Урок литературного чтения С Есенин "Поёт зима, аукает..."
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Морозова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Сергей Есенин «Поёт зима, аукает…»

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.

Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела.
Какое время года прилетело?

- Зима.

- Какие ассоциации у вас связаны со словом зима?

-Зима становится полноправной хозяйкой в природе. Многое изменила она в лесу. Предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес.

- Какой лес мы видим? (Неподвижный, сонный, белоснежный. Кружевной, прозрачный, загадочный, таинственный).

- А кто сделал лес таким? (Зима).

- Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? (Волшебница, кудесница, кружевница. Снежная, морозная).

- А что мы можем услышать в зимнем лесу. (Шум ветра, стук дятла, скрип и треск деревьев).

- Что же делает ветер в лесу? (Шумит, дует, завывает).

- Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композиторы пишут музыку с помощью звуков, а поэт рисует картины словами.

-Почему мы так много времени уделяем обсуждению времени года - зима?  Как вы думаете о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Наверно, будем знакомится с произведениями о зиме, вероятно, это будет тема нашего урока)

- Правильно, ребята, сегодня мы познакомимся с произведением о зиме великого русского поэта, попробуйте услышать в стихотворении его фамилию.

В этом имени -  слово «есень».

Осень, ясень, осенний  цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы и синь - рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности и чистоты…

Только скажут……

Только скажут «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

-Чье имя должно прозвучать? (Сергей Есенин)

-Итак, с произведением,  какого автора нам предстоит сегодня работать? (Сергей Есенин)

- Кто догадался, о чём будет  стихотворение?

- Ребята, скажите, вы знакомы с биографией и творчеством Сергея Есенина? (Да).

- Какие стихи Сергея Есенина вы знаете? («С добрым утром», «Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы», «Отговорила роща золотая», «Пороша» и др.)

- А сейчас ребята прочтут известные стихи этого автора.

Сергей Есенин «Береза»        

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Сергей Есенин - Нивы сжаты, рощи голы…

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

- Молодцы, ребята. Спасибо!

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из прекрасных стихотворений о зиме Сергея Есенина, которое называется «Поёт зима – аукает».

- Откройте учебник стр.52. Послушайте стихотворение.

        (учитель читает стихотворение)

Поет зима — аукает...

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

-  Ребята, вам понравилось стихотворение?

- Чем понравилось?

- Что хотел показать поэт? (Он хотел показать, что зима суровое время года, что очень холодно. Птицы озябли. Всё ждёт тепла, прихода весны).

- Какие картины зимы представили?

- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (грустное, тоскливое, задумчивое, печальное).

- Ребята, сколько строф в нашем стихотворении? (4)

- В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, свои чувства.

Комментированное чтение

- Давайте прочитаем 1 строфу:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- В каком лесу оказался поэт? (в сосновом)

- Как называется сосновый лес? (сосняк)

- В лесу много деревьев и поэт нашёл удивительное слово «стозвон» (много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней), ветки качаются от ветра и звучат как множество колокольчиков.

- Я открою вам секрет, если в сильный морозный день вы пойдёте в лес и подойдёте к сосне, то услышите, что дерево звенит. Теперь понятен смысл выражения «стозвоном сосняка»?

- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) 
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

- Кто хозяйничает в лесу? (зима)

- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает, баюкает)

- Что значит поёт? Аукает? Баюкает? (поёт – сильно дует, аукает – перекликается, баюкает – укачивает)

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

- Олицетворение – самый любимый приём поэта, потому что во всём, что его окружало он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке…

- С кем можем сравнить зиму? (с заботливой матерью, с женщиной, которая убаюкивает своего ребёнка)

- Как зима убаюкивает лес? (Стозвоном сосняка)

- Какие слова показывают, что автор грустит? (с тоской глубокою)

- Какие облака? (седые)

- Что значит седые облака? (Грязно-белые, сероватые, тусклые).

- Можно ли сказать, что облака очеловечены?

