Порядок выполнения действий в выражениях. 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Шиленок Людмила Григорьевна

 Урок математики по учебнику Н.Б. Истоминой "Математика. 3 класс" поможет организовать деятельность учащихся, направленную на открытие знаний о порядке действий в выражениях, усвоение правил выполнения арифметических действий в выражениях, формирование универсальных учебных действий, обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Сургут

Подготовила

учитель начальных классов

Шиленок Людмила Григорьевна

Урок математики по учебнику Н.Б. Истоминой "Математика. 3 класс"

УМК «Гармония»

Тема урока: Порядок выполнения действий в выражениях.

Цель:

  • Образовательная:

- организовать деятельность учащихся, направленную на открытие знаний о порядке действий в выражениях, усвоение правил выполнения арифметических действий в выражениях, формирование универсальных учебных действий, обучающихся;

      - обеспечить условия для развития у школьников умений видеть и формулировать проблемы, находить сходство и различие в числовых выражениях, выбирать числовые выражения, соответствующие правилу и правило, соответствующее числовому выражению, расставлять порядок выполнения действий в схеме числового выражения, преобразовывать числовые выражения, работать по алгоритму, применяя на практике новые знания;

  • Развивающая:

- развивать познавательный интерес к математике и логическое мышление, через создание проблемных ситуаций; вычислительные навыки, математическую речь, способствовать творчеству, повышению мотивации учащихся к дальнейшему изучению предмета;

  • Воспитывающая:

- воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследований, умение работать сообща, в парах, рациональному использованию времени, чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения:

- словесный

- наглядный

- практический

- проблемно- поисковый

Технологии, применяемые на уроке:

  • Технология деятельностного подхода в обучении.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • Групповая.
  • Парная.
  • Индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, магнитная доска.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

II. Актуализация знаний.  

Устные упражнения.    

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

соотнести свои действия с используемым способом действий,  выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель:

1) поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм;  

2) зафиксировать новый способ действия. 

Физ. пауза.

Цель: снять утомление и напряжение.

V. Реализация построенного проекта. Цель: зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: усвоить учащимися новый способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

VII. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. Цель:

закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

III. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

IX. Домашнее задание.

-Друзья мои!

Вам сегодня предстоит нелёгкая работа в мире Математики. Чтобы справиться со всеми трудностями, понять законы этой науки, я хочу вам пожелать внимания, в трудных ситуациях вспомнить и применить ранее полученные знания, активно высказывать свое мнение и рассуждать.

- Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу внимания, быстрой реакции, сообразительности, удачи.

  Ребята, сегодня на уроке нашим помощником будет компьютер. Он выдаст нам математические задания, памятки для решения математических заданий и готовые ответы для проверки.

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

- Найдите значение выражений и запишите в тетрадь только результаты вычислений.

Слайд 2.

98-40+2-28

18+6-13+14

47+38-64+18

270:90.3.2

(32, 25, 39, 18)

- На новой строке запишите эти числа в порядке убывания.

(39, 32, 25, 18)

- Какую закономерность заметили в числовом ряду? (Д: числа уменьшаются на 7)

- Продолжите ряд, сохраняя данную закономерность.

(39, 32, 25, 18, 11, 4)

- Назовите лишнее число. (Д: число 4, т.к. оно однозначное).

- На какие две группы можно разбить эти числа? (Д: на четные и нечетные).

- Запишите ниже только четные числа. (32, 18, 4)

Слайд 3.

     Работа в парах. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга, сверив строки с записями на слайде. Не забудьте включить в оценку аккуратность работы и правильность написания цифр. (Ребята оценивают работы, указывая на неправильность и небрежность в записях. За правильность и аккуратность ставят на полях знак +.)

- Какие действия встретились в выражениях? (Д: +, - , * , : )

- В каком порядке выполняли действия? (Д: по порядку).

- Как вы думаете, обязательно выполнять арифметические действия в определенном порядке? (Выводы ребят)

- Проверим:

Слайд 4.

  1      2

8-3+4=9

  2     1

8-3+4=1

- В первом выражении действия выполним по порядку.

- Во втором выражении найдём сначала значение суммы, а затем из 8 вычтем это значение.

- Что заметили? (Д: сами выражения одинаковы, а их значения разные.)

- Что это значит? (Д: порядок действий в таких выражениях менять нельзя)

- А если в наших выражениях будут присутствовать другие арифметические действия, а также скобки?

Слайд 5.

        +        :        -        . (        +        )

- Сегодня на уроке нам надо в этом разобраться.

