Графическое моделирование отношений равенства и неравенства.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Москвичева Наталья Станиславовна

Урок математики в 1 классе по системе Д,Б. Давыдова-В.В.Эльконина, учебник С.Ф.Горбов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grafich._modelirovanie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Графическое моделирование отношений  равенства и неравенства.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

·   способность  сравнивать фигуры по разным признакам,

-  умение графически описывать каждый случай сравнения,  

-  конструирование  способа описания сравнения величин.

Метапредметные

Регулятивные:

·    развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Познавательные:

·    интерес к исследовательской деятельности,

Коммуникативные:

- навыки культурного общения, толерантность

Личностные:

·    развитие  психических качеств – интеллекта, мышления, памяти, внимания, математической речи.

Задачи: 

-    Познакомить с новой записью графического моделирования отношений равенства и неравенства.

-    Организовать взаимодействие «учитель- ученик», «ученик – ученик».

Тип урока: Урок моделирования и преобразования модели.

Оборудование: компьютер, магнитофон, аудиозапись, карточки с заданиями, карточки рецептов, набор стаканов

Ход урока

Организационный этап.

Добрый день, дорогие друзья! И снова на урок приглашаю вас я.

Все ль на месте, все ль в порядке: ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать?

Как звучит наша учебная задача?

Д. Научиться сравнивать величины по разным признакам.

У. Кто, ребята, уже хорошо сравнивает величины? Кто затрудняется?

Д. У нас есть ребята, которые еще не совсем хорошо умеют сравнивать величины; что вы предлагаете сделать?

Д. Помочь детям, еще раз объяснить.

У. Как вы предлагаете построить нашу работу?

Д. Организуем работу в парах или в группах. Тот, кто хорошо разбирается, поможет человеку, который затрудняется.

У. Цель работы? Д. Выполнить задание на сравнение, помочь товарищу разобраться в ситуации.

У. Как нужно работать в паре, группе?

Д. Работать тихо, толерантно, дружелюбно.

Этап создания ситуации успеха.

У. Задание. Показать отрезками, равны или неравны объекты: по массе и по высоте.

Тетрадь. (Приложение 1).

Открывается доска. Дети рассказывают о том, как они выполнили задание, дорисовывают отрезки.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть на место сесть опять.

Игра « Шесть этапов пройдем, знания найдем».

Пока дети выполняли физкультминутку на доске (компьютере) возникали листы с цифрами:

1, 2, 3. 4, 5, 6.

У. Кто поставит цель дальнейшей работы?

Д. Открыть все этапы по порядку и выполнить задания.

Этап 1. Открывается загадка.

     Глядела цифра в зеркало И о сестре мечтала.
Но только свойства одного Его видать не знала.
И получила двойника. Как капелька водицы
Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
(шесть и девять)

Д.         Мы и без загадки догадались, что будем учиться писать сегодня цифры 6 и 9.

У. А как вы догадались?

У. А почему вы решили, что учиться писать будем не одну, а сразу две цифры?

Открывается второй  и третий листы с поэтапным написание цифр.

Анализ написания цифр, показ, письмо детьми.

У. Кто поставит цель работы?

Д. Написать цифры. Близко к образцу и проанализировать собственное письмо.

У. Как вы проанализируете? Под правильно написанными цифрами рисуем дугу, под неправильными ставим точки.

 Этап постановки  учебно – практической задачи.

У. Открываем  четвертый лист.

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… Д. Айболит. Появляется картинка доктора Айболита.

У. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, И медведица!

Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!

Ребята, а сколько больных пришло к доктору на лечение? Д. 5 больных.

Раздается телефонный звонок. Учитель берет трубку, отвечает. По лицу учителя видно, что что-то случилось.

У. Но вот случилась беда. Заболел наш доктор Айболит.

А уже… откуда-то шакал На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор, В Африку скорей.

И спасите, доктор, Наших малышей!»

Что же делать, ребята, как помочь заболевшим? Дети предлагают.

У. Просит доктор Айболит нас для начала научиться читать рецепты и согласно рецептам наливать лекарства в бутылочки для зверюшек. Открывается 5 лист.  Задание: налить лекарство антилопам.

