Переменная а.)

  •  Назовите значения переменной. ( 1, 2, 3, 4, 6, 12)
  • Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой. (Научиться записывать нескольких выражений одним с помощью переменной).

Слайд 21

Слайды  22-23 - 24 –ВЫВОД

Определяют и формулируют проблему, познавательную цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем.

Составляют план достижения цели.

Формулируют тему урока.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

формулирование познавательной цели.

Логические:

формулирование

проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

4.

Первичное закрепление.

  • Дальше мы с вами закрепим новое знание и потренируемся его применять.

  • Переменная используется в математике при…(решении уравнений и задач)

 и не только.

Слайды  25 – 26 – 27 – 28

  • ФИЗМИНУТКА

Слайды 29

РАБОТА в ПАРАХ

Учитель предлагает выполнить задание №7, стр.66.

Ученики по очереди проговаривают друг другу шаги алгоритма по ходу выполнения задания.

Слайд 30 - 31 ПРОВЕРКА

«Я читаю х.»

х = {Книга, газета, журнал}.

Составьте алгоритм замены нескольких числовых выражений одним выражением с переменной.

Расположите карточки в нужном порядке.

Записать буквенное выражение.

Определить,

какая часть выражения меняется,

и заменить её буквой.

Определить, какая часть выражения

не меняется.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль,

оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

5.

Самостоятельная работа

  • Дальше я хочу проверить, хорошо ли вы усвоили новое знание.

Слайд 32

  • Учитель предлагает задание для самост. работы № 8, стр.66

 (2 ученика работают за доской).

  • Выполните это задание.

  • Давайте проверить работу.

  Проверять работу будем по образцу.

Слайд 33 – 34

 «Я читаю х»

х = {Книга, газета, журнал}.

«у дружит с Таней»

у = {Катя, Миша, Нина}.

Слайд 35 – 36 – 37 ВЫВОД

Самостоятельная работа. Учащиеся осуществляют проверку, сравнивая с эталоном.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

  • Буквенные выражения часто встречаются в математике.
  • В каких заданиях мы можем встретить переменную? 

(В уравнениях, в задачах)

  •  Сегодня мы поупражняемся в решении уравнений, выполняя №14, стр.67.
  •  В чём отличие уравнений в первом столбике от уравнений во втором столбике? ( В первом столбике уравнения на сложение и вычитание, а во втором на умножение и деление.)
  •  Давайте решим уравнения второго столбика.
  • Выполняя различные задания сегодня на уроке, вы узнали, над чем вам надо ещё поработать, потренироваться.
  • А где и когда вы можете это сделать? (Дома, при выполнении домашнего задания.)

Слайд 38

  •  Домашнее задание: №14(а), 15 (б), стр.67.
  •  В каких еще заданиях вы могли бы встретиться с переменной? (В задачах.)
  •  На следующем уроке нам предстоит работа с задачами.

Личностные:

самоопределение.

Познавательные:

 умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Итог урока.
  • Какие новые математические понятия встретились на уроке?          ( Переменная и значение переменной).
  •  Какую совместную цель мы ставили на уроке?  (Научиться записывать несколько числовых выражений одним выражением с переменной).
  •  Мы достигли цели урока? (Да.)
  • Оцените свою работу на уроке, свои знания по новой теме.

Слайд 38

  • Я думаю, что сегодня все могут поздравить себя и друг друга с успехом, которого вы все добились в открытии нового знания.

  •  Урок окончен. Спасибо за работу.

Учащиеся осознают  и оценивают   уровень   и  качество усвоения нового материала.

Личностные:

оценивание своих знаний, исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок, Начинается урок.

