Урок математики Тема: «Десяток. Устная нумерация в пределах 100».
план-конспект урока по математике на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Цели урока:

1.Знакомство с новой счетной единицей – десятком ;

2. усвоение принципа образования, чтения и записи двухзначных чисел;

3.овладение основными приемами устных вычислений, усвоение связи между результатами и компонентами арифметических действий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matematike.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа:                                                                                                                                                       Методист: Андреева Т.С.

Класс:  2                                                                                                                                                    Студент: Гулакова Ирина

Кабинет:                                                                                                                                                   Александровна 36 группа

Учитель:

Урок математики

Тема: «Десяток. Устная нумерация в пределах 100».

Тип урока:  изучения нового материала.

Цели урока:

1.Знакомство с новой счетной единицей – десятком ; 2. усвоение принципа образования, чтения и записи двухзначных чисел; 3.овладение основными приемами устных вычислений, усвоение связи между результатами и компонентами арифметических действий .

Планируемые результаты:

  • Личностные:  формировать мотивацию к обучению и познанию,  готовности и способности к  саморазвитию; 
  • Предметные: формировать понятие десятка как счётной единицы, помочь детям осознать возможность счёта десятками, обеспечить перенос знаний с области однозначных чисел на область  двузначных ; 
  • Метапредметные: формирование  умения планировать, умение структурировать учебный материал;

Оборудование: Учебник: Математика. 2 класс. Часть 1. Моро М.И. , Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др./ М.: Просвещение, 2012 (Школа России)  , счетные палочки, сигнальные карточки.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность

детей

УУД

Организация начало занятия

1 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. 

Ребята, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь и пенал. Все лишнее убираем с парт.

Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Мотивация к учебной деятельности

3 мин.

Ребята, давайте вспомним, на каком этапе изучения математики мы находимся. Какие темы рассматривали? О чём говорили на предыдущих уроках? (предполагается, что предварительно с детьми обговаривалось, зачем нужно изучать математику, как будем изучать курс, что легче изучать от простого к сложному, по числовым концентрам: сначала в пределах 10, потом 20, 100 и т.д.) 

Отвечают на вопросы поставленные учителем.

Смыслообразование (Л);

Целеполагание (Р);

Самоопределение (Л).

Актуализация опорных знаний

6 мин

Но сначала я хочу сделать небольшое отступление и рассказать вам вот какую историю. Она приключилась со всем вам известным доктором Айболитом. Помните его? Чем он знаменит? (лечил больных зверей) Однажды доктор Айболит получил срочную телеграмму… напомните, откуда? (из Африки) Да-да!

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!"

Вот такая телеграмма. В африканской больнице 10 палат. И в каждой лежит по 10 зверей. И каждому нужно дать по таблетке. Доктор стал поскорее собирать коробки с лекарствами. Вот в эту коробку. Сколько нужно таблеток собрать, напомните? 10 палат по 10 зверей.

Беру коробку, беру бутафорские таблетки и начинаю складывать по одной (но на виду должны лежать и упаковки по 10 таблеток): 1,2,3,4…10. Это в первую палату. 1,2,3… - это во вторую…

- Дети, как вы считаете, доктор Айболит быстро соберётся? (нет!)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Извлечение необходимой информации из текста (П).

Аргументация своего мнения и позиции (К);

Учет разных мнений (К).

Объяснения нового материала

5 мин.

А что же делать? (дети предлагают считать упаковками по 10 - десятками) 

Дело пошло веселее: 1дес, 2дес, 3дес… 10дес! Вот и собрали Айболиту коробку. Легко?

- А раньше мы с вами таким образом считали? (нет) А как вы думаете, это нужное умение? Почему? (так удобнее считать большое количество предметов) Тогда определите сами тему нашего сегодняшнего урока. (Счёт десятками).

- Какова наша цель? (научиться считать десятки) Уточняем, что значит считать (вынести в качестве плана на доску):

  • знать название,
  • порядок,
  • уметь складывать  
  • и вычитать.

- Как вы думаете, что нам поможет научиться считать десятками? Так, чтобы все-все ребята научились? (учебник, счётные палочки, счёт хором и т.д.)

- На что похож счёт десятками? 1, 2, 3… (на счёт единицами)

- Как вы научились считать единицами? Можно ли применить эти способы и здесь?

Отвечают на вопросы поставленные учителем.

Слушают учителя.

Формулируют тему и цель урока

Анализируют.

Сравнивают.

Отвечают на вопросы.

Постановка проблемы (П);

Подведение под понятие (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Аргументация своего мнения и позиции (К);

Учет разных мнений (К);

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П).

Физкультминутка

2 мин.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3.

Ножками потопали 1,2,3,

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем ,

И опять считать начнем.

Первичное закрепление с проговариванием в слух

15 мин.

Работа со счётными палочками.

Выставляю на наборное полотно 10 палочек. Сколько? (10)

Собираю в пучок. Сколько десятков? (1)

- Положите на парту 1 дес. А теперь ещё 1. Сколько единиц мы добавили? (10) Сколько десятков стало? (2) А сколько там отдельных палочек, единиц? (20) Ещё 1 дес. добавьте. Сколько единиц мы добавили? Сколько десятков стало? А единиц?

и так до 100.

