Разработка урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Сычёва Татьяна Евгеньевна

Разработка урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4". Представлен подробный конспект урока по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika_chislo_4._tsifra_4_-_21.10.2016.docx118.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Учитель: Сычёва Татьяна Евгеньевна

Предмет: математика, 1 класс

Тема урока  «Число 4. Цифра 4. Последовательность чисел от 1 до 4 в прямом и обратном порядке»

Тип урока:  урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями).

Цель:      - показать образование числа 4, научить, правильно, соотносить цифру 4 с числом предметов, писать цифру 4;

- повторить образование чисел 1,2 и 3, закрепить умение писать цифры 1,2 и 3.

Задачи: 

               - формирование информационных компетенций:  учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы,  

               обобщать;
             
- развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах,  группах.

Образовательные (предметные):

 • Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 1 до 4).

 • Развить умение распознавания цифры 4 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов).

 • Научить правильно писать цифру 4 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 4).

Развивающие (метапредметные):

- Регулятивные:

 • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные:

 • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

 • Подвести под понятие цифры и числа 4.

 • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

 • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.

 • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

 • Работать над использованием знаково-символичных средств.

 • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные:

 • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 • Формировать умение слушать и слышать друг друга.

 • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

- Личностные:

 • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

 • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

 • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

 • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

               

Оборудование:    - компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Число 4. Цифра 4»;

                               - поощрительные жетоны;

                             

                               - учебник «Математика», 1 класс, Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. «Рабочая тетрадь», 1 класс, Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все обучающиеся должны получить представление о составе числа 4.

Этапы работы/время

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

2 мин.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Я рада нашей новой  встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Ребята, покажите мне, пожалуйста, смайлики с вашим настроем на урок.

(Улыбка – хороший настрой, грусть –нет настроения)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Подготовка учащихся к данному уроку

Цель: проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу.

Метод: чтение стихотворения

Критерии:

- время, затраченное на организацию работы;

- готовность учащихся;

- время включения ребенка в учебную деятельность

2.

Устные упражнения и практическая работа

5 мин.

1) Счёт прямой и обратный от 1 до 10, от 6 до 10, от 7 до 3.

Лента цифр от 1 до 10

- Молодцы!

2) Игра «Покажи цифру». 

- Ребята, я сейчас буду показывать вам картинки, на которых изображены разные предметы в количестве 1,2 или 3.

- Вы должны показать мне числа с соответствующей цифрой.

3) Повторение.

- Положите перед собой одну палочку.

- Сколько палочек надо добавить, чтобы их стало две?

- Положите ещё одну палочку перед собой.

-  Сколько всего палочек стало?  (Две)

- Положите ещё одну палочку.

- Сколько всего палочек стало? (Три).

- Как получили число 3?

Учащиеся считают в прямом и обратном порядке.

Дети показывают карточки с соответствующими числами: 1,2,3

Дети работают со счетными палочками.

Сначала показывают одну палочку, добавляют еще одну, потом добавляют еще одну. Всего у них должно получиться три палочки.

Вывод:

К двум палочкам прибавили одну палочку.

Дидактические задачи:

- обнаружить пробелы;

- углубить знания по данной теме.

Цель: проверить у учащихся сформированность представлений о числе 3 и цифре 3.

Методы:

  1. Индивидуальная работа со счётными палочками.
  2. Метод организации совместной деятельности учащихся.
  3. Метод мотивирования учебной деятельности.

Чередование форм работы (индивидуальная,  общее обсуждение).

3.

Подготовка  к  восприятию нового материала. (Сообщение темы и постановка цели урока.)

Сообщение темы  (слайд 1)

Тема  урока: «Число 4. Цифра 4. Последовательность чисел от 1 до 4 в прямом и обратном порядке»

Задачи  урока:   правильно писать цифру 4 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 4).

Самостоятельное      целеполагание

Цель урока:

- показать образование числа 4, научить, правильно, соотносить цифру 4 с числом предметов, писать цифру 4;

- повторить образование чисел 1,2 и 3, закрепить умение писать цифры 1,2 и 3.

