III.Работа по теме - Определение темы и задач урока
Физминутка
| 2.Повторить сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел.
Попробуем с вами восстановить нашу таблицу. Обратите внимание на 1 таблицу, назовите компоненты. К какому действию относятся перечисленные вами компоненты. Заполнять таблицу мы будем по памятке
Что? Как? Чему? Заполнять будем по столбикам Слагаемое | 4 | 5 |
| Слагаемое | 11 |
| 19 | Сумма |
| 18 | 20 |
Обратите внимание на 2 таблицу, назовите компоненты. Уменьшаемое | 16 |
| 17 | Вычитаемое | 3 | 5 |
| Разность |
| 14 | 0 |
Заполняя таблицу, нам приходилось складывать и вычитать какие числа? Что мы повторили? Подумайте, какая будет тема нашего урока. Темой нашего урока будет «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток» (закрепление)
Прежде чем выполнить следующее упражнение, откроем тетради, запишем дату и классная работа.
3. Преобразование единиц длины
Вспомним единицы длины, которые вы изучили и соотношение между ними. Сколько в 1дм см? Из скольких см состоит 1 дм? 1дм = 10 см 10 см = 1 дм
Найдите в учебнике на стр 71 №1. Прочитаем задание. Отступите 2 клеточки от классной работы. Заполним пропуски в записях, чтобы получился верный ответ. Будем выполнять с комментированием у доски 1 столбик. Выходит один учение к доске, записывает 1 запись и решение. Как ты узнал? Как ты рассуждал? 2 столбик записываем самостоятельно, 1 ученик решает за доской. Все остальные пишут в тетради. Ребята, проверьте, всё ли верно? У кого так же? Есть ли ошибки?
- Черчение и сравнение длин отрезков
Сейчас мы с вами будем чертить отрезки, и сравнивать их. Найдите № 2. Прочитаем задание. Что вы должны сделать? Вы должны начертить два отрезка. Что означает число 1 дм 2 см? Это длина 1 отрезка. Что означает величина 13 см? Это длина второго отрезка. Начертите в тетрадях первый отрезок длиной 1 дм 2 см. Ребята, а сколько это будет см? Верно, 12 см. Подписали сверху его длину.
1дм 2 см = 12 см
Чертим второй отрезок длиной в 13 см. Подписали сверху его длину. 13 см
Теперь ребята посмотрите, какой из этих отрезков длиннее? 1 или 2? А как мы узнаем, на сколько, он длиннее? Вспомните, как узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого. Запишите под рисунком решение. 13 – 12 = 1 (см) Запишите ответ. Как запишем?
5.Составление и решение задач по схеме
Сейчас мы будем составлять задачи по схематическому чертежу, и решать их. Прочтите задание под №3. Анализ схемы Посмотрите на схему, слева от схемы вы видите предметы, о чём будем составлять задачу? Отрезком какого цвета изображено количество яблок? Отрезком какого цвета изображено количество груш? Что показывает число 4? А что на схеме обозначает число 2? О чём спрашивается в задаче? Составляем краткую запись: Г – 4 Я - ? Составьте задачу по схеме, используя слова на 2 больше (слушаю двух учеников). Поиск решения Зная, что груш 4, а яблок на 2 больше, можно ответить на вопрос задачи? т.е. узнать сколько яблок? Каким действием? Почему сложением? Оформление решения Отступите 2 клеточки от предыдущей работы. Запишите в тетради только решение и ответ. Какой ответ получился? 4 + 2 = 6 (ябл) Ответ: 6 яблок. У кого получился такой же ответ, руку на локоток. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.
6.Составление и решение задач по схеме
№4. Составим задачу под номером 4. Прочитайте её. Анализ схемы Посмотрите на схему, слева от схемы вы ведете предметы, о чём будем составлять задачу? Отрезком какого цвета изображено количество ручек? Отрезком какого цвета изображено количество карандашей? Что показывает число 8? Что показывает число 3? О чём спрашивается в задаче? Записываем краткую запись К – 8 Р - ?
