Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" предназначена для 3 класса. разработана на основе авторской программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan_mat.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы Е.Э Кочуровой «Занимательная математика» (сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.)
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения задний дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому включены подвижные математические игры.
Цели программы: развивать математический образ мышления учащихся начальной школы.
Задачи программы:
- расширять знания учащихся в области математики;
- учить делать обобщения и выводы, обосновывать собственные мысли;
- учить правильно применять математическую терминологию
- развивать математический кругозор детей;
- развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- воспитывать интерес учащихся к занятиям математикой;
- прививать навыки самостоятельной работы.
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
- устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
- создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельностью: соответствует курсу «Математика» и не требует от ученика дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержится полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
- формирование умения рассуждать кА компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией.
Содержание курса
Курс рассчитан на 68 часов в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 45 минут.
Введение (2 ч.)
Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».
Математические действия (16ч.)
Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.
Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.
Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.
Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.
Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.
Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.
Геометрическая мозаика (16ч.)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.
Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.
Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Форма организации обучения— конструирование.
Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»
Измерение величин. (16ч.)
Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.
Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах. Задачи на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.
Единица измерения площади: см2. Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника с помощью умножения.
Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.
Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).
Мир занимательных задач (16 ч.)
Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.
Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Знакомство с компьютерными математическими играми.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.
Итоговое занятие (2 ч.)
В результате обучения по данной программе ученик научится:
- Работать с разными источниками информации;
- Пользоваться изученной терминологией;
- Выполнять инструкции при решении учебных задач;
- Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- Сравнивать, анализировать полученную информацию;
- Рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- Составлять простейшие ребусы, кроссворды;
- Работать в группе, в паре;
- Определять последовательность осуществления логических операций.
Получит возможность научиться:
- Сравнивать, обобщать полученную информацию;
- Находить разные способы решения задач;
- Различать и вычерчивать геометрические фигуры;
- Планировать исследовательские проекты, собирать и представлять полученную информацию;
Занятия на факультативе должны помочь учащимся:
- Усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
- Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- Формировать творческое мышление;
- Способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- Успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Формы организации обучения:
- игры,
- игры – соревнования,
- математические пирамиды,
- моделирование, конструирование,
- конкурсы,
- олимпиады,
- математические путешествия,
- кроссворды, ребусы, шарады.
Виды деятельности учащихся
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.
- решение занимательных задач.
- поиск информации для проекта, защита проекта.
- творческая работа.
- самостоятельная работа.
- работа в парах, в группах.
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
Планируемые результаты
Личностные
- формирование уважительного отношения к иному мнению
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
- формирование умения понимать причины успеха,неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Предметные
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | По плану | По факту |
1 | Вводное занятие. «Математика – царица наук». | 2 | ||
2 | Конкурс эрудитов «Звездный час». | 2 | ||
3 | Экскурсия в компьютерный класс. | 2 | ||
4 | Компьютерные математические игры. | 2 | ||
5 | Числа – великаны и действия с ними. | 4 | ||
6 | Изучаем с интересом таблицу умножения. | 4 | ||
7 | Решение задач с помощью умножения. | 2 | ||
8 | Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами. | 2 | ||
9 | Геометрические фигуры на плоскости. | 2 | ||
10 | Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма. | 2 | ||
11 | Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники. | 2 | ||
12 | Квадрат. Магичес -кие квадраты и их тайны. | 2 | ||
13 | Симметрия фигур. | 2 | ||
14 | Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия». | 2 | ||
15 | Проект «Симметрия нашей жизни». | 2 | ||
16 | Познавательная игра «Семь верст…». Игра «Узнай свой рост». | 2 | ||
17 | Старинные русские меры длины. | 2 | ||
18 | Вычисление площади фигур. | 2 | ||
19 | Старинные единицы веса. | 2 | ||
20 | Определяем время по часам. Измеряем время | 2 | ||
21 | Из истории часов. «Живые часы» | 2 | ||
22 | Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах. | 2 | ||
23 | Это интересно. Старинная русская нумерация. | 2 | ||
24 | Числовые выражения со скобками. | 2 | ||
25 | Решение задач. Задачи – смекалки. | 2 | ||
26 | Математические горки. | 2 | ||
27 | Решаем задачи на клетчатой бумаге. | 2 | ||
28 | Решение задач повышенной трудности. Секреты задач. | 2 | ||
29 | Числа – великаны и действия с ними. | 2 | ||
30 | Умножаем на однозначное число. Делим на однозначное число. | 2 | ||
31 | Школьный тур олимпиады. Международная игра «Кенгуру» | 2 | ||
32 | Газета любознательных. Путешествие по стране Точечных наук. | 2 | ||
Итого | 68 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва. Издательский цент «Вентана – Граф». 2014
- Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). Е.В. Языканова. Москва. Экзамен. 2010г.
- Нестандартные задачи по математике. Т.П. Быкова. Москва. Экзамен. 2010г.
- Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. РОСТ. 2011г.
- Олимпиадные задания. Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Учитель. 2011г.
- Развиваем способности детей. Н.К. Винокурова Росмэн-Пресс. 2013г.
Интернет ресурсы.
- http: // www.vneuroka. ru/ mathematics. php – образовательные проекты портала «Вне урока»: математика. Математические игры.
- http: // konkurs – kenguru. ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»
- http: // 4 stupeni. ru/ stady – клуб учителей начальной школы, 4 ступени
- http: // www.develop-kinder.com – «Сократ» - развивающие игры и конкурсы
- http: // puzzle – ru. blogspot. com – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...