Осуществление личностно - ориентированного подхода к обучению через целеполагание.

Задача для учащихся:

нахождение ответов на поставленные вопросы.

4.

Б)

5

6

Изучение нового учебного материала.

2 мин

Работа по учебнику

3 мин

 

Физминутка – упражнения для снятия утомления с мышц туловища

Продолжение работы над темой урока

Изучение нового учебного материала:

 знакомство с числом 4.

1)Загадка

Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

- О каком числе говорится в загадке?

- Назовите в классе одинаковые четыре предмета.

- Положите перед собой три палочки. Добавьте ещё  одну палочку.

- Сколько палочек стало?   (Четыре)

2) Постановка темы и цели урока.

- Кто догадался? Какая тема сегодняшнего урока?

- Чему мы будем учиться на уроке?

3) Работа по учебнику на стр.62-63.

Беседа по картинке с объяснительным материалом.

- Сколько цыплят у курицы вылупилось раньше?

- Сколько стало теперь?

- Как получилось 4 цыплёнка?

На доску прикрепить пример (3+1=4)

- Какой цифрой мы обозначим число 4? Покажите.

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

-Рассказ учителя. 

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам.(Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13).

         В конце  11веке - начале 12 века  в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет». (Слайд 14).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

             «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство». ) (Слайд 15).

Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

- Работа с учебником. (стр. 56-57). (Слайд 16).

Сейчас вы сами прочитаете статью в учебнике стр.56-57 ,

Найдете ответ на следующие вопросы:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

3.Что такое киноварь? (краска оранже-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета)

4. Какими были книги в Древней Руси? (Слайды 17-19).(Описание книги учащимися)

Чтение статьи, ответы на вопросы.

 Цель: Проверить понимание прочитанного, умение выделять главное.

Учащиеся называют число 4.

Ответы учащихся: 4 книги, 4 стула, 4 карандаша и т.д.

Работают со счетными палочками.

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:

на уроке мы будем работать с новым числом 4,

 - считать предметы и правильно писать цифру 4.

Ответ: три

Ответ: четыре

Ответ: 3+1=4

Показывают цифру 4.

Чтение текста

Ответы на внутритекстовые и послетекстовые вопросы

Методы обучения:

  1. Использование ТСО.
  2. Беседа, наблюдение.
  3. Проблемное изложение материала.
  4. Использование иллюстративного материала.
  5. Демонстрация.

Форма изложения учебного материала – урок – практическая работа.

Выполнение заданий в учебнике

3 мин

Физкультминутка

1 мин

14 мин

Продолжение работы над темой урока

Работа в рабочей тетради.

- Положите на стол четыре 4 палочки.

- Теперь уберите одну палочку. Сколько стало?

-Как получили 3?

На доску прикрепить пример (4-1=3)

4) Зад.1.

- Сколько квадратов нарисовано  в каждом ряду? В каждом столбце?

- Какого цвета  квадраты?

- Посчитай, сколько квадратов каждого цвета в каждом ряду.

Зад.2.

- Рассмотрите рисунок. Назовите числа, написанные под точками.

- Сколько точек отмечено на прямой? Какая точка лежит между точками Б и Г?

- Какой буквой можно обозначить  точку, следующую за точкой Г? А следующее число?

5) Зарядка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

http://ifruzer.ru/uploads/images/f/i/z/fizminutka.jpgНа четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Работа со счётными палочками. Ответ: 3

Вывод: от четырех убрали один

Учащиеся считают

Ответ: 4

Ответ: красные, желтые, зеленые и синие

Ответ: 4

Рассматривают рисунок и  называют число 4.

Между точками Б и Г лежит точка В.

Ответ: Д и число 5

Выполняют упражнения зарядки

6) Работа на доске и в тетради.

На доске карточки с рядами чисел.

1,_3,4  4,3_1  1,2_4  4,3,2_

- Прочитайте  числа в каждом ряду. Каких чисел не хватает? Объясните почему?