            К доске выходят дети, читают отношение величин, зафиксированные отрезками, надевают халаты, шапочки, маски, берут мензурки  и согласно «Рецепту» разливают лекарство. Проверяется правильность выполнения задания.  Все приходят к выводу, что все сделано верно.

У. А теперь вы получаете рецепты и выписываете лекарство для больных сами. Перечертите с доски рецепт для антилоп, а для бегемотиков, обезьян, слонов составьте рецепты самостоятельно, по предложенной ситуации.

На столе у учителя две мензурки с равным объемом. (Приложение 2.)

У. Как удобно построить работу?

У. Цель работы?Д. Выписать рецепт, построив отношения величин.

Создание ситуации разрыва.

             Кто – то из ребят через некоторое время обязательно заметит, что на доске возникли картинки животных, где явно видно, что одна обезьяна маленькая, а другая большая, и т.д. Если дети этого не заметят, учитель скажет: «Стоп, ребята! Что же мы делаем? Животные отличаются по массе, а мы всем одинаково лекарство наливаем. Ведь, если маленькая доза, животное не вылечится, а если большая… Страшно подумать, какой вред мы можем принести своей некомпетентностью.

На доске рисуется вопрос. Анализ условий и решение задачи.

У. Давайте вернемся к первоначальным условия. (Ситуация для антилоп). Что мы видим?

Д.Отрезки неравные, а у нас равные.

У. Ребята, как неравные объемы, можно уравнять? Д. Нужно долить.

Учитель доливает воды, теперь в другом сосуде больший объем.

У. Видно ваш способ действия не работает.

Д. Да, Вы неправильный объем налили. Нужно столько, сколько не хватает.

У. Уточните, сколько я должна налить. Объемы разные, а мы их уравниваем, доливаем не просто произвольное количество, а… (дети могут и сами сказать – разницу).

 Открываем 6-й лист: разность, разница.

У. Значит, чтобы уравнять величины, можно долить разницу, т.е. добавить  именно разницу.

А как еще можно уравнять величины?

Перед  детьми два сосуда, в одном томатный сок налит до краев.

У. Как же нам поступить. Как уравнять, если доливать нельзя. Д. Нужно отпить разницу.

Один ребенок отпивает разницу между стаканами (томатный сок).

У. Значит второй способ уравнивания – разницу отнимают. Теперь мы смело можем сказать, что никто из животных не погибнет, мы правильно каждому отмерим нужную порцию лекарства.

Учитель включает запись:      -Ребята, спасибо вам, что вы пришли на помощь мне и больным зверюшкам, а еще и сделали новые математические открытия. Успехов вам, ребята.

Итоговая рефлексия.

У. Ребята, с сегодняшней темой, которая звучит так: «Графическое моделирование отношений равенства и неравенства» мы удачно справились.   Что сегодня дома вы будете рассказывать своим родителям?

Д. Нашли два способа уравнивания величин: можно прибавить разницу, можно отнять разницу.

У. Способы уравнивания открыты. Какую цель ставим на следующий урок?

Д. Учиться пользоваться открытыми способами уравнивания.  

У. Урок окончен, удачного дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Объем. Площадь. Длина. Графическое моделирование"

Цель:задания направлены на выделение новой для детей характеристики — свойства объекта — объема.Примерное время проведения:20-30 минут.Материалы и оборудование:Коробки, крупа, нитки (д...

Графическое моделирование в работе над задачами

Составленные схемы к разным видам задач и показаны способы решения...

графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции

Педагогический проект ·Моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития....

Решение задач методом графического моделирования

Для того чтобы решить задачу, необходимо построить ее математическую модель, а затем применить известные методы для нахождения числового значения искомых величин.Условное изображение предметов, взаимо...

методический семинар "Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство формирования знаково-символической компетенции"

Методический семинар "Графическое моделирование на уроках литературного чтения как средство  формирования знаково-символической компетенции"  из опыта работы Бургановой И.В. С...

«Работа над текстовыми задачами в начальной школе. Графическое моделирование»

В своей деятельности стремлюсь к сотворчеству учителя и ребенка, направленное на развитие познавательной активности, творческого потенциала, раскрытие и реализацию индивидуальных возможностей....

Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий

Важной особенностью содержания современного начального образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Особое место от...