- Как вы думаете, ребята, для чего я всё время спрашиваю, сколько десятков да сколько единиц? (чтобы запомнили, что 1дес. = 10ед.)

Откройте учебник на с.6. О чем предупреждает человечек на полях? (Внимание! Новый материал!)

Прочтите этот материал (он выделен красной линией) и ответьте на вопрос: как называют и записывают числа, которые получают при счёте десятками?

Дети читают и отвечают.

- Как вы думаете, откуда взялись такие названия? Почему именно так называются числа? (два-дцать, три-дцать – сложение двух слов, дцать – старинное название десяти; пять-десят, шесть-десят, сем-десят, восем-десят – тут дети могут объяснить происхождение слов сложением основ пять+десять=пятьдесят и т.д.)

А почему число 40 так называется? Задание – узнать дома, поискать в интернете.

с.6 №1.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (сказать по-разному, сколько всего палочек на каждом рисунке и сколько палочек каждого цвета) А по-разному – это как?

(4 дес. или сорок)

- Придумайте вопросы к первому рисунку. (Сколько всего палочек? Сколько синих, красных?  Как получили 4 дес? – это 3 синих и 1 красный пучок-дес.)

Аналогичная работа по второму рисунку, только работа в парах – задаём вопросы соседу, по очереди.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Анализируют.

Комментируют.

Высказывают свое мнение.

Работают с учебником.

Работа в парах.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Аргументация своего мнения и позиции (К);

Учет разных мнений (К);

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Использование критериев для обоснования своего суждения (К);

Достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

Осознания ответственности за общее дело (Л).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

4 мин.

с.6 №2

Рассмотрите задание. Что здесь нужно сделать? (складывать и вычитать десятки) Как будем выполнять? (дети могут предложить на палочках или письменно. Если при письменном выполнении возникают трудности – можно проиллюстрировать на палочках). Дети выполняют, затем открываю образец на доске, дети сверяют.

с.6 №3

Прочитайте задание. Это задача или нет? Докажите. Дополните вопрос. Кто может решить задачу самостоятельно? С остальными иллюстрируем на палочках и составляем схему:

 Подарил       Осталось

Было

Определяем, где целое и части, и что ищем.

Решаем самостоятельно. Затем сверяемся.

-Что общего в этих трёх заданиях? Чему они нас научили? (считать, складывать и вычитать десятки)

Рассмотрите задание с.6 №4. Относится ли оно к нашей теме урока? (нет) А зачем оно тогда дано в учебнике? (повторить и закрепить) Выполняем самостоятельно построчно по рядам.

Выполняют упражнения в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Проверяют выполнение задания.

Оценивают правильность выполнения задания.

Индивидуально работают.

Отвечают на вопросы.

Проверяют выполнение задания.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Контроль, коррекция, оценка (Р);

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Включение знаний в систему и повторение

4 мин.

- Мы до скольки считали? (до 100) Вы обратили внимание, что мы поднялись на следующую ступеньку в изучении математики? На какую? (числа в пределах 100)

- Объясните, связана ли эта ступенька с предыдущей? В чем эта связь?

Давайте наметим себе план действий в рамках этой темы – числа до 100. Чему мы должны здесь научиться? Что нам нужно сделать на последующих уроках?

  • Называть и записывать числа до 100
  • Знать разрядный состав чисел (т.е. уметь разложить на десятки и единицы)
  • Сравнивать числа
  • Складывать и вычитать числа в пределах 100.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют проверку задания.

Формулируют цели на следующий урок.

Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

Контроль, коррекция, оценка (Р);

Аргументация своего мнения и позиции (К).

Учет разных мнений (К).

Рефлексия

4 мин.

- Подумайте, всё ли было вам понятно в новой теме? Обратимся к нашему плану (дети сигнализируют карточками: зеленая – да, красная - нет):

  • Сможете ли вы самостоятельно посчитать до 100 десятками?
  • Сможете ли вы самостоятельно сложить десятки, вычесть?
  • Сможете ли объяснить товарищу, как это сделать?

Совершают рефлексию.

Рефлексия способов и условий действий (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

Самооценка (Л).

Информация о домашнем задании

1 мин.

1.Что означает значок внизу страницы (треугольник с вопросом)? (проверь себя и оцени свои успехи)

2. Эту задачу попробуйте решить дома + поищите в интернете, почему число 40 носит такое название.

Записывают и обсуждают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Десяток. Устная нумерация в пределах 100."

Урок математики во 2 классе по теме "Десяток. Устная нумерация в пределах 100."...

Технологическая карта урока математики во 2 классе на тему "Десяток. Устная нумерация чисел в пределах 100".

Формируемые УУД: регулятивные (контроль своих действий учащимися), познавательные (овладеть математическими терминами), коммуникативные (участие в диалоге, обосновать свою точку зрения), личностные (а...

Конспект урока математики. Тема: "Приемы устных вычислений в пределах 1000"

Цели деятельности учителя: формирование умений устных вычислений: устного умножения и деления, знакомство и повторение приемов устных вычислений. Планируемые результаты:Предметные:знать: десятичн...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....

Конспект урока математики «Закрепление изученного материала. Нумерация в пределах 1000» (3 класс)

Цель деятельности учителя: умение закрепления читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, решать задачи изученных типов, развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты:Предметные:- знат...