Задания по математике 2016
олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему
Задания по математика по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_kl_pnsh.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели:
- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
- Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010
Захарова О.А., Юдина Е.П.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология
организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Учебно-методические пособия для учителя
Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Программа по курсу «Математика»:
Авторская программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Общая характеристика курса «Математика»
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника- формирование способностей к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс математики, изложенный в учебниках 1-4 классов УМК «Перспективная начальная школа», имеет целью:
– Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
– Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
– Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций
Описание места курса «Математики» в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и программой по математике предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс. 3 класс четыре часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Содержание курса «Математика»
3 класс (136 часов)
Числа и величины (10 ч)
Нумерация и сравнение многозначных чисел.
Получение новой разрядной единицы - тысяча. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение.
Единицы массы - грамм. Тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1кг=1000г), между тонной и килограммом (1т=1000кг), между тонной и центнером (1т=10ц).
Арифметические действия (46 ч)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36 ч)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10 ч)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины (14 ч)
Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1км=1000м).
Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1м=1000мм), дециметр и миллиметром (1дм=100мм), сантиметром и миллиметром (1см=10мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.
Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20 ч)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Математика»
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники) | 14 | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов | 14 14 | Многоразового использования |
Технические средства обучения | ||
Ноутбук | 1 | |
Игры | ||
Настольные развивающие игры. Конструктор | 3 1 |
Тематическое планирование по Математике для 3-го класса
Раздел | Номер урока | Тема урока | ||
Дата | Кол-во часов. | |||
1. Повторение | 1 | Начнем с повторения | 1 | |
2 | Начнем с повторения | 1 | ||
3 | Начнем с повторения | 1 | ||
4 | Самостоятельная работа № 1. Практическая работа «Что находится внутри Земли?» | 1 | ||
2. Умножение и деление | 5 | Умножение и деление | 1 | |
6 | Табличные случаи деления | 1 | ||
7 | Учимся решать задачи | 1 | ||
8 | Плоские поверхности и плоскость | 1 | ||
9 | Изображения на плоскости | 1 | ||
10 | Куб и его изображение | 1 | ||
11 | Поупражняемся в изображении куба | 1 | ||
12 | Самостоятельная работа № 2. Практическая работа «Помогите Пете Семёнову» | 1 | ||
3. Класс тысяч | 13 | Счет сотнями и «круглое» число сотен | 1 | |
14 | Десять сотен; или тысяча | 1 | ||
15 | Разряд единиц тысяч | 1 | ||
16 | Названия четырехзначных чисел | 1 | ||
17 | Разряд десятков тысяч | 1 | ||
18 | Разряд сотен тысяч | 1 | ||
19 | Класс единиц и класс тысяч | 1 | ||
20 | Таблица разрядов и классов | 1 | ||
21 | Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 | ||
22 | Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел | 1 | ||
23 | Самостоятельная работа № 3. Практическая работа «Много ли на Земле льда?» (Начало) | 1 | ||
4. Сложение и вычитание столбиком | 24 | Метр и километр | 1 | |
25 | Килограмм и грамм | 1 | ||
26 | Килограмм и тонна | 1 | ||
27 | Центнер и тонна | 1 | ||
28 | Поупражняемся в вычислении и сравнении величин | 1 | ||
29 | Таблица и краткая запись задачи | 1 | ||
30 | Алгоритм сложения столбиком | 1 | ||
31 | Алгоритм вычитания столбиком | 1 | ||
32 | Составные задачи на сложение и вычитание | 1 | ||
33 | Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | ||
34 | Самостоятельная работа № 4. Практическая работа «Много ли на Земле льда?» (Окончание) | 1 | ||
5. Свойства умножения | 35 | Умножение «круглого» числа на однозначное | 1 | |
36 | Умножение суммы на число | 1 | ||
37 | Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | ||
38 | Запись умножения в строчку и столбиком | 1 | ||
39 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 | ||
40 | Сочетательное свойство умножения | 1 | ||
41 | Группировка множителей | 1 | ||
42 | Умножение числа на произведение | 1 | ||
43 | Поупражняемся в вычислениях | 1 | ||
44 | Самостоятельная работа № 5. Практическая работа «Где хранится пресная вода?» | 1 | ||
6. Задачи на кратное сравнение | 45 | Кратное сравнение чисел и величин | 1 | |
46 | Задачи на кратное сравнение | 1 | ||
47 | Поупражняемся в сравнении чисел и величин | 1 | ||
Сантиметр и миллиметр | 1 | |||
48 | Миллиметр и дециметр | 1 | ||
49 | Миллиметр и метр | 1 | ||
50 | Поупражняемся в измерении и вычислении длин | 1 | ||
51 | Изображение чисел на числовом луче | 1 | ||
52 | Изображение данных с помощью диаграммы | 1 | ||
53 | Диаграмма и решение задач | 1 | ||
54 | Учимся решать задачи | 1 | ||
55 | Самостоятельная работа № 6. Практическая работа «“Многоэтажная” атмосфера Земли» | 1 | ||
7. Исследование треугольников | 56 | Как сравнить углы | 1 | |
57 | Как измерить угол | 1 | ||
58 | Поупражняемся в измерении и сравнении углов | 1 | ||
59 | Прямоугольный треугольник | 1 | ||
60 | Тупоугольный треугольник | 1 | ||
61 | Остроугольный треугольник | 1 | ||
62 | Разносторонний и равнобедренный треугольники | 1 | ||
63 | Равнобедренный и равносторонний треугольники | 1 | ||