Слайд 3

12 : 3 Х : 5 12 : 12 5 + 3 = 8 12 : 1 2 – а 12 : 4 12 : 6

Слайд 4

12 : 3 Х : 5 12 : 12 5 + 3 = 8 12 : 1 2 – а 12 : 4 12 : 6

Слайд 5

12 : 3 Х : 5 12 : 12 12 : 1 2 – а 12 : 4 12 : 6 Выражения :

Слайд 6

Выражения содержат знаки арифметических действий, скобки и не содержат знаки сравнения. > < = + - ( )

Слайд 7

12 : 3 Х : 5 12 : 12 12 : 1 2 – а 12 : 4 12 : 6

Слайд 8

Х : 5 2 – b 12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 Проверь!

Слайд 9

Х : 5 2 – а 12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 Выражения буквенные числовые

Слайд 10

Запишите в тетради все числовые выражения одним общим выражением . 12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Слайд 11

Цель урока: научиться составлять несколько выражений одним общим выражением.

Слайд 12

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Слайд 13

Тема урока: « Переменная ».

Слайд 14

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Слайд 15

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Слайд 16

Запишите в тетради все числовые выражения одним общим выражением . 12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Слайд 17

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12 12 : a Выражение с переменной.

Слайд 18

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12 12 : a Выражение с переменной. Значения переменной а - ?

Слайд 19

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12 12 : a а = { } Выражение с переменной. Значения переменной а .

Слайд 20

12 : 1 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12 12 : a а = { 1 , 3 , 4 , 6 , 12 } Выражение с переменной. Значения переменной а .

Слайд 21

Цель урока: научиться составлять несколько выражений одним общим выражением

Слайд 22

Вывод : 1) переменная - … ; 2) значение переменной - … .

Слайд 23

1) Переменная – буквенное обозначение произвольного элемента некоторого множества .

Слайд 24

2) Значение переменной - каждый элемент этого множест ва .

Слайд 25

Физкультминутка Руки вверх – в кулачок. Руки в стороны – в кулачок. Руки вниз – в кулачок!

Слайд 26

Руки вверх – в кулачок , Руки в стороны – в кулачок , Руки вниз – в кулачок !

Слайд 27

Руки x – в кулачок.

Слайд 28

x = { Вверх, в стороны, вниз. }

Слайд 29

Стр. 66, № 7 – работа в парах.

Слайд 30

Проверка Я читаю x .

Слайд 31

Проверка Я читаю x . x = { Книга, газета, журнал. }

Слайд 32

Самостоятельная работа Стр. 66, № 8 .

Слайд 33

Проверка y дружит с Таней.

Слайд 34

Проверка y дружит с Таней. y = { Ира, Катя, Миша, Нина. }

Слайд 35

Вывод : 1) переменная - … ; 2) значение переменной - … .

Слайд 36

2) Значение переменной - каждый элемент этого множест ва .

Слайд 37

1) Переменная – буквенное обозначение произвольного элемента некоторого множества .

Слайд 38

Дом. задание: стр. 65, № 5; стр. 67, № 14 (б).

Слайд 39

Урок полезен , всё понятно . Лишь кое-что чуть-чуть неясно . Ещё придётся потрудиться . Да, трудно всё-таки учиться ! Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения и неравенства c одной переменной в начальном курсе математики

Статья по теме : "Уравнения и неравенства  с одной переменной в начальном курсе математики".   В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральны...

Урок "Выражение с переменной"

Программа "Школа 2000..."...

Презентация по теме: "Переменная"

Презентация по теме: "Переменная", 3 класс...

Роль игры на перемене. исследовательский проект

Исследовательский проект ученика 2 класса, в котором он рассматривает роль игры на перемене.  Доказывается, что игры способствуют не только активному отдыху, но и интеллектуальному развитию детей...

Организация игр младших школьников на переменах и прогулках.

Очень важно, чтобы младший школьник мог полноценно отдохнуть в отведенное для него время на перемене или во время прогулки. Предлагаю использовать несколько достаточно простых, но интересных для детей...

Переменная. выражения с переменной.3 класс

Презентация к уроку математики по теме: Переменная. выражения с переменной. будет полезна учителю при проведении урока по учебнику Л.Г. Петерсон 3 класс...