Конспект урока математики в 4 классе.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Бальчугова Алена Иннокентьевна

Тема урока: Задачи на движение.

Тип урока: Урок комплексного применения  знаний учащихся  (с использованием проектной задачи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе.

Тема: Задачи на движение.

Тип урока: Урок комплексного применения  знаний учащихся  (с использованием проектной задачи).

Целеполагание  для ученика:

  • совершенствовать навыки  решения задач на движение;
  • дальнейшее развитие практических умений в ходе выполнения заданий.

Целеполагание для учителя : развивать умение решать задачи на движение

Образовательные задачи: 

 содействовать развитию практических навыков работы с величинами; обеспечить условия для  развития у школьников умений применять  формулы для решения задач на движение; учить анализировать задачи на движение; поддержание интереса к процессу обучения и учебному предмету.

Развивающие задачи:

развивать внимание и оперативную память;

развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, составлять схемы, умение решать по формулам;

развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные задачи:

воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в  группах, умения адекватно оценивать  свой труд и труд своего одноклассника.

Технические условия: программы Power Point, Word.

Оборудование : ПК, мультимедиа проектор, тексты задач для групп, маршрутный лист Армак-Улан-Удэ, формулы нахождения скорости, времени, расстояния, инструкция для группы, правила работы в группе, чистые листы бумаги А3, маркеры, тесты для самостоятельной работы.

Методы:  работа в малых группах,  самоорганизации обучения - работа с источниками информации, составление маршрута, схем.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Организационный момент

Актуализация знаний

Устный счет

Определение темы урока.

Целеполагание

Включение системы нового знания в жизнь.

Физминутка

Работа в группах

Презентация и оценка результатов. Оформление результатов.

Защита результатов.

Рефлексия .

Итог.

Д/з.

Творческое

-Чтобы добиться поставленной цели, надо  действовать (идти) самому.

-Чтобы не стоять на месте, развиваться, надо уметь ставить цели.

-В данных задачах участвуют компоненты: скорость, время, расстояние.

-Секунды, минуты, часы, сутки.

-Предполагаю, что мм не могут участвовать в решении данных задач, т.к не знаю таких малых объектов.  Предполагаю, что данная единица может участвовать в задачах на движение, т.к есть малые объекты как атомы, протоны, микробы и др)

-Знаю, что гектары не могут участвовать в решении данных задач. т.к это единица площади.

S=Vхt.  V=S:t.  t=S:V

Ответы детей

Будем решать задачи  на движение.

Научиться использовать формулы для нахождения скорости, времени и расстояния,

Закрепить умение составлять схемы для решения задач на нахождение скорости, времени и расстояния.

Да. Если поехали в город, зная скорость машины и видя знаки, на которых указано расстояние до Улан-Удэ, можно подсчитать какое время будет затрачено на дорогу. Можно сообщить родственникам, когда вас нужно встретить.  Например, для того, чтобы точно рассчитать время поездки до назначенного пункта с остановками для отдыха и др.

 Умение рассчитывать скорость, чтобы догнать кого-то и др.

Мотивация

 

Маршрут

Армак – Улан-Удэ

Армак

Петропавловка

Гусиноозерск

Улан-Удэ

Работа в группах

Группы представляют решение задачи на доске, записывают в тетради.

На общем маршруте отмечая полученные данные: скорость, время, расстояние.

В решении задачи на движение помогло знание формулы нахождения времени и расстояния.

Оценивание по незаконченным предложениям:

«Хочу отметить на уроке…»

«Мне хотелось бы повторить…»

«Критика-двигатель прогресса. И мне бы хотелось заметить, что…»

Составление задач на движение для устного счета на следующий урок.

Спасибо за урок!

- Оноре де Бальзак сказал : «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».

-Как вы это понимаете, ребята?

 Желаю каждому из вас иметь цель на уроке и активно двигаться к ней.

-На предыдущих уроках мы с вами  говорили о движении, о движении объектов. Какие постоянные компоненты участвуют в решении данных задач?

-Назовите единицы измерения времени в порядке возрастания.

- Какое наименование единиц расстояния лишнее? (км,м,дм, мм,га)

-Как находится время, скорость, расстояние?

Блиц турнир простых задач на движение.(см презентацию)

Стр.98-99 в учебнике- составить самостоятельно задачи, используя данные в учебнике

Тест – самостоятельная работа

Какова будет тема урока?

-Какие цели поставите на уроке?

Ребята, а пригодятся ли вам эти знания в жизни? В каких ситуациях, как вы думаете?

Верно . В прошлом году мы с вами посетили музей Джидинской долины в с.Петропавловка. А в этом году на весенних каникулах мы с родителями планируем повезти вас в Улан-Удэ, с целью посещения музеев города.

И сейчас вам предлагается использовать полученные знания, для решения задач (см.Приложение).

И так, для работы над задачами разделимся на 3 группы. Каждой группе будет предложена своя задача. Но что нам нужно знать, чтобы доехать до города?

Путь до города пролегает через какие населенные пункты, которые вы знаете?

На доске появляется маршрут-пустой

Поедем мы с вами на школьном автобусе.

Ну, что ж, чтобы наша поездка состоялась, нам необходимо произвести расчеты и составить маршрут, нанеся его на карту.

