Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________С.А.Аптриева Протокол № _____ от «____»_________201__ г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе ________И.Ф.Юсупова «____»____________201 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ № 15 ________И.Н.Давлетгареева Приказ № ___ от «___»________201___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для 1-4 классов
начального общего образования
Хабибуллиной Физалии Фирдависовны,
учителя начальных классов
Срок реализации: 2016-2019 годы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по математике С.А. Козловой, Т.Е.Демидовой, А.Г. Рубина, А.П.Тонких. – М.: Баласс, 2011г.
- год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с учебным планом и ООП НОО МОБУ СОШ № 15 на изучение предмета «Математика» на уровне начального образования выделено 552 часа, по 4 часа в неделю в каждом классе.
Реализация Рабочей программы предмета «Математика» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
1класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать при выполнении заданий;
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
- использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
- решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ..»;
в) задачи на разностное сравнение;
- распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
- использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
- сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
- решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
- определять длину данного отрезка;
- читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
2 класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
- Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем определять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
- решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
- пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см2, 1 дм2;
- выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
- решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;
- находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
- решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;
- находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
- использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;
- чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
- узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;
- записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
- читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
3 класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
- использовать при решении различных задач знание формулы пути;
- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
- находить долю от числа, число по доле;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < b; а ∙ х > b.
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения,
- установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь
4 класс:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы умения:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); - отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку:
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм-грамм; час-минута, минута-секунда; километр-метр, метр-дециметр, дециметр-сантиметр, метр-сантиметр, сантиметр-миллиметр);
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи;
- выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;.
- распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз);
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия;
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия);
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3-4 действия;
- находить разные способы решения задачи;
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета
1 класс:
Общие понятия.
Признаки предметов. (6ч.)
Цвет. Знакомство с радугой. Форма. Размер. Признаки предметов.
Отношения. (4ч.)
Порядок. Отношения «равно», «не равно».Отношения «больше», «меньше».
Прямая и кривая линии. Луч.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. (47ч.)
Число один. Цифра 1. Один и много. Замкнутые и незамкнутые кривые. Число два. Цифра2. Знаки «<», «>», «=». Равенства и неравенства. Отрезок. Число три. Цифра 3. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник. Сложение. Вычитание. Выражение. Значение выражения. Равенство. Целое и части. Сложение и вычитание отрезков. Число четыре. Цифра 4. Мерка. Единичный отрезок. Числовой отрезок. Угол. Прямой угол. Прямоугольник. Число пять. Цифра 5. Числа 1-5. Число шесть. Цифра 6. Числа 1-6. Число семь. Цифра 7. Числа 1-7. Слагаемое, сумма. Переместительное свойство сложения. Слагаемое, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Числа 1-7. Число восемь. Цифра 8. Числа 1-8. Число девять. Цифра 9. Числа 1-9. Число ноль. Цифра 0. Числа 0-9. Число 10. Таблица сложения. Числа и цифры. Римские цифры. Числа 0-10.
Числа от 1 до 20. (20ч.)
Числа от 10 до 20. Табличное сложение. Табличное вычитание. Табличное сложение и вычитание. Сложение и вычитание в пределах 20. .
Текстовые задачи. (14ч.)
Задача. Задачи на нахождение целого или части. Обратная задача. Задача на разностное сравнение. Решение задач. Задача на увеличение числа. Задача на уменьшение числа.
Уравнение. (8ч.)
Уравнение. Уравнение. Проверка решения уравнения.
Величины и их измерение. (13ч.)
Длина. Сантиметр. Величина. Дециметр. Решение задач. Масса. Килограмм. Сравнение, сложение и вычитание величин. Объем. Литр. Сложение и вычитание величин.
Итоговое повторение изученного в 1 классе. (20ч.)
Признаки предметов. Отношения. Числа от 1 до 10. Величины. Числа от10 до 20. Компоненты действий. Таблица сложение. Задачи. Занимательные и нестандартные задачи. Уравнение. Геометрические фигуры.
