Кружок "Лесная математика"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Кружок "Лесная математика" -тематическое планирование для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование Кружок "Лесная математика" | 86.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
интегрированного курса
«Лесная математика»
для 1класса
Составитель: Сюлаева Е.С.,
учитель начальных классов
2016-2017 уч. Год
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«Лесная математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Лесная математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования .
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Интегрированная программа для 1 класса «Лесная математика» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные занятия развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, формируют творческие способности школьников.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики и окружающего мира в начальной школе, первоначальное овладение математическим
языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Лесная математика» дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основными целями изучения интегрированного курса «Лесная математика» являются:
- углубление и расширение знаний по указанным предметам;
- развитие интереса учащихся к окружающему миру, формирование их математических способностей;
- привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа определяет ряд задач:
- содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
- способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
прививать любовь к природе.
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;
Особенностью построения программы «Лесная математика» является то, что в неё включено большое количество заданий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, внимания, пространственного воображения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
- в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
- в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
- в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
- в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 1 классе (по 4 часа в неделю ( 2 группы) 72 часа в каждой группе, всего 144 часа).
Принципы проведения занятий
- Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
- Преемственность. Каждый следующий этап базируется на
уже сформированных навыках. - Сочетание статичного и динамичного положения детей.
- Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на заня
тии.
Учебно-тематический план
Содержание программы
Интегрированный курс: Математика, окружающий мир, технология.
Математика
Признаки предметов
Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы в соответствии с указанными свойствами.
Пространственные и временные отношения
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже.
Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки «1—>», «Ц», указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Числа и операции над ними Числа от 1 до 10
Числа от 1 до 9. Счёт предметов. Нумерация чисел. Запись чисел от 1 до 10. Число ноль. Состав чисел от 2 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Числа от 11 до 20
Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел и их последовательность.
Арифметические действия в пределах 20
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата.
Величины и их измерение
Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм), вместимости (литр).
Текстовые задачи
Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...». Текстовые задачи на разностное сравнение. Решение сложных текстовых задач в несколько действий. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач.
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.), круг, овал.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, конус.
Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат».
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка. Площадь. Измерение площади с помощью мерок.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин. Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Курс «Лесная математика» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру и технологии. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.
Окружающий мир. Лес и его обитатели
Растительный мир леса (33ч)
Съедобные и ядовитые грибы. Этажи леса: травы, кустарники (лиственные и хвойные), деревья (лиственные и хвойные). Лекарственные и ядовитые растения. Цветочные часы.
Животный мир леса (34 ч)
Кто где живёт. Насекомые в лесу. Лесные птицы. Лесные звери (медведь, лось, лисица, белка, заяц, волк, ёж). Птичьи часы. Лесное болото. Живые барометры.
Территории леса. Охрана леса (4 ч)
Леса России. Правила поведения в лесу.
Итоговое занятие (1 ч)
Планируемые результаты освоения курса «Лесная математика»
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач]
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Наличие мотивации к творческому труду.
Любознательность, активность и заинтересованность в познании мир
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата проведения | Фактически проведено |
1-2 | Лесные полянки. Сравнение предметов . Признаки предметов. | 2 | ||
3-4 | В лес по грибы. Счёт предметов. | 2 | ||
5-6 | В лес по грибы. Деление предметов на группы. | 2 | ||
7-8 | Цветочные часы. Экскурсия в парк. | 2 | ||
9-10 | Птичьи часы. Геометрические фигуры. | 2 | ||
11 | В лес по ягоды. Равенство и неравенство. | 1 | ||
12 | Лесные этажи. | 1 | ||
13 | Лиственные деревья. Увеличить, уменьшить на… | 1 | ||
14 | Русская красавица. | 1 | ||
15 | Поделка из геометрических фигур. | 1 | ||
16 | Хвойные деревья. Многоугольники. | 1 | ||
17 | Поделка из геометрических фигур | 1 | ||
18 | Лесные орехи. Слагаемые. Сумма. | 1 | ||
19-20 | Лесные кустарники. Нахождение суммы и остатка. | 2 | ||
21 | Рисуем природу. | 1 | ||
22-23 | Полевые и садовые цветы. | 2 | ||
24 | Поделка « Цветочная поляна» | 1 | ||
25 | Лесные цветы. Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц | 1 | ||
26 | Лесная аптека. Задачи на разностное сравнение. | 1 | ||
27-28 | Защита проектов | 2 | ||
29 | Лекарственные травы. Конкурс рисунков. | 1 | ||
30 | Ядовитые растения. Решение задач разных видов. | 1 | ||
31-32 | Кто где живёт. Состав чисел. | 2 | ||
36 | Насекомые в лесу. | 1 | ||
37 | Лесные санитары. Связь между числами. | 1 | ||
38 | Лесные птицы. Уменьшаемое, вычитаемое. | 1 | ||
39-40 | Как помочь птицам перезимовать. Изготовление кормушек. | 2 |
41 | Лесной доктор. Примеры с окошками. | 1 | ||||
42 | Лесной полицейский. Меры длины. | 1 | ||||
43 | Пернатая кошка. Килограмм. Литр. | 1 | ||||
44 | Хозяин леса. | 1 | ||||
45-46 | Гордость леса. Задачи и обратные к ним. | 2 | ||||
47 | Лесная плутовка. Измерение площади. | 1 | ||||
48-49 | Заботливые хозяйки. Задачи в два действия. | 2 | ||||
50 | Лесной трусишка. | 1 | ||||
51 | Серый разбойник. Игра «Танграм». | 1 | ||||
52 | Колючий колобок. | 1 | ||||
53 | Лесное болото. | 1 | ||||
54 | Живые барометры. | 1 | ||||
55 | Леса России. Ось симметрии. | 1 | ||||
56 | Как вести себя в лесу | 1 | ||||
57-58 | Экскурсия в лес. Сохраним наши леса. | 2 | ||||
59 | Жизнь у рек и озёр. | 1 | ||||
60 | Человек и его деятельность. Причина загрязнения водоёмов. | 1 | ||||
61 | Околоводные птицы. Среда обитания | 1 | ||||
62 | Защити природу. | 1 | ||||
63 | Красная книга- способ защиты редких видов животных и растений. | 1 | ||||
64-65 | Динозавры- вымершие виды животных | 2 | ||||
66 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||||
67-68 | Первоцвет. Чтение рассказов. Конкурс рисунков «Сохраним первоцвет | 2 | ||||
69 | Явления природы. Игра: Найди загаданное слово. | 1 | ||||
70 | Как заглянуть за облака. | 2 | ||||
71 | Экскурсия | 1 | ||||
72 | Итоговое занятие. | 1 |
Литература
Буряк М.В. Математика с увлечением- Москва «Планета», 2013
Выткалова Л.А Развитие пространственных представлений у младших школьников- Волгоград: Учитель, 2009.
Волина В.В. Занимательная математика для детей – Москва, Знание, 1993
Бобровников Л. Живые часы и барометры. – Барнаул; Алтайское книжное издательство,
Метелёв М. Волшебная полянка. – М. Адонис, 2011.
Папорков М.А. Школьные походы в природу. Пособие для учителя. – М. Просвещение
Я познаю мир: Детская энциклопедия. Состовитель Ф.Р. Ляхов- М,, ООО «Фирма АСТ»
Плешаков А.А. Зелёные страницы. М., Просвещение 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...