Составьте задачу по схеме, используя слова на 3 меньше. Поиск решения Зная, что карандашей 8, а ручек на 3 меньше, можно ответить на вопрос? Каким действием? Почему «-»? Оформление решения Отступите от последней записи 2 клеточки и запишите решение и ответ. 8 – 3 = 5 (руч) Ответ: было 5 ручек. Проверьте ответ, у кого получилось так же, руку на локоток, чтобы я видела.
7.Решение составной задачи
Ребята, мы решали простые задачи, в одно действие, а сейчас будем решать составную задачу. Найдите № 5. Прочитаем задание. Анализ О чём говорится в задаче? Какие были ёмкости? Что показывает число 14 л.? Что сказано о количестве воды в кастрюле? Запишем. Что нам нужно узнать? Запишем задачу кратко.
Б – 14 л К - ? на 10 л меньше Поиск решения Можно ли сразу ответить на вопрос? Т. е. узнать, сколько всего литров воды. Почему нет? Зная количество воды в бидоне – 14 л и, зная, что в кастрюле на 10 л меньше, что можно найти? Каким действием? Почему вычитанием? Зная, что в бидоне 14 л и, зная, количество воды в кастрюле, можно ответить на вопрос? Каким действием? Почему сложением? Оформление решения Запишите 1 действие под краткой записью. - 14 – 10 = 4 (л) - в кастрюле
Под первым действием записываем второе - 14 + 4 = 18 (л) - всего
Запишите ответ к задаче. Ответ: 18 л воды было всего в бидоне и кастрюле. Какой ответ у вас получился? У кого такой же ответ, руку на локоток. |
Выполняют устно.
Известно первое слагаемое 4 и второе 11, неизвестна сумма, что бы найти сумму нужно сложить первое и второе слагаемые, 4+11=15 18-5=13 20-19=1
16-3=13 14+5=19 17-0=17
Однозначные и двузначные числа
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток
См, дм
1дм = 10 см 10 см = 1 дм
14 см = 1 дм 4 см 19 см = 1 дм 9 см 14 см = в числе 14 – 1 десяток и 4 единицы, значит, получается 1 дм и 4 см. 19 см = в числе 19 – 1 десяток и 9 единиц, значит, получается, 1 дм и 9 см. 1 ученик решает за доской 17 см = 1 дм 7 см 16 см = 1 дм 6 см
Начертить отрезки 1 дм 2 см = 12 см – длина первого отрезка 13 см длина второго отрезка Чертят отрезки
второй Из большего вычесть меньшее. 13 см – 12 см = 1 см – на 1 см
Ответ: На 1 см длиннее
Читает один ученик вслух.
О яблоках и грушах Красным Жёлтым Кол-во груш Яблок на 2 больше чем груш Сколько яблок
Груш 4 , а яблок на 3 больше. Сколько яблок?
Сложением, потому что на 2 больше
записывают 4+2=6 (ябл.)
Один ученик читает в слух
О карандашах и ручках Цвета отрезков
Количество карандашей, на три ручки меньше Сколько ручек
Карандашей 8, ручек на 3 меньше. Сколько ручек?
Да, вычитанием, потому что на 3 меньше записывают:
8-3=5 (руч.)
Читают задачу
Бидон и кастрюля Это сколько было литров воды в бидоне Б. – 14 л К. - ? на 10 л меньше Сколько всего литров воды в кастрюле и в бидоне.
Потому что мы не знаем количество л воды в кастрюле. Кол-во л воды в кастрюле Потому что меньше Да, сложением Потому что нужно узнать общее количество воды.
Записывают
1)14 – 10 = 4 (л) - в кастрюле 2)14 + 4 = 18 (л) - всего
Ответ: 18 л воды было всего в бидоне и кастрюле
|