64 | Поупражняемся в построении треугольников | 1 | ||
65 | Составные задачи на все действия | 1 | ||
66 | Самостоятельная работа № 7. Практическая работа «Облака» | 1 | ||
67 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
68 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
8. Умножение на двузначное число | 69 | Умножение на однозначное число столбиком | 1 | |
70 | Умножение на число 10 | 1 | ||
71 | Умножение на «круглое» двузначное число | 1 | ||
72 | Умножение числа на сумму | 1 | ||
73 | Умножение на двузначное число | 1 | ||
74 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | ||
75 | Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | ||
76 | Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное | 1 | ||
77 | Самостоятельная работа № 8. Практическая работа «Сказочный мир горных пещер» | 1 | ||
9. Свойства деления | 78 | Как найти неизвестный множитель | 1 | |
79 | Как найти неизвестный делитель | 1 | ||
80 | Как найти неизвестное делимое | 1 | ||
81 | Учимся решать задачи с помощью уравнение | 1 | ||
82 | Деление на число 1 | 1 | ||
83 | Деление числа на само себя | 1 | ||
84 | Деление числа 0 на натуральное число | 1 | ||
85 | Делить на 0 нельзя! | 1 | ||
86 | Деление суммы на число | 1 | ||
87 | Деление разности на число | 1 | ||
88 | Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 1 | ||
89 | Самостоятельная работа № 9. Практическая работа «Жизнь под Землей» | 1 | ||
10. Измерение и вычисление площади | 90 | Какая площадь больше? | 1 | |
91 | Квадратный сантиметр | 1 | ||
92 | Измерение площади многоугольника | 1 | ||
93 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | ||
94 | Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное | 1 | ||
95 | Умножение на число 100 | 1 | ||
96 | Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 1 | ||
97 | Квадратный метр и квадратный дециметр | 1 | ||
98 | Квадратный метр и квадратный сантиметр | 1 | ||
99 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 | ||
100 | Задачи с недостающими данными | 1 | ||
101 | Как получить недостающие данные | 1 | ||
102 | Умножение на число 1000 | 1 | ||
103 | Квадратный километр и квадратный метр | 1 | ||
104 | Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 1 | ||
105 | Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | 1 | ||
106 | Квадратный миллиметр и квадратный метр | 1 | ||
107 | Поупражняемся в использовании единиц площади | 1 | ||
108 | Вычисление площади прямоугольника | 1 | ||
109 | Поупражняемся в вычислении площадей и повторим пройденное | 1 | ||
110 | Самостоятельная работа № 10. Практическая работа «Природное сообщество – аквариум» | 1 | ||
11. Решение задач | 111 | Задачи с избыточными данными | 1 | |
112 | Выбор рационального пути решения | 1 | ||
113 | Разные задачи | 1 | ||
114 | Разные задачи | 1 | ||
115 | Учимся формулировать и решать задачи | 1 | ||
116 | Самостоятельная работа № 11. Практическая работа «Озеро Байкал» | 1 | ||
12. Деление | 117 | Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз | 1 | |
118 | Делении «круглых» десятков на число 10 | 1 | ||
119 | Деление «круглых» сотен на число 100 | 1 | ||
120 | Деление «круглых» тысяч на число 1000 | 1 | ||
121 | Устное деление двузначного числа на однозначное | 1 | ||
122 | Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 | ||
123 | Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное | 1 | ||
124 | Построение симметричных фигур | 1 | ||
125 | Составление и разрезание фигур | 1 | ||
126 | Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 | ||
127 | Считаем до 1000000 | 1 | ||
128 | Действия первой и второй ступени | 1 | ||
129 | Действия первой и второй ступени | 1 | ||
130 | Измеряем. Вычисляем. Сравниваем | 1 | ||
131 | Геометрия на бумаге в клетку | 1 | ||
132 | Как мы научились формулировать и решать задачи | 1 | ||
133 | Самостоятельная работа № 12. Практическая работа «Стены Древнего Кремля» | 1 | ||
134 | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
135 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
136 | Подведение итогов | 1 |
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения:
Обучающиеся должны знать;
- читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
- представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
- производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
- применять сочетательное свойство умножения;
- выполнять группировку множителей;
- применять правило умножения числа на сумму и суммы на число;
- применять правило деления суммы на число;
- воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;
- находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
- воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
- выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
- выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
- использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
- применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
- распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
- распознавать виды треугольников по величине углов и по длине сторон;
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
- строить прямоугольник заданного параметра;
- строить окружность заданного радиуса;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников - 2015-2016 уч.г.) -олимпиадные задания по математике в 4 классе
В олимпиадные задания входит изученный материал по всей начальной школе в усложнённом виде. готовые бланки заполняются самими учащимися в начале олимпиады....
Конкурсное задание "Я – УЧИТЕЛЬ 2016"
Конкурсное задание "Я – УЧИТЕЛЬ 2016"...
Рабочая программа по математике 2016-2017 уч.г.
Программа разработана по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс....
Календарно-тематическое планирование по математике 2016-2017
УМК "Перспективная начальная школа"...
Итоги олимпиады по математике 2016-2017 4класс
Итоги олимпиады 2016-2017 27сентября...
Приказ об итогах олимпиады по математике 2016/2017 уч. год
Итоги школьного этапа Всероссийской олимипиады школьников по математике...