- Какая цель нашего урока? (Д: узнать в каком порядке нужно выполнять действия в выражениях и на учиться решать выражения с разными знаками действий и со скобками)

- Разработаем критерии по которым каждый из вас сможет оценить полученные знания и умения, а также свою деятельность в конце урока.

- Умеете ли вы решать выражения данного типа? Почему? (Д: не знаем, как правильно нужно их решать)

- Это будет нулевая отметка.

- Назовите критерий верхней отметки. (Д: умею решать такие выражения)

- Что бы научиться, что для этого нужно? (Д: знать правила, закономерности.)

- Это будет второй критерий, который вам поможет справиться с поставленной целью.

Слайд 6.

Работа с учебником. С. 70      

- Познакомьтесь с темой урока. Она соответствует поставленной цели?

№ 212.

- Сравните выражения в каждой паре. (Д: числа одинаковые, а действия разные).

- Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? (Д: только действия +и-)

- Чем похожи все первые выражения в каждой паре? (Д: только действия . и :)

- Назовите значения этих выражений.

- В каком порядке выполняли действия? (Д: по порядку)

Слайд 6.

- Я тоже выполнила действия по порядку.

                                                                 3   2   1

72-9-3+6=72

- Вы согласны с моей версией?

- Какой вывод можно сделать? (Д: действия надо выполнять в определенном порядке: слева направо)

- Прочитайте вывод ученых и скажите: он совпадает с нашим?

Правило №1

- Что вы для себя уяснили?

Слайд 7.

56-8+9+7 = 64                        72:9. 3:6.2=8

56-(8+9)+7 = 46                     72:9. 3:(6.2)=2

- Чем отличаются друг от друга выражения в каждом столбике?

(Д: числа и действия одинаковые, только добавили скобки)

- Как думаете, значения выражений в каждом столбике будут одинаковы?

- Проверим.

- Значения каких выражений вы уже умеете находить?

- Как будете действовать? (Д: считать слева направо по порядку)

- Назовите значения этих выражений. (Д: 50 и 8)

- Как можно найти значения вторых выражений? (Д: из прошлых уроков нам известно: сначала надо выполнить действия в скобках, а потом остальные действия по порядку слева направо)

- Найдите значения оставшихся выражений, прокомментировав каждое действие. (комментарии учеников)

- Какой вывод можно сделать? (Д: в выражениях, где есть скобки, сначала выполняется действие в скобках, а потом + или -, * или : , слева направо по порядку)

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три -  в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Работа с учебником. С. 70

№ 214.

- Сравните выражения в каждой паре? (Д: числа одинаковые, но разные действия, есть скобки)

- Назовите те выражения, которые у вас смогут вызвать затруднение. (Дети называют выражения)

Слайд 8.

18+24: 8-2= 19                            

63:7+8. 4=41

18+24: (8-2)=22

- В каком порядке будете находить значение первых двух выражений?

- У кого какое мнение? (Ребята выходят к доске и пробуют доказать свою точку зрения.)

- Прочитайте правило №2.

- Сейчас вы сможете найти значения этих выражений?

-Расставьте на слайде действия по правилу. (Ученики у доски объясняют выбор действий и записывают значения выражений)

- Зная первые два правила, давайте порассуждаем и найдем значение третьего выражения. (Ученики выходят к доске, расставляют действия с объяснением и записывают ответ.)

- Проверим наше мнение с мнение ученых. Правило №3.

- Составим алгоритм своих действий.

1.    (     )

2.   .   или:

              3.    + или –

1) - Теперь вы сможете расставить порядок действий в нашем выражении? (Ребята у доски указывают порядок действий).

Слайд 9.

                5         3            6           4             7             2          1

        +        :        -        .        - (        +        :        )

Слайд 10.

Работа в парах.

2) – Из заданий № 212, № 213, № 214 выпишите по одному выражению к каждому правилу и найдите их значение.

- Какие выражения выписали к 1 правилу? Ко 2 правилу? К 3 правилу?

Слайд 11.

                       Работа в группах.

- Сейчас нам предстоит поработать в группах и расставить порядок действий на каждой схеме.

Работа в ТПО №1,   с.71 №131

- Каждый из вас должен прокомментировать одноклассникам свой выбор в одном выражении.

(Учитель корректирует работу групп)

       

 Самостоятельная работа.

Работа в ТПО №1,  с.71 №132

- Прочитайте внимательно задание.

- Выполните задание самостоятельно.

-Тем, кто уверен в себе, предлагаю выполнить задание у доски.

- Проверьте вашу работу с записями на доске.

(коррекционная деятельность)

- Поднимите руку, кто решил примеры без ошибок.