2 класс:
Повторение изученного в 1 классе. (11ч)
Действия сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел.
Сложение и вычитание в пределах 20. (18ч)
Высказывания. Переменная. Выражения с переменной. Уравнения. Порядок действий в выражениях. Сочетательное свойство сложения. Группировка слагаемых. Вычитание суммы из числа. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Вычитание числа из суммы. Сложение и вычитание чисел. Плоские и объемные фигуры. Плоскость. Обозначение геометрических фигур. Острые и тупые углы. Построение углов.
Числа от 1 до 100. (6ч)
Числа от 20 до 100. Числа от 1 до 100. Метр. Построение отрезков, измерение, выражение величин.
Сложение и вычитание в пределах 100. (33ч)
Сложение и вычитание двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. Периметр. Решение задач. Площадь фигур. Единицы площади.
Умножение и деление чисел. (56ч)
Умножение. Множитель и произведение. Переместительное свойство умножения.
Умножение с нулем и единицей. Умножение числа 2. Деление. Умножение и деление чисел.
Четные и нечетные числа. Делимое, делитель, частное. Таблица умножения и деления на3.
Порядок действий в выражении. Таблица умножения и деления на 4. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления на 5. Периметр квадрата и прямоугольника. Деление с нулем и единицей. Цена, количество, стоимость. Таблица умножения и деления на 6. Уравнения. Таблица умножения и деления на 7. Умножение и деление чисел.
Время. Единица времени час. Решение задач. Окружность. Круг. Увеличить в … Уменьшить в…Таблица умножения и деления на 8 и 9. Больше в…Меньше в…
Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Арифметические действия над числами.
Умножение и деление на 10. Алгоритм. Блок-схема. Алгоритмы с условием.
Итоговое повторение изученного во 2 классе. (16ч)
Числа от 1 до 100. Арифметические действия. Величины и геометрические фигуры. Решение задач. Нестандартные и занимательные задачи.
3класс:
Числа от 1 до 100. (48ч)
Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе. (10ч)
Нумерация. Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Арифметические действия над числами. Дерево выбора. Решение задач.
Внетабличное умножение и деление. (26ч)
Параллелепипед и куб. Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр.
Кубический дециметр. Кубический метр. Сочетательное свойство умножения.
Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулем.
Деление чисел, запись которых оканчивается нулем. Арифметические действия над числами.
Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное.
Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач. Деление двузначного числа на двузначное. Деление с остатком.
Доли. (12ч)
Доли. Нахождение доли числа. Сравнение долей. Нахождение числа по доле.
Решение задач. Единица времени минута. Единица времени секунда. Сутки. Неделя.
Линейные и столбчатые диаграммы.
Числа от 1 до 1000. (80ч)
Нумерация. (10ч)
Счет сотнями. Тысяча. Умножение числа 100. Умножение и деление на 100.
Единицы длины. Миллиметр. Трехзначные числа. Сравнение трехзначных чисел.
Единицы массы. Центнер.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. (25ч)
Сложение и вычитание трехзначных чисел. Пересечение геометрических фигур.
Группы предметов. Множество. Элемент множества. Способы задания множеств.
Подмножество. Высказывания со словами все, не все, каждый, никакие, любой.
Пересечение множеств. Высказывания со словами есть, существует, некоторые.
Объединение множеств. Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик. Решение задач. Решение неравенств.
Умножение и деление чисел в пределах 100. (22ч)
Умножение и деление трехзначных чисел. Алгоритм с повторением (циклом). Решение задач и уравнений. Умножение трехзначных чисел в столбик. Деление трехзначных чисел на однозначное число. Умножение и деление чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000. (20ч)
Запись чисел римскими цифрами. Календарь. Меры времени. Век. Меры длины. Километр.
Скорость движения. Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. Решение задач.
Треугольники. Арифметические действия над числами.