- Откройте тетради, пропустите от прошлой работы 4 клеточки, на пятой клетке от начала  поставьте точку и запишите пропущенные цифры.

7) Организация работы в группах.

- Ребята, у вас на столах лежат разноцветные фигуры. Разбейтесь на группы по определённому цвету: красный, коричневый, зеленый.

- Каждой группе я приготовила карточки с заданиями. Ваша задача, поставить в пропущенных кружочках знак «+» или «-« так, чтобы получились верные записи.

1 _1=2    3_1=2     2_2=4

2_1=1     3_1=4     4_2=2

2_1=3     4_1=3     1_1_2=4

8) Письмо цифры 4.

- Рассмотрите написание цифры в учебнике на стр.63.

Показ написания цифры 4 на доске.

http://hischool.jofo.ru/data/userfiles/336/images/691009-propisi_4.gif- А сейчас давайте попробуем написать цифру 4 в рабочей тетради на стр.51.

- Ну, ребята, всем молчать!

Начинаем мы писать.

Вы пишите, не спешите,

Цифры лучше выводите!

Читают числа и   называют пропущенные.

Открывают тетради и записывают цифры:

2,3,1

Разбиваются на группы по цветам.

Выполняют задание на карточках

Работают с учебником стр.63.

Работают в рабочей тетради на стр. 51. Прописывают  цифру 4.

5.

Закрепление учебного материала

3 мин

1) Повторение изученного материала. Работа в рабочей тетради.

Зад.2.

- Рассмотрите рисунки.  К каждому множеству предметов запишите нужную цифру в правом верхнем углу.

Зад.7. Игра «Проследи путь бабочки»

-Проследите путь каждой бабочки. В клетке у старта напишите ту же цифру, что и на крыльях бабочки.

Записывают цифры: 4,4,3,4,2,1

Записывают цифры в клетках: 2, 1,3

Цель: проверка усвоения изученного материала

Формы и методы урока

- фронтальный контроль

- поощрение

6.

Итог урока

Рефлексия

2 мин

Урок длится 35 минут

Урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие  цели мы ставили в начале урока.

- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились?

- Что вам сегодня понравилось на уроке?

- Чему вы сегодня научились?

Самооценка на основе критерия успешности «Лестница успеха»

Оценка своей деятельности на уроке.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

- Кто сегодня всё понял, хорошо и активно работал – прикрепите смайлики на зеленую ступеньку лестницы.

 - Кто не совсем все понял, не очень был активен- прикрепите звездочку на желтую ступеньку.

 

 - И кто не понял, мало работал на уроке – прикрепите тучку на голубую ступеньку.

- Обратить особое внимание на тех детей, которые прикрепят фигуры тучки и звездочки.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня активно поработали и я надеюсь, что вам было интересно, и вы многому научились. Особенно мне хочется отметить тех ребят, которые сегодня хорошо работали и были моими помощниками.

Раздаются смайлики.

Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка)

учащиеся

Зеленая ступенька

Желтая ступенька

Голубая ступенька

Цель:

Подведение итогов урока, оценка деятельности, рефлексия.

Формы и методы:

- поощрение

Критерии оценивания:

- активность работы во время учебного процесса

- полнота, правильность и качество ответа


Использованная литература:

  1. Методическое пособие к учебнику «Математика» 1 класс, Г.В.Дорофеев,Т.Н.Миракова.
  2. Сеть «Интернет».

Приложение 1

Карточка №1

1 _1=2    

2_1=1    

2_1=3    

Карточка№2

3_1=2    

3_1=4    

4_1=3    

Карточка №3

  2_2=4

  4_2=2

  1_1_2=4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"

В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-5"

Можно использовать в 1 классе на уроках математики....

Разработка урока математики в 1 классе по теме "Числа 6, 7. Письмо цифры 6."

Предмет : математика по программе "Школа России" ФГОСКласс 1Тема "Числа 6, 7. Письмо цифры 6."Используемые технологии: ИКТ...