Моделирование при решении текстовых задач в рамках обновления среднего образования
презентация к уроку по математике на тему
различные виды работ, помогающие учащимся осмысленно подходить к решению текстовых задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.46 МБ |
Подписи к слайдам:
Зайцева ДружокСветлана Анатольевна Анна Сергеевна
учителя начальных классов ШЛ № 27г. Астана 2016
«Мы переходим от «человека знающего»- к «человеку способному творчески мыслить, саморазвиваться»
Актуальность: научив детей владеть умением решения тестовой задачи используя приемы моделирования, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речиЦель: определение роли моделирования при решении текстовых задачЗадачи: на основе анализа научно- педагогической и методической литературы изучить проблему формирования умения учащихся решать текстовые задачи; разработать и внедрить различные виды моделей и задания с использованием этих моделей , направленные на формирование умения решать текстовые задачи; через текстовые задачи воспитывать и расширять представления детей о жизни , формировать у них практические умения и навыки
Одним из путей формирования теоретических знаний является моделирование, использование моделей, которые выступают как «абстракции особого рода», позволяющие выявить внутренние связи и отношения объектов. « «Моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи. Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами. «Решить задачу – значить раскрыть связи между данными и искомыми, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи»
Моделирование предполагает три этапа:выбор (построение) модели;работа с моделью;переход к реальности.Виды моделирования при решении текстовых задач:схематизированные знаковыевещественные (предметные), краткая запись,графические (рисунок, схема, чертеж) таблица, формула, выражение, уравнение, запись решения задач по действиям
2.Графические, в зависимости от того, какое действие они обеспечивают.-рисунок( сюжетный, предметный) -условный рисунок -схема- чертеж
Схематизированные модели делятся на:1.Вещественные (предметные): - из оригиналов (тетради, карандаши, конфеты…);- из копий, внешне похожих на оригиналы (утята, котята, огурцы…); - из фишек без сохранения сходства с оригиналами. При вещественном моделировании выполняются конкретные действия руками.
К знаковым моделям, выполненным на естественном языке можно отнести краткую запись текстовой задачи, таблицы. Знаковыми моделями текстовых задач, выполненными на математическом языке, являются: формула, выражение, уравнение, система уравнений, запись решения задачи по действиям.
V
t
S
?
?
18 км
45 км/ч
2 ч
?
Использование приемов моделирования при решении задач повышенной сложности (работа с одаренными детьми)
Главная трудность для ребенка в работе над задачей повышенной трудности- разобраться в условии и построить наглядно воспринимаемую модель ситуации задачи, которая определит путь её решения. В этом плане наиболее продуктивным приемом работы над задачей является использование графической модели. (Таблицы, круги Эйлера- Венна, Дерево возможностей, и т. д.)Сколько двузначных чисел можно записать, используя цифры 1, 3, 4?Двузначное число 1 3 4 десятки 1 ? 41 3 ?? 3 4 единицы
Выводы:
Моделирование помогает вооружить ребёнка такими приёмами, которые позволяют ему при самостоятельной работе над задачей быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не сравнивая себя с другими, выбирает собственный путь рассуждения, моделирования и, следовательно, решения задач.
При использовании метода моделирования рекомендуется учесть:
Начинать обучение приемом моделирования необходимо с первых уроков.Учитель должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работы.Учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно значимые способы(модели) учебной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников использованию приема моделирования при решении текстовых задач
информация о моделировании...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-691379-1572299566.jpg)
Использование способов и приёмов моделирования при решении текстовых задач.
Данная работа может быть актуальна для учителей начальных классов в связи с введением в школах новых образовательных стандартов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-691379-1572299566.jpg)
Использование приёмов и способов моделирования при решении текстовых задач.
Данная работа будет полезна для учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-979614-1512318953.jpg)
Методическая работа по теме самообразования «Обучение младших школьников моделированию при решении текстовых задач».
Методическая работа по теме самообразования «Обучение младших школьников моделированию при решении текстовых задач»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/06/picture-1042332-1528298271.jpg)
Моделирование при решении текстовых задач как метод формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках математики
В рамках реализации ФГОС начального общего образования для достижения положительных результатов, создания условий для формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-22040-1618841426.jpg)
Метод моделирования при решении текстовых задач
Первые шаги при решении простых задач, казалось бы, не вызывают у учащихся затруднений. Однако в дальнейшем самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим ученикам, и от класса...
Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...