Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Моргунова Лилия Александровна

 внеурочная деятельность по математике " Знайки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm1.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

«Знайки»

(общеинтеллектуальное направление)

        Моргунова

                                                                                                     Лилия      Александровна                                                            

 Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 8 – 10 лет, рассчитана на 17 часов,                      0.5 часа в неделю.

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии                                  с учебным планом МКОУ  Бут.ООШ № 7 на 2015 – 2016 учебный год в третьем  классе 17 часа (0,5час в неделю).

Цель программы: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят  с  историей математики, развитию  представлений о её практическом применении.

Занятия в кружке направлены  наотработку вычислительных навыков в пределах 100, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов.Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру» и решают следующие задачи:

  • повышение эрудиции  и расширение  кругозора;
  • формирование приемов умственных операций  младших  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
  • развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строитьумозаключения; 
  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Общая характеристика курса

Обучение детей организуется  в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Особенность периода от 8 до 10 лет заключается в том, чтоон обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период  складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи   данного кружкарешаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической  действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В начальной школе эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника  является   еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

 Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,  развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности.  Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.        

Форма организации детской деятельности:

-    индивидуально-творческая деятельность;
-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

-    конкурсы, турниры.

Содержание программы.

Математика – царица наук. (3ч)

Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?» Презентация «Ох уж эта математика». Практическое занятие по истории чисел. Беседы по темам «Как люди учились записывать числа?» и «Как математика стала всемогущей». Познавательно – развлекательная программа «Математика вокруг нас».

Занимательная геометрия (6ч)

Головоломки, лабиринты, магические квадраты.Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты. Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат» и «Помоги кролику съесть 4 морковки».Оригами.Искусство складывания фигурок из бумаги. Модули оригами: треугольный модуль, «Трилистник». Построение шестиугольника.Работа над проектом «Северное сияние».Геометрические фигуры.Объёмные геометрические фигуры.Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море». Моделирование из объёмных геометрических фигур. Моно – проект «Игрушки из цилиндра и конуса». Игра – путешествие «Занимательная геометрия».

Развитие познавательных способностей(3ч).

Тренировка внимания. Тренажёр «Таблица умножения и деления». Игра – турнир «Считаем с Мудрой Совой". Мир занимательных задач. «Математический зоопарк». Задачи на умножение.  Заочное путешествие «Кто быстрее долетит до Луны?» Игра «Определи маршрут корабля". Сказка. Задачи на сложение и вычитание. Занимательные задачи в стихах. «Через сказку в мир математики». Задачи – сказки. Совершенствование воображения.  Логические задачи на раскрашивание. Карта Волшебного края. Конструирование предметов по  точкам. Рисование по клеточкам.

Олимпиадные задания по математике (5ч).

Логически поисковые задания. Математический КВН. Игра «Кенгуру». Задачи повышенной сложности.

Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Считай, смекай, отгадывай».

Предполагаемые результаты освоения  курса.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметнымирезультатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном

явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать

 наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности:

пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое

     и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Используемая  литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.
  2. Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.
  3. Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011год.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011г.
  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.

  1. П.У.Байрамукова «Внеклассная работа по математике в начальных классах». «Издат – школа». Москва, 1997г.
  2. С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина «Альбом по математике и конструированию». Москва  «Просвещение» ,1994г.
  3. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Тетрадь с математическими заданиями». Москва  «Просвещение» ,1994г.
  4. Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва  «Просвещение», 1989 г.
  5. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
  6. http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  7. http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
  8. http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
  9. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
  10. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.

Технические  средства  обучения

 Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Экранно – звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой курса.

Видеофильмы, соответствующие тематике курса (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике  программы  курса (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов,  тем

Всего

часов

Количество часов по темам

Дата проведения

Характеристика деятельности обучающихся

Математика – царица наук.

Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний. 

Личностными результатами

осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и события 

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном

явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать

 наиболее общие существенные связи отношения явлений действительности:

пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое      и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

Знакомство с выполнением модулей оригами.

Коллективная работа над проектом «Северное сияние», выполненного искусством складывания бумаги «оригами». Построение правильного шестиугольника.

Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование игрушек изцилиндра и конуса. Создание кратковременного моно – проекта из геометрических фигур и тел.

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

    Предметные ешение задач на все действия в сказках, стихотворениях, играх.

Составление числовых выражений, измерение и вычисление расстояний, сравнивание длин.

Личностные: осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Составление закономерностей, решение логических  задач.

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

1

Презентация «Ох уж эта математика».

2

Внеклассное занятие «История чисел».

3

Беседа №1 «Как люди учились записывать числа?» Познавательно-развлекательная программа «Математика вокруг нас».

2.

Занимательная геометрия.

6 ч

4

Головоломки,лабиринты, магические квадраты.

5

Логические игры. Тико – квадрат. Занимательные квадраты.

6

Лабиринты «Помоги коту добраться до мышат», «Помоги кролику съесть 4 морковки».

2.2.

Оригами.

7

Построение шестиугольника.

8

Работа над проектом «Северное сияние».

2.3

Геометрические фигуры.

9

Объёмные  геометрические фигуры. Игра - путешествие «Занимательная  геометрия».

10

Круг, окружность. Пейзажная композиция из бумаги «Закат на море».

3.

Развитие познавательных способностей.

11

Тренировка внимания.

12

Тренажёр «Таблица умножения и деления»

1 ч

3.2.

Мир занимательных задач.

13

«Математический зоопарк». Задачи на умножение.

Заочное путешествие « Кто быстрее долетит до Луны?» Рисование по клеточкам.

4.

Олимпиадные задания по математике.

5 ч

14

Логически поисковые задания.

15

Математический КВН.

16

Игра «Кенгуру».

17

Задачи повышенной сложности.

Познавательная конкурсно-игровая программа «Считай, смекай, отгадывай».

ИТОГО:

17ч

17ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.

Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»...

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»

Рабочая программапо социальному направлению внеурочной деятельности«Юные инспекторы движения»...

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность по русскому языку для 3 класса...