Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток."
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Карпычева Татьяна Анатольевна

Конспек урока по математики по программе Школа России. Содержит грамотно составленную структуру, методы и приёмы для реализации цели урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

1  класс

Учитель: Заборская Р.С.

Методист: Сидорова М.А.

Студентка: Студентка 931 группы

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Оборудование: учебник по математике (перспектива) 1 класс, карточки (единицы длины, см и дм). Проектор, презентация, компьютер.

Цель: Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Задачи:

Предметная:

  • Закрепить нумерацию в пределах 20;
  • Формировать отработку вычислительных приёмов в пределах 20;
  • Формировать умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
  • Формировать умение правильно оформлять решение задачи;

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  

Регулятивные:

  • Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • Формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Личностные:

  • Формирование умения  приходить к общему мнению, сотрудничать друг с другом;

Познавательные:

  • Развивать у детей мыслительные операции, творческие способности, математическую речь;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Уберите из рук всё лишнее. На партах должно быть только необходимое для урока. Меня зовут... Сегодняшнее занятие у вас проведу я.

Приветствуют учителя. Садятся на свои места, убирают лишнее, проверяют, всё ли готово к уроку.

II.Актуализация знаний

1.Отгадать закономерность и повторить десятичный состав двузначных чисел.

Посмотрите на доску, записан ряд чисел. Прочитаем эти числа.

11 13 15 17 _

Вам нужно определить закономерность и назвать следующее число.

Вы читаете подчёркнутое число и называете его десятичный состав.

Один учащийся читает ряд чисел.

Каждое следующее число больше предыдущего на 2, а значит следующее число 19.

15 – 1 десяток и 5 единиц; 19 – 1 десяток и 9 единиц

III.Работа по теме

  1. Определение темы и задач урока

Физминутка

2.Повторить сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. 

Попробуем с вами восстановить нашу таблицу. Обратите внимание на 1 таблицу, назовите компоненты. К какому действию относятся перечисленные вами компоненты.

Заполнять таблицу мы будем по памятке

Что?

Как?

Чему?

Заполнять будем по столбикам

Слагаемое

4

5

Слагаемое

11

19

Сумма

18

20

Обратите внимание на 2 таблицу, назовите компоненты.

Уменьшаемое

16

17

Вычитаемое

3

5

Разность

14

0

Заполняя таблицу, нам приходилось складывать и вычитать какие числа? Что мы повторили? Подумайте, какая будет тема нашего урока.

Темой нашего урока будет «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток» (закрепление)

Прежде чем выполнить следующее упражнение, откроем тетради, запишем дату и классная работа.

3. Преобразование единиц длины

Вспомним единицы длины, которые вы изучили и соотношение между ними. Сколько в 1дм см? Из скольких см состоит  1 дм?

1дм = 10 см

10 см = 1 дм

Найдите  в учебнике на стр 71 №1. Прочитаем задание. Отступите 2 клеточки от классной работы. Заполним пропуски в записях, чтобы получился верный ответ. Будем выполнять с комментированием у доски 1 столбик. Выходит один учение к доске, записывает 1 запись и решение. Как ты узнал? Как ты рассуждал?

2 столбик записываем самостоятельно, 1 ученик решает за доской. Все остальные пишут в тетради.

Ребята, проверьте, всё ли верно? У кого так же? Есть ли ошибки?

  1. Черчение и сравнение длин отрезков

Сейчас мы с вами будем чертить отрезки, и сравнивать их.

Найдите № 2. Прочитаем задание. Что вы должны сделать?

Вы должны начертить два отрезка. Что означает число 1 дм 2 см? Это длина 1 отрезка. Что означает величина 13 см? Это длина второго отрезка.

Начертите в тетрадях первый отрезок длиной 1 дм 2 см. Ребята, а сколько это будет см? Верно, 12 см. Подписали сверху его длину.

        1дм 2 см = 12 см

Чертим второй отрезок длиной в 13 см. Подписали сверху его длину.

              13 см

Теперь ребята посмотрите, какой из этих отрезков длиннее? 1 или 2? А как мы узнаем, на сколько, он длиннее? Вспомните, как узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого.

Запишите под рисунком решение.

13 – 12 = 1 (см)

Запишите ответ. Как запишем?

5.Составление и решение задач по схеме

Сейчас мы будем составлять задачи по схематическому чертежу, и решать их. Прочтите задание под №3.

Анализ схемы

Посмотрите на схему, слева от схемы вы видите предметы, о чём будем составлять задачу? Отрезком какого цвета изображено количество яблок? Отрезком какого цвета изображено количество груш? Что показывает число 4? А что на схеме обозначает число 2? О чём спрашивается в задаче?

Составляем краткую запись:

Г – 4

Я - ?

 Составьте задачу по схеме, используя слова на 2 больше (слушаю двух учеников).

Поиск решения

Зная, что груш 4, а яблок на 2 больше, можно ответить на вопрос задачи? т.е. узнать сколько яблок? Каким действием? Почему сложением?

Оформление решения

Отступите 2 клеточки от предыдущей работы. Запишите в тетради только решение и ответ. Какой ответ получился?

4 + 2 = 6 (ябл)

Ответ: 6 яблок.

У кого получился такой же ответ, руку на локоток.

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь.

6.Составление и решение задач по схеме

№4. Составим задачу под номером 4. Прочитайте её.

Анализ схемы

Посмотрите на схему, слева от схемы вы ведете предметы, о чём будем составлять задачу? Отрезком какого цвета изображено количество ручек? Отрезком какого цвета изображено количество карандашей?

Что показывает число 8? Что показывает число 3? О чём спрашивается в задаче?  Записываем краткую запись

К – 8

Р - ?