-В будущем мы все должны научиться безошибочно находить значения различных выражений.

 - Какова была цель урока?

- Достиг ли урок поставленной нами цели?

- Что удалось нам сегодня открыть на уроке?

(Порядок выполнения действий в выражениях)

- Расскажите, что вы теперь знаете?

(Ребята повторяют алгоритм).

- У нас осталось немного времени, чтобы оценить, насколько каждый из вас достиг той цели, которую мы поставили в начале урока.

- Ещё раз посмотрите на критерии. На полях своей тетради отметьте ваш уровень.

-Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные знания?

- Оцените себя в этом уроке, нарисовав на полях смайлик.

Слайд 12.

- Несколько уроков мы будем работать над этой темой, поэтому я уверена, что каждый из вас сможет безошибочно находить значения таких сложных выражений.

Слайд 13.

№ 216, №217.

- Вам надо расставить порядок действий по алгоритму и вычислить значения выражений.

Слайд 14.

Спасибо за урок!  

Все были молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 3 классе

Слайд 2

Устный счет 98- 40+2-28 18+6-13+14 47+38-64+18 270:90 3 2 Найдите значение выражений и запишите в тетрадь только результаты вычислений.

Слайд 3

Проверка: 32, 25, 39, 18 39, 32, 25, 18 39, 32, 25, 18, 11, 4 32, 18, 4

Слайд 4

8-3+4= 9 1 8-3+4= 2 1 1 2 Порядок действий в выражениях менять нельзя!

Слайд 5

+ : _ . ( + ) Цель: познакомиться с правилами порядка действий.

Слайд 6

Работа с учебником 72 - 9 – 3 + 6 = 72 Вычисления выполняем: по порядку слева направо 1 2 3 с. 70.

Слайд 7

56-8+9+7 = 56-(8+9)+7 = 72:9 3:6 2= 72:9 3:(6 2)= 64 8 46 2

Слайд 8

18+24: 8-2= 63:7+8 4= 18+24: (8-2)= 19 41 22

Слайд 9

+ : _ . ( + ) 1. ( ) 2. . или : 3. + или – слева направо по порядку

Слайд 10

№ 212, 213, 214 С. 70 - 71 1 в. Правило 1 1 в. Правило 2 1 в. Правило 3

Слайд 11

1. ( ) 2. . или : 3. + или –

Слайд 12

   ?

Слайд 13

Правила, Т. № 216, 217 Домашнее задание

Слайд 14

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Карточка 1

 1.Реши задачу:

 Мальчик купил на 52 руб. 4 одинаковые тетради. Сколько таких

 тетрадей можно купить на 91 руб.?

 2. Выполните действия:

 3*19 88:2 (56+ 34): 18

 96:6 77:7 84 -12* 3

 64:4 18*4 36:3 + 39

 3. Найди неизвестное число: 23*Х = 69

 4*. Вычисли периметр пятиугольника, каждая сторона которого равна 12 см.

 Карточка 2

 1. Реши задачу:

 Из 51 м ткани можно сшить 17 одинаковых платьев. Сколько

 метров ткани пойдёт на 13 таких же платьев?

 2. Выполните действия:

 78:3 14*6 67+91:7

 66:11 96:8 (56-28)*2

 5 *12 99:9 12*5 – 35

 3. Найди неизвестное число: 80: Х=16

 4*. Начерти в тетради квадрат со стороной 4 см.Вычисли периметр и площадь.

 Карточка 3

 1. Реши задачу:

 Наташа купила на 16 руб. 4 одинаковые открытки. Сколько таких открыток можно купить на 28 руб.?

 2. Выполните действия:

 13*3 24*4 14*7 55:5

 18*4 19*5 18*2 96: 12

 29*3 25*3 48: 4 76:19

 3. Вычисли значение выражений удобным способом:

 ( 17 + 38): 5 (20+ 8) * 3

 4. Найди неизвестное число: 24*Х = 72

 Карточка 4

 1. Реши задачу:

 36 л молока разлили в бидоны, по12л в каждый, и 48л молока в бидоны, по 16 л каждый. Сколько бидонов потребовалось?

 2. Выполни действия:

 7*14 56:4 91:13 90:5 65:13

 48*2 48:12 76:4 14*5 3*29

 2. Найди числовое значение выражения:

 а:б +28, если а=45,б=15

 3. Начерти в тетради прямоугольник длиной 6см, а шириной на 3см меньше. Вычисли его площадь и периметр.

 Карточка 5

 1. Реши задачу:

 В магазин привезли 72кг печенья, по 12кг в каждой коробке, и 60кг конфет, по 15кг в каждой коробке. Сколько всего коробок печенья и конфет привезли в магазин?

 2. Выполни действия:

 6*17 51:3 4*13 92:23 6*12

 38:2 84:21 60:4 32:16 99:11

 3.Вычисли значение выражений удобным способом:

 (17+38):5 (20+8)*3

 4.Найди неизвестное число: 24*Х=72

 Карточка 6

 1. Реши задачу:

 Пять ящиков печенья весят 75 кг.Сколько весят 3 ящика конфет, если ящик конфет весит на 7 кг больше, чем ящик печенья?

 2. Вычисли:

 54:3 81:27 66:11 35*2

 69:3 80:16 75:15 40:10

 36:12 80:5 18*4 13*7

 3. Реши уравнения:

 80-(7+Х)=53 Х-16=54

 Карточка 7

 1. Реши задачи:

 Хозяйка купила 6 чашек по 3 рубля за каждую, и 12 тарелок по 2 рубля за каждую. Сколько всего хозяйка израсходовала денег?

 2. С одной колхозной пасеки привезли 36кг мёда, а с другой 48кг.Весь мёд разлили в бидоны по 7кг в каждый. Сколько понадобилось таких бидонов?

 3. Вычислите сторону квадрата, если его периметр равен 68см.

 Карточка 8

 Реши задачи:

 1. Школьники посадили 4 ряда яблонь по 15 яблонь в каждом ряду, и 3 ряда слив по 18 слив в каждом ряду. На сколько больше школьники посадили яблонь, чем слив?

 2. У продавщицы было 28 красных гвоздик и 14 белых. Она сделала из них букеты по 7 цветков в каждом. Сколько получилось букетов из этих гвоздик?

 3. Периметр треугольника с тремя равными сторонами равен 36 см. Найди сторону треугольника.

 Карточка 9

 1.В ларёк привезли 12 ящиков винограда по 8 кг в каждом .До обеденного перерыва продали 32 кг.Во сколько раз больше винограда осталось, чем продали?

 2. На два одинаковых костюма пошло 8м ткани. Сколько таких костюмов можно сшить из 44 м ткани?

 3.Начерти прямоугольник длиной 4см , шириной 3 см.вычисли его периметр и площадь.

 Карточка 10

 1. В мастерской было 84 м ткани. Часть этой ткани израсходовали на пошив 12 платьев, употребив на каждое по 4 м.На сколько метров ткани израсходовали больше, чем осталось?

 2. За два кресла заплатили 36 рублей. Сколько можно купить таких кресел на 90 рублей?

 3. Периметр треугольника с тремя равными сторонами равен 24 дм. Чему равна его сторона?

 

Карточка 11

 1. Выполни действия:

 45*2:9         34:17         21*4

 57:3*4 75:15 23*3

 24*3:6 90:15 4*24

 2. Реши уравнения:

 Х*6=72-36 32:Х=64:8

 3. Сравни выражения:

 17:17 и 17:1 65*0 и 65*1

 Карточка 12

 1. Выполни действия:

 3*24:12           45:5                   36*2

 62:2*3           45:3                 28*3

 91:7 *5         70:14                 4*25

 2. Реши уравнения:

 7*Х=100 – 51 Х : 6= 21:3

 3. Сравни выражения:

 28:1 и 28:28 34*1 и 34*0

 Карточка 13

 1. Выполни действия:

 11*7+23 56:14 *19 72:18 +7*8

 23+ 27*2 60:15 *13 86-78:13

 2.Реши уравнения:

 Х :6 = 11 75 : Х=17+8

 3.Сравни выражения (поставь знак )

 (20 + 8)*2 и 28 *2 (7+ 4)*4 и 7*4 + 4*4

 Карточка 14

 1.Выполни действия:

 45*2:9 34:17 21*4

 57:3*4 75:15 23*3

 24*3:6 90:15 4*24

 2. Реши уравнения:

 Х*6=72-36 32:Х=64:8

 3. Сравни выражения:

 17:17 и 17:1 65*0 и 65*1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Порядок выполнения действий в выражениях". 3 класс. Программа "Гармония"

Урок построен по технологии проблемно-диалогового обучения: постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск решения....

Презентация к уроку "Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, с действиями I и II ступени"

Данная презентация может использоваться на уроке математики во втором классе по системе Л.В.Занкова....

Урок математики по теме "Порядок выполнения действий в выражениях. Решение задач" 3 класс

Презентация к уроку математики в 3 классе по программе "Гармония", разминка, задачи с самопроверкой....

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками. Решение задач выражением.

Данный урок был разработан и проведён в 3 классе по программе УМК "Гармония"...