Итоговое повторение изученного в 3 классе. (15ч)
Нумерация. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Сложение, вычитание, умножение и деление. Величины и геометрические фигуры. Уравнения. Задачи. Нестандартные и занимательные задачи. Итоговый урок.
4 класс
Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе. (8ч)
Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые.
Арифметические действия над числами.
Числа от 1 до 1000. (17ч)
Дроби. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Сравнение дробей. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление меньшего числа на большее. Какую часть одно число составляет от другого. Решение задач.
Многозначные числа. (103ч)
Нумерация многозначных чисел. (11ч)
Многозначные числа. Разряды и классы. Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение чисел. Разрядные слагаемые. Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000.Чтение и запись многозначных чисел. Миллион. Класс миллионов. Миллиард.
Чтение и запись многозначных чисел.
Величины. (12ч)
Единицы длины. Единицы массы. Грамм, тонна. Единицы измерения величин. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Приближенное вычисление площадей. Палетка. Единицы объема. Решение задач. Точные и приближенные значения величин.
Сложение и вычитание чисел. (8ч)
Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. Сложение и вычитание многозначных чисел. Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности. Решение задач.
Умножение и деление чисел. (72ч)
Умножение чисел. Группировка множителей. Умножение многозначных чисел на однозначные. Решение задач. Деление числа на произведение. Деление круглых
многозначных чисел на круглые числа. Арифметические действия над числами. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Деление круглых чисел с остатком. Уравнения. Деление многозначных чисел на однозначные. Письменное деление многозначных чисел на однозначные. Деление многозначных чисел на круглые. Деление многозначных чисел на круглые. Умножение на двузначное число. Умножение многозначных чисел на трехзначное число. Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. Среднее арифметическое. Письменное деление многозначных чисел на трехзначные числа. Круговая диаграмма. Числовой луч, координаты точки на числовом луче. Адрес в таблице. Пара чисел. Координаты точек на плоскости.
Итоговое повторение и обобщение изученного. (12ч)
Нумерация. Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание.
Умножение и деление. Порядок действий в выражениях. Решение уравнений, неравенств. Выражения с переменной. Величины и геометрические фигуры. Решение задач.
Тематическое планирование
№ п\п | Разделы | Количество часов | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||
1 | Общие понятия. Признаки предметов. | 6 | |||
2 | Отношения. | 4 | |||
3 | Числа и операции над ними.Числа от 1 до 10. | 47 | |||
4 | Числа от 1 до 20. | 20 | |||
5 | Текстовые задачи. | 14 | |||
6 | Уравнение. | 8 | |||
7 | Величины и их измерение. | 13 | |||
8 | Итоговое повторение изученного в 1 классе. | 20 | |||
1 | Повторение изученного в 1 классе. | 11 | |||
2 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 18 | |||
3 | Числа от 1 до 100. | 6 | |||
4 | Сложение и вычитание в пределах 100. | 33 | |||
5 | Умножение и деление чисел. | 56 | |||
6 | Итоговое повторение изученного во 2 классе. | 16 | |||
1 | Числа от 1 до 100. | 48 | |||
2 | Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе. | 10 | |||
3 | Внетабличное умножение и деление. | 26 | |||
4 | Доли. | 12 | |||
5 | Числа от 1 до 1000. | 77 | |||
6 | Нумерация. | 10 | |||
7 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | 25 | |||
8 | Умножение и деление чисел в пределах 100. | 22 | |||
9 | Арифметические действия над числами в пределах 1000. | 20 | |||
10 | Итоговое повторение изученного в 3 классе. | 15 | |||
1 | Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе. | 8 | |||
2 | Числа от 1 до 1000. | 17 | |||
3 | Многозначные числа. | 103 | |||
4 | Нумерация многозначных чисел. | 11 | |||
5 | Величины. | 12 | |||
6 | Сложение и вычитание чисел. | 8 | |||
7 | Умножение и деление чисел. | 72 | |||
8 | Итоговое повторение и обобщение изученного. | 12 | |||
Итого: | 132ч | 140ч | 140ч | 140ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...