- Почему так решили? (облака тоскуют)

- О чём тоскуют облака? (они уплывают в страну далёкую)

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (красивая, сказочная)

- С каким чувством мы должны прочитать 1 строфу? (с чувством грусти)

- Попробуйте прочитать выразительно, постарайтесь передать ауканье зимы, звон промёрзших сосен, глубокую тоску облаков.

- Давайте прочитаем 2 строфу:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

- Кто главный герой? (метелица)

- Что такое метелица? (ласково метель)

- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)

- Как понимаете это выражение? (снег сравнивается с мягким ковром, снег, по которому ещё никто не ходил, метелица нежная, ласковая, лёгкая, потому что стелется шелковым ковром, но в то же время злая и коварная – но больно холодна)

- Обратите внимание на ударение в этом слове. Почему поэт поставил ударение на этот слог? (Для рифмы)

- О ком ещё пишет автор? (О воробышках).

- Хотите, я открою вам секрет? Первое название этого стихотворения «Воробышки». Написал его Сергей Есенин в 15 лет.

- А по отношению к воробышкам какая зима? (равнодушная, злая, не жалеет их)

- А какое чувство воробышки вызывают у автора? (он жалеет их)

- С кем сравнивает автор воробушков? (Воробышки, как детки сиротливые)

- Что значит сиротливые? (Без родителей)

- Как ещё автор называет воробышков? (Воробышки игривые)

- Почему? (Они любят играть, прыгать, шалить, как дети)

- Почему они прижались именно к окну? (Из дома от окна идёт тепло, греются)

- Чего ждут воробышки? (Ждут, когда люди вынесут им хлебных крошек)

- Автор волнуется, тревожится, переживает за воробышков.

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (холодная, суровая)

- С каким чувством будем читать 2-ю строфу? (с чувством жалости, с тревогой)

- Прочитаем.

- Давайте прочитаем 3 строфу:

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

- Как автор называет воробышков? (пташки малые)

- Почему поэту так жалко птичек? (Им холодно, голодно и немного страшно).

- Подберите синонимы к слову «озябли» (замёрзли, продрогли, застыли, окоченели)

- Почему автор употребил именно это слово – озябли? (оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, так часто говорят бабушки своим внукам, потому что очень их любят)

- Почему они замёрзли? (на улице холодно, вьюга)

- Зимой птицам приходится нелегко, и они надеются на наше сочувствие и помощь.

- Какое чувство вызывают пташки? (грусть, жалость)

-Прочитайте строки, где нам становится страшно. (А  вьюга с рёвом бешеным…)

- Бешеный рёв вьюги – какой? ( Громкий, сильный, страшный, завывающий)

- Ребята, кто знает, что такое ставни? (Дощатая створка для прикрытия окна)

- Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова.

- «Ставни свешанные». (Возможно оторванные, висящие на одной петле)

- Почему они такие? (наверно оторвало ветром)

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (сильная и могущественная)

- Одинаково ли поэт относится к метели и вьюге? (Нет, к метели с любовью, вьюгу не любит за её бешеный рёв).

- Прочитайте 3 строфу, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.

- Давайте прочитаем 4 строфу:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

- Как автор называет птичек? (Нежные)

– Почему птички «дремлют у мерзлого окна», а не крепко спят? (Мы крепко спит, когда нам ничто не мешает. Спать можно под тишину, а им страшно из-за вихрей)

- Что снится воробышкам? (Воробышкам снится ясная, прекрасная, теплая весна)

- Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (Слабая, не всесильная, весна сильнее. Всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется: грусть и тревога сменятся на радость, есть надежда, он успокаивает птичек).

- Как будем читать? (с надеждой, верой, мечтательно)

- Попробуйте прочитать выразительно, чтобы мы поверили, что весна придёт, надо ждать и надеяться.

- Как вы думаете, зачем мы так подробно разобрали стихотворение? (Чтобы понять и почувствовать красоту природы. Чтобы выразительно читать стихотворение).

Физкультминутка.

– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

- Давайте попробуем прочитать выразительно всё стихотворение.

- В своих стихотворениях Есенин воспевает красоту русской природы. Во всём мире знают и любят стихи Есенина. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. На стихи Есенина положена музыка и они стали песнями.

