Технология проведения | Деятельность учителя и учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД |
I. Организационный этап Цели: - формирование готовности к выполнению учебной деятельности;
| – Прозвенел звонок! А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка?
– Откройте тетради и запишите дату, классная работа – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А.Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится.
– Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное) - Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.) – Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники. Исследовать тему мы будем по этапам: - Зарядка для ума.
- Определение темы, цели.
- Практический этап.
- Работа с книгой.
- Проблемный этап.
- Итоги исследования.
| Уметь ориентироватьсяв тетради. | Личностные: воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
|
II. Мотивации к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- формулирование темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися
| I этап. Зарядка для ума. 1) - Проверим таблицу умножения и деления. (16 примеров) - Возьмите карточку учета знаний, запишите только ответы (взаимопроверка, самооценка: без ошибок – «5», 1-2 ош – «4», 3 -4 ош –«3», 5 и более – учи!) 2) - Решите задачи: - Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей? - Стороны прямоугольника 15 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника?
3) – Решите примеры и расшифруйте слово (получается слово «мандарин») М - 60:10 А - 6*7 А - 42*1 Р - 90*0 Н – 17 : 17 И - 7*8 Д – 40 : 5 Н - 45:45 – Вы скажете, причём тут мандарин, когда у нас урок математики? А он нам поможет назвать тему урока. – Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? (На дольки) – Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из …. - Где в окружающем мире еще встречаются доли? – Приходилось ли вам делить что-то на части? – А целое? – А как по-другому называют части?
II этап. Определение темы, цели. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Тема нашего урока «Доли». -Что хотите узнать? (Узнать что такое доля.) -Узнаем, как образуются, называются и записываются доли. - Перейдем к следующему этапу исследования | Знать таблицу умножения и деления;
уметь решать простые задачи;
уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление;
уметь формулировать вопросы
| Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Регулятивные: осуществлять самоконтроль, учиться высказыватьсвоё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
|
III. Актуализация знаний
Цели: актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала
- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;
-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;
- организация постановки цели урока учащимися
| III этап. Практический. -Ребята, а как это - разделить на доли? - Что такое доля? (Доля – это часть) (Беру яблоко и говорю): -С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части) -Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше. -Правильно я поступила? (Нет) -Получились доли? (Нет) - Почему? (Части неравные) -А как правильно разрезать? (разделить на равные части) -Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.) Что такое доля? (Одна из равных частей). -Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам) - Возьму целое яблоко, делю его на части. -На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2) - Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину) - А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем) – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг) – Сложите круг пополам. – Разверните. – Сколько равных частей получили? (2) – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части. – Как они называются? (Половинки) Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга.
- Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части) - Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем). - Как же мы можем это узнать? (Из учебника)
|
Знать понятия: целое, доля целого;
уметь делить целое на доли;
знать, как называются доли | Личностные УУД: учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя; Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
|
IV. Первичное усвоение новых знаний
| IV этап. Работа с книгой - Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.76. Прочтите про себя, что написано в рамке. - А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник.
- Дан отрезок. Мы его принимаем за целое. На сколько частей он поделен? (на 2) Какая часть выделена? Как она называется на языке математики? -Как записывается половина целого ? (Аналогично проводится работа с , долями.)
- Какую же долю взяла себе Саша? Как это записать?
- Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части. – Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.
- В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”. - Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что доли не смогут нас поставить в трудное положение.
|
Знать, как образуются, называются и записываются доли целого
| Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясьинструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.
Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим |
Физминутка
Цель: -снять физическое и эмоциональное напряжение | - Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4. – Если показываю 1/2, то приседаете, Если – 1/6, – прыжки, Если 1/4 – игра в ладоши с соседом. Ловушка – погрозить пальчиком. 1/2, 1/6, 1/4, 1/2, 1/3, 1/4,1/6. | Уметь читать и различать доли
| Регулятивные: организовывать свою деятельность |
V. Первичная проверка понимания |
V этап. Проблемный 1)Работа с учебником. Стр. 77 №3 - Прочтите и объясните, как образовалась доля целого.
2) Работа в парах. Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12 и т.д. Надо подписать закрашенную долю: ,, , , , и т.д..
3) Работа в группах. - Работая в группе, заполните пустые строки в таблице
доля | название | 1 2 |
|
| одна четвертая | 1 3 |
|
| одна шестая
| 1 12 |
|
|
Уметь объяснять, как образуются доли; уметь называть доли; уметь различать доли Уметь обозначать доли;
уметь называть и записывать доли | Личностные УУД: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные:организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции
|
Физминутка | Зарядка для глаз |
|
|
VII.Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: - применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач;
-организация выполнения самопроверки, самооценки | - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику, стр. 77 №4.
- А сейчас проверим то, что сделали, по образцу на экране. - Увидели свои трудности, ошибки? - Над чем нужно поработать? | Уметь различать и записывать доли целого
| Личностные: Формирование познавательного интереса и учебной мотивации; осуществление самооценки Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
|
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению
| - № 6а – обязательно, №7 ,8 - на выбор по желанию |
| Личностные: самоопределяться при выборе индивидуальных заданий |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | VI. Итоги исследования. 1. Повторение сведений о долях. - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? (Что такое доля) – Что такое доля? (Часть целого) - Осознание учащимися своей учебной деятельности
- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений: Я знаю… Я умею… Я научился… 3.Самооценка учениками своей учебной деятельности – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?
| Знать, что такое доля; что обозначают числа в записи доли целого;
| Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: уметь сравнивать цель и результат. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;учиться работать в группе; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |