Устный счет в структуре урока математики. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Писарева Елена Вячеславовна

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения. Концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета. И привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.

Устный счет это не случайный этап урока, он находиться в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводиться 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, он повышает интеллект учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный счет в структуре урока математики Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения. Концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета. И привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.

Устный счет это не случайный этап урока, он находиться в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводиться 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, он повышает интеллект учеников.

Целями данного этапа урока является:

  • достижение поставленных целей урока;
  • развитие вычислительных навыков;
  • развитие математической культуры, речи;
  • умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей. Если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.

•        При проведении устного счета должны быть продуманны критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

  • Задание на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.
  • Задания на развитие воспитания, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
  • Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений.

•        Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражения с переменной), при этом буквам придаются числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

•        Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть ланы два выражения, а надо установит, равны ли их значения. А если не равны, то какое из них больше или меньше.

Могут предлагаться упражнения. У которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:

8-(10+2) = 8-10+...

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные. Двузначные, трёхзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений - способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

•        Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10) и более сложные (15*х-9 = 51)

Уравнение можно представить в разных формах:

  • из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
  • решение уравнения  х * 8 = 72;

Найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

-        Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Николай?

Назначение таких упражнений - выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

•        Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Эти упражнения включается с целью выработки умений решать задачи. Они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков. Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Организация занятий по устному счету

При подготовке к уроку учитель должен четко определять (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока -изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока - повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и учитель и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке.

Устный счет можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала. Предлагать при опросе, а также специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счета. Материал для этого можно подобрать из учебника специальных сборников, математических энциклопедий или книг, можно предложить учащимся самим придумать задания.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначены для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному развитию в формулировках и приемах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и, особенно для применения их в различных условиях. Наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определенно, не допускать различного толкования.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развитию личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике; с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Если ученику нравиться предмет, то он будет всегда с интересом, увлеченно осваивать все больше знаний, а повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:

  • Обогащение содержания материалом по истории науки, который часто встречается на страницах учебника.
  • Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач. Подбор заданий осуществляется из рабочих тетрадей, дидактических материалов.
  • Подчеркивание силы и изящества, рациональность методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.
  • Разнообразием уроков, нестандартным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, решение проблемных ситуаций, использование технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер и др.), наглядных пособий, разнообразием устного счета.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.
  • Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов, зачетов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом.
  • Разнообразие домашнего задания. Например, предложить ученикам написать сказку о геометрической фигуре, стихотворение о дроби, степени.
  • Установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.

Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию по желанию можно дать задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также можно дать задание учащимся подготовить реферат, доклад, придумать головоломку, ребус, игру.

Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изученным темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи.

Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.

Устный счет как обязательный этап урока должен проводиться на уроках математики как начальных классах, так в средних и старших классах.

Устный счет на уроках математики.

1. Задачи в стихах (1-2 класс)

Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели: Пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их?

Вдоль овражка шла фуражка,

Две косынки, две корзинки,

А за ними шла упрямо Белоснежная панама.

Сколько шло всего детей? Отвечай - ка поскорей!

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, скучает,

Сколько их теперь, считает:

Пять щенят плюс мама -лайка.

Сколько будет, сосчитай-ка?

Муравьишка шел домой,

Вёз в тележке груз такой:

Две травинки, две былинки. Три тяжёлые хвоинки. Сколько разных вещей

Вёз в тележке муравей?

Вот задумал ёж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат,

Трёх зайчат и пять бельчат.

Посчитайте поскорей,

сколько у ежа друзей?

Яблоки дети в саду собирали. Взвесив их, урожай посчитали.

Дети собрали 16 корзин. Восемь   корзин   увезли   в магазин,

Три детскому саду отдали. Остальные в школу послали. Сколько же яблок

До школы дойдут.

Прочитали мы за лето

Целых 43 газеты.

Но приятели хотят.

Чтоб их стало 60.