- Вот и к стихотворению «Поёт зима, аукает…»  Лариса Кошмина написала музыку, а песню исполнила Катя Кошмина, давайте посмотрим и послушаем.

- Вам понравился клип?

- Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?

- Сейчас мы ощутим, какого это. Проверим вашу память. Закройте учебники. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить в парах. Когда задание будет выполнено, покажите мне свою готовность.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                __________облака.

А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
                 Прижались у окна.

- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается)

- Легко ли быть поэтом?

- Стихи Есенина любят не только дети, но и взрослые. Давайте послушаем аудиозапись. (Включается аудиозапись)

- Вам понравилось чтение?

Итог урока.

- Со стихотворением какого поэта познакомились сегодня на уроке? (Сергея Есенина)

- Ребята, какие звуки зимы вы услышали? (пение, аукание зимы, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков).

– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным)

– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой? (Сделать кормушки, кормить птиц, чтобы им было легче перезимовать)

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. У вас в конвертах лежат воробышки. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

Домашнее задание

Домашнее задание выучить стихотворение наизусть

Творческая мастерская

Работа в парах:

1.Представьте себе, что вы поэты. Попробуйте сочинить свои стихи о зиме, рифмуя данные слова.

На слайде даны рифмы.

…зима

…замела

…на земле

…в серебре

Дети пробуют придумать и записать свои стихи.

Варианты работ:

(Пришла белая зима,

Все тропинки замела.

Снег на крыше, на земле,

Все деревья в серебре.)

(На дворе стоит зима,

Все дороги замела.

Белым снегом на земле,

А все ветки в серебре.)



Предварительный просмотр:

Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток».

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок,                                              Долгожданный дан звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь                                 Начинается урок.

И друг другу улыбнитесь.

  1. Постановка темы урока и целеполагание.

Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Отодвиньте тетради, положите ручки.

Ребята, мы уже несколько уроков изучаем одну тему, сегодня мы продолжим изучение этой темы.

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток)

- Ребята, это первый урок по данной теме? (Нет)

- Значит, мы будем закреплять наши знания. Кто сформулирует цель? (Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток)

- Ребята, зачем нужно закреплять полученные знания?

- Чтобы добиться поставленной цели, что будем делать? План:

1. упражняться в устном счёте;

2. решать примеры;

3. решать задачи;

4. выполнять задания самостоятельно.

3. Устный счёт.

- Сегодня мы поговорим о самом молодом времени года. Отгадайте, о чём пойдёт речь:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна

Зовут меня …             (весна)

- Что происходит с природой весной?  (она оживает)

- Ребята, послушайте (запись). К нам пришла Весна и принесла интересные задания, выполнив которые мы закрепим навыки сложения и вычитания в пределах 20.

- Перед вами 1 задание Весны. Посмотрите, Весна принесла с собой дождь, Что это? (туча)

- Это математическая туча. Назовите числа на капельках дождя.

- Найдите лишнее число. Почему? (Однозначное)

- Как называются остальные числа? (Двузначные)

- Из каких разрядов состоят двузначные числа? (Десятки и единицы)

- Назовите самое маленькое двузначное число (10), число, в котором 2 десятка (20).

- Посчитаем хором от 10 до 20.

- Назовите число, в котором 1 дес. и 5 ед. (15)

Задание: На ветке сидели 4 воробья, к ним прилетели 2 синицы. Сколько птиц стало на ветке? (6)

- Назовите сумму чисел 9 и 2. (11)

Задание: Дети в парке посадили 10 деревьев, 3 дерева погибли. Сколько деревьев осталось?

- Уменьшаемое 17, вычитаемое 4. Разность? (13)

Задание: Какую фигуру нужно дорисовать?

- Мы поработали устно? Выполнили первый пункт плана? Поставим знак +.

4. Закрепление пройденного.

Ребята, посмотрите, ветер разогнал тучки и выглянуло солнышко. На улице сразу стало тепло, и к нам на полянку прилетела вот такая красивая бабочка и принесла следующее задание. 