(у каждой группы тоже маршрут, алгоритм действия, необходимые формулы и задача)

 «Движение - кладовая жизни - сказал Плутарх,-

 Даже, если это бег на месте!».

Учитель-тьютор

Повторим правила работы в группе (на доске). Успехов!

-Смоделируйте  задачу на движение чертежом, схемой, составьте план  решения.

Двое держат схему, один рассказывает, как решали, один – записывает на доске решение (4 чел.)

Взаимопроверка групп,

-Сделайте вывод, получилось ли вам составить задачу и  верно передать ее схематично?

- Достигли вы поставленной цели на уроке? Что помогло вам достичь цели? (знание формул, работа в группах).

-Как вы оцениваете работу на уроке?

Взаимооценка работы в группе.

-Нужно ли нам еще поработать над этой темой?

Личностные  УУД

Формируем мотивационное отношение к  учебной деятельности

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний ученика, его кругозора.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других, согласованно работать в  коллективе.

Регулятивные УУД

Формируем умение составлять задачи  с помощью иллюстраций учебника

Регулятивные УУД

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные УУД

Формирование умения делать предположения

Личностные  УУД

Формируем мотивационное отношение к  учебной деятельности

Регулятивные УУД

Формируем умение составлять план действий с помощью учителя.

Познавательные  УУД

Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации

Регул. УУД

Формируем умение составлять план собственных действий по алгоритму

Познавательные  УУД

Формируем умение на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы, работать с математическими формулами.

Регулятивные УУД

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными целями урока, мотивируем осознанное отношение к предметной дисциплине.

Приложение

Задача №1.C:\Users\с\Desktop\матем задачи на дв\map-03-uu-petropavlovka2.jpg

Учащиеся 4 класса выехали в г.Улан-Удэ  на школьном автобусе из с.Армак. На дорогу было затрачено 4 часа. Используя маршрутную карту местности с указанием протяженности дороги от села Армак до города Улан-Удэ, узнайте, с какой  скоростью  двигался автобус?

Дополнительный вопрос.

Во сколько нужно выехать из села Армак, чтобы не попасть в обеденный перерыв в музее?

Режим работы музея:

С  9-00   до   13-00

Обед с 13-00  до 14-00

С  14-00   до  18-00

 Задача №2.

C:\Users\с\Desktop\матем задачи на дв\map-03-uu-petropavlovka2.jpg

Учащиеся 4 класса выехали на школьном автобусе из села Армак в город Улан-Удэ в музей. Автобус двигался 4 часа со скоростью 78 км/ч. Найдите расстояние от с. Армак до п.Петропавловка, используя маршрутную карту местности?

Дополнительный вопрос.

Во сколько нужно выехать из села Армак, чтобы не попасть в обеденный перерыв в музее?

Режим работы музея:

С  9-00   до   13-00

Обед с 13-00  до 14-00

С  14-00   до  18-00

Задача №3.

C:\Users\с\Desktop\матем задачи на дв\map-03-uu-petropavlovka2.jpg

Учащиеся 4 класса выехали на школьном автобусе из села Армак в город Улан-Удэ в музей. Автобус двигался со скоростью 78 км/ч. Используя маршрутную карту местности, высчитайте время, потраченное в пути, если известно, что в г.Гусиноозерске была сделана остановка на 20 мин.?

Дополнительный вопрос.

Во сколько нужно выехать из села Армак, чтобы не попасть в обеденный перерыв в музее?

Режим работы музея:

С  9-00   до   13-00

Обед с 13-00  до 14-00

С  14-00   до  18-00

Инструкция для решения 1 задачи:

  1. Рассчитайте протяженность маршрута Армак –Улан-Удэ: Армак-Петропавловка, Петропавловка-Гусиноозерск, Гусиноозерск-Улан-Удэ.
  2. Рассчитайте скорость движения автобуса, зная расстояние и время.
  3. Выберите необходимую формулу для вычисления.

Формулы для работы:

S=V· t

V=S: t

t=S: V

4.Рассчитайте время выезда из с.Армак.

Инструкция для решения 2 задачи:

  1. Рассчитайте  общее пройденное расстояние, зная скорость и время.
  2. Выберите необходимую формулу для вычисления.

Формулы для работы:

S=V· t

V=S: t

t=S: V

  1.  Рассчитайте расстояние от с.Армак до п.Петропавловка, зная общее расстояние Армак- Улан-Удэ.
  2. Рассчитайте время выезда из с.Армак.

Инструкция для решения 3 задачи:

  1. Используя маршрутную карту местности, высчитайте  общее расстояние от Армака до Улан-Удэ.
  2. Рассчитайте время, зная расстояние и скорость движения.
  3. Выберите необходимую формулу для вычисления.

Формулы для работы:

S=V· t

V=S: t

t=S: V

  1. Не забудьте про сделанную остановку

  1. Рассчитайте время выезда из с.Армак.

Экспертный лист для оценки работы своей группы

Ф.И. эксперта ___________________________  № группы __________

вопросы

ответы

Смогла ли группа самостоятельно или с помощью   учителя  решить проектную задачу?

Пользовались ли ученики своим планом работы  или предложенной инструкцией ?

Как была организована работа на завершающем этапе – при оформлении задачи (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, или они не обсуждались группой и т.п.?)

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.) Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?

Подведите итог – ваша общая оценка  работы группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...