Прочитать - то прочитали,

Но никак не сосчитаем,

Сколько взять ещё газет.

Кто даст правильный ответ?

когда все корзины  они развезут?

 2. « Умножение» (2 класс).

1,        Вставьте пропущенные числа так, чтобы получилось верное равенство:

48 + 48 +48 + 48 + 48 =        * 5

51+51 + 51 + 51=51 * ___

14+ 14 +        +14+14+14=14-6

2,        Вставьте пропущенные знаки так, чтобы получилось верное равенство:
18_ 18_ 18_ 18_18 = 18 * 5

(45__ 45 = 45__2

(35 - 24) _ 2 = (35 - 24) + (35 - 24)

3. Не вычисляя, докажи, что равенство верно: 9*5=9+9+9+9+9

27+27 + 27 = 27 * 3

4.        Замени сложение умножением:
12+12+12+12+12+12
0+0+0+0+0
33 + 33 + 33
(3 + 21)+ (3 + 21)
<> + <> + <> +

5.        Замени умножение сложением:
4*8  1*10        

99*2   0 *7
(17 + 5)*3        (14-11)*2

6.        Найди и исправь ошибки:

81+81=81*2

44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4

3 = 21+22 + 23

7.        Сравни и поставь знаки  >, < или =, чтобы записи были верными:

38 + 38 + 38___38 * 3        I

16*6___16+16+16

14 + 44+ 44 +44 ___ 44 * 5

16+ 16+ 16____20*3

8.        Вставьте  пропущенное  число,  чтобы  неравенства  было верным:

10+10+10 +__ _< 10-4 43 + 43 + 43 > 43 * ___ 5+5+5+5+5<___*5

IV. Устные занимательные задачи на движение (4 класс)

«Посвящается ходячим,

Бегающим, ползающим,

Прыгающим, летающим, плавающим- Всем, кто не стоит на месте»

Задача № 1

Два поезда: из города и из Простоквашина выехали навстречу друг
другу со скоростями 55 км/ч и 60км /ч соответственно. Какое расстояние
было между ними за час до встречи, если расстояние между городом и
Простоквашино  350 км?        Ответ: 115 |км.

Задача № 2

Велосипедист проехал расстояние от села до города со скоростью 15
км/ч, а обратно - со скоростью 10 км/ч. Какова была средняя скорость
велосипедиста?        Ответ: 12 км/ч

Задача № 3

Том и Джерри соревновались в беге, Прыжок Джерри на 30% короче, чем прыжок Тома, но зато он  успевает за то же время сделать на 30%  прыжков больше. Кто из них победит?

Задача № 4

От места одновременно поплыли пловец (против течения) и мячик (по течению). Через 30 минут пловец развернулся и поплыл назад за мячом. Он догнал мяч в 2-х км от моста. Какова скорость течения реки?     Ответ: 2 км.

Задача № 5

Непослушный ребенок находиться от отца на расстоянии 26 своих
шагов. В то время как он делает 4 шага,
отец успевает сделать 3. Но отец
проходит за два своих шага столько же, сколько ребенок за три. Через
сколько шагов отец догонит ребенка?        Ответ: 156.

Задача № 6

Поезд, на котором приезжает дядя Фёдор, приходит в 8 часов. Его встречает кот Матроскин на мотоцикле и отвозит домой. Однажды дядя Фёдор приехал в 7 часов и пошёл пешком. Встретив Матроскина, он доехал на мотоцикле, прибыв на 20 минут раньше обычного. Когда встретились дядя Фёдор и Матроскин?

Анализ задачи,

- Почему дядя Фёдор и кот Матроскин вернулись на 20 минут раньше обычного? Потному что кот Матроскин не доехал до платформы 10 мин. Следовательно, I встреча произошла в 7 часов 50 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования: "Развитие логического мышления на уроках математики"

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Технологии построения сюжетных уроков математики."

Перед каждым учителем в начальной школе  стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание уч...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...