- Чем похожи все примеры? (На сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток)

- Ребята давайте вспомним алгоритм, которым мы должны воспользоваться при решении таких примеров.

1) + до 10 и + остаток

2) – до 10 и – остаток

- Сейчас поработаем в парах. Вам нужно договориться между собой, списать и решить 1 пример на сложение и 1 пример на вычитание, пользуясь алгоритмом.

- Давайте проверим:

8+3=8+2+1=11        16-7=16-6-1=9

6+6=6+4+2=12        12-3=12-2-1=9

9+4=9+1+3=13        11-5=11-1-4=6

8+7=8+2+5=15        14-6=14-4-2=8

- Мы что делали? (Решали примеры) Поставим знак + у второго пункта плана.

- Ребята, Весна приготовила для нас задачу. - Откройте учебник на стр. 35 задача № 6. Прочитайте задачу.

- Прочитайте условие. Прочитайте вопрос.

- Скажите, какие цветы распустились на этом пригорке? (мать-и-мачеха, фиалки, одуванчики).

- Посмотрите, какой солнечный пригорок.

- Сколько цветков мать – и - мачехи на пригорке? (6)

- Сколько цветков фиалки? (3)

- Сколько цветков одуванчиков? (5)

- Что нужно узнать? (Сколько всего цветков распустилось)

- Каким действием узнаем? (Сложением)

- Ребята, будем решать задачу выражением.

6+3+5=14 (цв.)

- Ответили на вопрос задачи? (Да)

- Ребята, те кто, уверен в своих силах и сможет написать ответ полностью без ошибок, напишите ответ целиком, кто сомневается в своих возможностях, напишите ответ кратко.

- Поднимите руку, кто записал ответ кратко? А кто полностью?

- Как по-другому можно решить эту задачу? (устно)

6+5+3=14 (цв.)

5+3+6=14 (цв.)

- Что мы делали? (Меняли слагаемые местами). Вспомним правило (От перестановки слагаемых сумма не изменяется).

- Решили задачу? Поставим знак + в плане.

Физминутка

(Ребята весной просыпаются лягушки, вспомним про них физминутку)

- Ребята, бабочка – красавица рассказала своим подружкам о солнечном пригорке с цветочками, и они прилетели полакомиться нектаром.

- Каких бабочек вы знаете? (капустница, лимонница, крапивница) Картинки

- у вас на партах бабочки, на каждой бабочке примеры.

- Поднимите руки те, к кому прилетели капустницы, лимонницы, крапивницы.

- Решите примеры. (Проверка на больших бабочках на доске)

- А теперь проверим. (Ставим плюсы)

- У кого 4 плюса, 3, 2, 1.

7. Итог урока.

- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать в пределах 20)

- Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, задачу)

- Молодцы, оцените свою работу.

- Если вы работали активно, не допускали ошибок – возьмите зеленый цветок.

- Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите жёлтый цветок.

- Если вам нужно еще потрудиться – возьмите красный цветок.

- Поднимите вверх – у нас весенняя полянка. Весна очень довольна.

- После урока мы бабочек и цветочки прикрепим на наш солнечный пригорок и посмотрим, какая красота у нас получится.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Урок литературного чтения "Здравствуй, Зимушка - Зима!"

Урок литературного чтения  в виде устного журнала  может быть проведен  во 2,3 классах при изучении произведений русских поэтов и писателей о зиме. К конспекту прилагается презентация....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Презентация к уроку литературного чтения "Проект "Книга зимы"

Презентация к уроку литературного чтения "Проект "Книга зимы"...

Презентация к уроку литературного чтения "Здравствуй, матушка-зима!

Данную презентацию можно использовать на уроке обобщения литературного чтения по УМК "Перспектива" после изучения раздела "Здравствуй, матушка-зима!"...

Презентация к уроку литературного чтения "Здравствуй, матушка-зима!" 2 класс

Презентация содержит тестовые задания игрового содержания по обобщению раздела "здравстауй, Матушка-зима!" (урок литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива")...