Урок математики "Сравнение долей"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Безрукова Светлана Анатольевна

Урок проводится  с целью формирования у учащихся умения сравнивать доли с опорой на рисунок и без него, закрепления  умения читать и записывать доли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сравнение долей.

Задачи урока:

Познавательные ууд:

1.Актуализировать знания о долях.

2.Формировать умение сравнивать доли с опорой на рисунок и без него.

3.Закрепить умение читать и записывать доли.

Коммуникативные ууд:

1.Формирование умения работать в парах, в группе.

2.Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Регулятивные ууд:

1.Учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения.

2.Формировать умение выполнять свои действия.

3.Формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные ууд:

Учить осознавать смысл учения, важность изучения материала.

Оборудование урока:

Учебник- тетрадь Л.Г. Петерсон, 4 класс, 1 часть, прямоугольники из бумаги, листы с заданиями, яблоки.

1.Организационный момент. (Мотивация)  

  -Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Прочитайте высказывание ученого -  математика Нивена:
Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед.
- Как вы его понимаете? (Чтобы понять новый материал, нужно самому активно работать на уроке, а не смотреть, как это делает твой сосед)
- Да, ребята, нельзя изучать математику, не включаясь в работу, а наблюдать со стороны как это делает кто - то другой.
- Тогда за работу!

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Доли)

- Что называют долями? (Равные части целой мерки)

-Что означает запись 1/n? (Единицу разделили на n равных частей и взяли 1 такую часть)+

- Прочитайте доли? (Запись на доске 1/25, 1/6, 1/10, 1/3, 1/18)
- Как по – другому можно назвать полрубля, полночь? (Половина или ½). Четверть литра, четверть часа? (Четвертая часть или ¼). 

-Как можно назвать сотую часть метра? Тысячную долю тонны? Двадцать четвертую часть суток? Шестидесятую часть часа?

- Как вы считаете, вы все уже знаете про доли? (Нет)
- Правильно, ребята! Мы еще не все знаем про доли. Сегодня на уроке мы с вами сделаем еще одно открытие про доли, а какое вы об этом узнаете позже. А пока послушаем наших ребят, которые приготовили интересные сведения из истории дробей. (Сообщения детей)

- Я думаю, что нас дроби не смогут поставить в трудное положение, так как мы будем стараться преодолевать все трудности.

2.Актуализация знаний.

-Сравните, используя знаки >,< или =:

1/6 и ½      1/3 и 1/96.  ПРОБЛЕМА! (Не умеем сравнивать доли)

-Какова тема? (Записать в тетрадях «Сравнение долей»)

3.Постановка учебной задачи

-Чему будем учиться? ( Сравнивать доли)

-Каким способом будем действовать?

-Что означает 1/6 доля? ( Единицу разделили на 6 равных частей и взяли 1 часть)

-Отступите шестую долю единицы от начала луча. Где поставите точку?

-Теперь найдите место для ½ доли. (Надо найти половину единицы и отложить её от 0)

-А как найти место для любой n-ой доли? (Разделить единицу на n и отложить 1/n от 0)

-Молодцы! Поможет ли нам числовой луч сравнить 1/6 и ½? (Да,  1/6 левее, чем ½, значит   1/6 <  ½.)

-Почему так получилось, ведь 6 больше, чем 2? (Долей больше, а каждая доля меньше)

-Можете ли вы теперь сравнить    1/3 и 1/96, не выполняя построений на числовом луче?

-Проверьте, примерно, где будет расположена каждая из них (1/3 правее, чем 1/96, значит,  1/3 > 1/96.

4.Открытие новых знаний.

-Возьмите на столе прямоугольники, перегните их пополам, потом ещё раз пополам и ещё раз пополам… Что вы наблюдаете? (Долей становится больше, а каждая доля меньше.)

-У меня есть яблоко, если его разделить пополам, что будет больше – целое или половинка?

- Мне очень с вами хотелось бы поделиться, но что же сделать, чтобы каждый из вас попробовал яблоко? (Разрезать на равные части)

- Чтобы каждому досталось, на сколько равных долек надо разделить целое? ( На 24). Если каждую половинку разделить на 6 частей, то получится 12, если сложить их вместе и разрезать всё пополам, то получится 24 дольки.

-Что больше половинка или 1/24? (Половина)

-Какой сделаете вывод? Как сравнить две доли? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля и наоборот - чем меньше долей, тем каждая доля больше)

Вывод сравнивается с текстом в учебнике.

-Попробуем составить опорный конспект: работа в группах (рисуют на листочках фломастерами)

5.Физминутка.

6.Первичное закрепление.

-Мы с вами сделали очередное открытие, а теперь необходимо потренироваться.

Задания.

Стр. 68 №2. Образец комментирования: 1/7 – единица разбита на 7 равных долей; 1/5 - единица разбита на 5 равных долей. Чем больше долей, тем меньше каждая доля. 7>5, значит 1/7<1/5.

Стр. 68 №3. На доске и в тетрадях

а)   Х={7, 8, 9…}- бесконечное множество решений    

б)   Х={4,5,6}-конечное   множество решений    

7.Самостоят. работа с самопроверкой 

Стр. 68 №4 по вариантам с последующей проверкой.

8.Включение в систему знаний и повторения

- Мы с вами хорошо поработали над новым материалом, а теперь давайте выполним задания на повторение: решение задачи (стр.70 №10).

-Я предлагаю вам проверить ваши знания и сравнить доли (задания на листочках). А теперь проверьте свои работы.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

9.Рефлексия
- Какую цель мы ставили вначале урока? (Научить сравнивать доли)

- Достигли мы ее? (Да)
- Какое правило мы получили? (Чем меньше долей, тем больше каждая доля)
- Кому на уроке было трудно? Вы преодолели свою трудность?

- Что вам помогло при выполнении с.р.? (Эталон)

– У кого остались вопросы на конец урока?

– Кто хорошо разобрался в теме?

 - Попробуйте оценить свою работу? Работу класса?

- Если вы знаете, как сравнить доли, то поставьте плюс рядом с этим утверждением на листочках,  а если к тому же умеете сравнивать, то поставьте себе ещё 1 плюс.

Домашнее задание. Я предлагаю выполнить домашнее задание вместе с родителями: купить торт и попробовать   разделить его на 8 равных частей, сделав лишь 3 разреза. Я думаю, что сегодня вы хорошо потрудились и заработали кусочек торта. Ну, а наших гостей мы угостим яблоками, вкусными, сочными, из своих садов, и не дольками, а целыми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Доли" с презентацией

разработка урока математики для 3 класса  по теме "Доли"...

Конспект урока "Судьба доли в науке и в жизни"

Урок по математике для 3 класса по теме: "Доли"...

Конспект урока "Нахождение доли числа»

Конспект урока "Нахождение доли числа»...

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...