Составьте задачу по схеме, используя слова на 3 меньше.

Поиск решения

Зная, что карандашей 8, а ручек на 3 меньше, можно ответить на вопрос? Каким действием? Почему «-»?

Оформление решения

Отступите от последней записи 2 клеточки и запишите решение и ответ.

8 – 3 = 5 (руч)

Ответ: было 5 ручек.

 Проверьте ответ, у кого получилось так же, руку на локоток, чтобы я видела.

7.Решение составной задачи

Ребята, мы решали простые задачи, в одно действие, а сейчас будем решать составную задачу. Найдите № 5. Прочитаем задание.

Анализ

О чём говорится в задаче?

Какие были ёмкости?

Что показывает число 14 л.?

Что сказано о количестве воды в кастрюле? Запишем.

Что нам нужно узнать? Запишем задачу кратко.

Б – 14 л                

К - ? на 10 л меньше

Поиск решения

Можно ли сразу ответить на вопрос? Т. е. узнать, сколько всего литров воды. Почему нет? Зная количество воды в бидоне – 14 л и, зная, что в кастрюле на 10 л меньше, что можно найти? Каким действием? Почему вычитанием? Зная, что в бидоне 14 л и, зная, количество воды в кастрюле, можно ответить на вопрос? Каким действием? Почему сложением?

Оформление решения

Запишите 1 действие под краткой записью.

  1. 14 – 10 = 4 (л) - в кастрюле

Под первым действием записываем второе

  1. 14 + 4 = 18 (л) - всего

Запишите ответ к задаче.

Ответ: 18 л воды было всего в бидоне и кастрюле.

Какой ответ у вас получился? У кого такой же ответ, руку на локоток.

Выполняют устно.

Известно первое слагаемое 4 и второе 11, неизвестна сумма, что бы найти сумму нужно сложить первое и второе слагаемые,

4+11=15

18-5=13

20-19=1

16-3=13

14+5=19

17-0=17

Однозначные и двузначные числа

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток

См, дм

1дм = 10 см

10 см = 1 дм

14 см = 1 дм 4 см

19 см = 1 дм 9 см

14 см = в числе 14 – 1 десяток и 4 единицы, значит, получается 1 дм и 4 см.

19 см = в числе 19 – 1 десяток и 9 единиц, значит, получается, 1 дм и 9 см.

1 ученик решает за доской

17 см = 1 дм 7 см

16 см = 1 дм 6 см

Начертить отрезки

1 дм 2 см = 12 см – длина первого отрезка

13 см длина второго отрезка

Чертят отрезки

второй

Из большего вычесть меньшее.

13 см – 12 см = 1 см – на 1 см

Ответ: На 1 см длиннее

Читает один ученик вслух.

О яблоках и грушах

Красным

Жёлтым

Кол-во груш

Яблок на 2 больше чем груш

Сколько яблок

Груш 4 , а яблок на 3 больше. Сколько яблок?

Сложением, потому что на 2 больше

записывают 4+2=6 (ябл.)

Один ученик читает в слух

О карандашах и ручках

Цвета отрезков

Количество карандашей, на три ручки меньше

Сколько ручек

Карандашей 8,  ручек на 3 меньше. Сколько ручек?

Да, вычитанием, потому что на 3 меньше

записывают:

8-3=5 (руч.)

Читают задачу

Бидон и кастрюля

Это сколько было литров воды в бидоне

Б. – 14 л

К. - ?  на 10 л меньше

Сколько всего литров воды в кастрюле и в бидоне.

Потому что мы не знаем количество л воды в кастрюле.

Кол-во л воды в кастрюле

Потому что меньше

Да, сложением

Потому что нужно узнать общее количество воды.

Записывают

1)14 – 10 = 4 (л) - в кастрюле

2)14 + 4 = 18 (л) - всего

Ответ: 18 л воды было всего в бидоне и кастрюле

IV. Повторение изученных ранее приёмов сложения и вычитания (резерв)

Поиграем в игру, которая называется «Круговые примеры». Откройте учебник на странице 71, упражнение 6. Прочитайте задание. Что значит «круговые примеры»?            

Это примеры, где каждый следующий начинается с ответа предыдущего.  Что

нам нужно сделать? И так, по одному выходим  к доске и решаем по одному примеру. Записываем в 1 столбик. Какой следующий пример решать будем? Записываем его.

Остальные 5 примеров запишите самостоятельно в тетради во 2 столбик.

Проверяем ответы. Все согласны?

Значит, решаем 1 пример, 2 пример  начинается с ответа 1.

1 столбик:

2 +8 – 3 = 7

7 + 3 + 1 =11

11 + 6 – 2 = 15

15 – 3 + 4 = 16

16 + 3 – 5 = 14

2 столбик:

14 – 4 – 9 =1

1 + 5 + 4 = 10

10 – 6 – 1 = 3

3 + 10 + 5 =18

18 – 8 – 8 = 2

V.Осуществление контроля

Какая тема нашего урока? Какие единицы длины мы с вами повторили? Чему учились?

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. См и дм. Составлять и решать задачи по схемам, складывать и вычитать в пределах 20 без перехода через десяток.

VI.Подведение итогов и оценивание учащихся

Спасибо большое за работу на уроке. Мне понравилось с вами работать. До свидания.

Учитель:

Методист:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Урок в первом классе.Тема :         Закрепление .  Сложение  однозначных  чисел  с...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОСУрок математики в 1 классеУрок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России» в 1 классе, на уроке использована техн...

Конспект урока по теме: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Математика;1 класс;УМК «Школа России»;М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;Табличное сложение и вычитание (22ч), Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, урок № 105...