«Письменное умножение многозначного числа на двузначное число».
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Артемьева Альбина Ильясовна

Конспект урока математики в 4 инклюзивном классе с детьми с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.odt32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4 инклюзивном классе

 с детьми с ЗПР

Дата проведения урока №101: 16.03.16 (среда).

Тема урока: «Письменное умножение многозначного числа на двузначное число».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Задачи урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)

Предметные: формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы; исследовать,  представлять, анализировать данные.

Для детей с ОВЗ: формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы.

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; способствовать умению анализировать свои действия и управлять ими, развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала; воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие, любовь к точным наукам, любовь к природе.

Для детей с ОВЗ: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; способствовать умению анализировать свои действия и управлять ими, развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала; воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие, любовь к точным наукам, любовь к природе.

Метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установлению причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; учить  слушать собеседника и вести диалог; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Для детей с ОВЗ: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установлению причинно-следственных связей, построения рассуждений; учить  слушать собеседника и вести диалог; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)

Учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи  на движение; составлять и решать обратные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Для детей с ОВЗ: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи  на движение; составлять и решать обратные задачи; работать в парах.

Учащиеся получат возможность: формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;  ставить вопросы по ходу выполнения задания; выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.; развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок; формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для детей с ОВЗ: учащиеся получат возможность ставить вопросы по ходу выполнения задания; развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль правильности действий; формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, таблица с алгоритмом умножения на двузначное число.

Специфика применения педагогических технологий в инклюзивном классе.

В классе обучается ребенок с ЗПР. Планирование урока в инклюзивном классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи, предусматривает в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают информационные технологии. Поэтому на своем уроке часть заданий демонстрируется на экран с помощью проектора.

На уроке использованы здоровьесберегающие технологии (физкультминутка составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ).

Для ребенка с ОВЗ подобраны дифференцированные задания.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму.

Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя.

На уроке применяются следующие коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование).

Практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).

Оценочные методы (поощрение, оценка).

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.

Название этапа урока

Цель этапа

Предполагаемый результат

Формулирование задания для детей (главное слово-глагол)

Деятельность учителя (применяемые технологии)

Деятельность учащихся

Форма организации деятельности учащихся

Условия для детей с особыми образовательными потребностями

I.Организационный момент.

Активизация учащихся.

 

 Учащиеся контролируют свои действия.

-Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть на уроке математики, давайте, для этого я вам прочитаю стихотворение:

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

Проверяю готовность к уроку. -Проверьте, на парте  должны лежать учебник математики, тетрадь и пенал.

Проверяют готовность к уроку, записывают число, «классная работа» в тетрадях.

Фронтальная.

Оказать помощь в организации рабочего места.

II.

Актуализация

изученного

материала.

Повторить и закрепить ранее изученные приемы устных вычислений, видов задач.

Ученики принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют задания творческого  и поискового характера, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса.

  1. Устный счет.

Круговые примеры (на интерактивной на доске): 360х2, 720:4,900:15,1800:2,240:80,3х600,60х6,280:7,40х6,18:2,180+100

  1. Работа над задачами:
  • В древности люди считали железо драгоценным металлом. Археологи на острове Крит нашли серебряное кольцо, покрытое железом, массой 40 г. Серебро составляло девять десятых частей массы кольца. Сколько граммов железа содержало кольцо? (40:10=4(г))
  • Периметр какого участка больше — квадратного участка почтальона Печкина со стороной 250 дм или прямоугольного участка дяди Федора со сторонами 20 м и 30 м? ((200+300)х2=250х4)
  • Найдите площадь квадрата , периметр которого равен 3 м 20 см. ((320:4)х(320:4)=6400(см2))

Организую фронтальную и индивидуальную работу. -Устно выполните вычисления, проведите стрелки от примера к примеру.

 -Слушайте задачу, запишите решение выражением.

Работают с информацией.

Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выполняют задания по инструкции.

Формируют собственное   мнение и аргументируют его.

Фронтальная, индивидуальная на доске.

Работа у доски, при затруднении подсказка.

Работает над задачами по индивидуальной карточке.

III.

Мотивация к

учебной

деятельности

постановка темы и целей урока.

Формировать  интерес к учебной задаче.

Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют задание поискового характера, учатся выполнять письменное умножение на двузначное число, читают равенства, используют математическую технологию.

  • Прочитайте выражение.

57х45

  • Какой закон умножения вы будете использовать , чтобы решить пример? ( Распределительный: заменим множитель 45 суммой разрядных слагаемых: 57х40+57х5=2280+285=2565)
  • Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.)
  • Какой еще способ вы можете предложить? (Выполнить действие столбиком.)
  • Кто хочет выполнить запись на доске? ( Выходит желающий ученик.)
  • С какого ряда начнем умножение столбиком? (С единиц.)
  • Выполните умножение на единицы. Какое произведение получилось? (285.)
  • Запиши единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.
  • Выполните умножение на десятки. Какое произведение получилось? (2280.)
  • Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи сместите влево.
  • Сложите произведения.

( Учитель открывает запись на откидной доске.)

  • Сравните вашу запись с записью на доске.
  • Что вы заметили? ( Из произведения, полученного при умножении на десятки, убрали ноль.)
  • Изменился результат? Почему? ( При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.)

Определение темы и цели урока.

 Ответьте на вопросы.

 Сделайте вывод.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Формируют собственное   мнение и аргументируют его.

Фронтальная, индивидуальная на доске.

Слушает объяснение учителя, вступает с диалог.

 Перед собой имеет образец записи письменного приема умножения.

Выполняет запись по образцу.

После выполнения задания  получает  похвала с пояснением.

 

  • Какая запись удобнее?
  • Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умножение на двузначное число столбиком.)
  • Сформулируйте тему урока. (Письменное умножение на двузначное число.)

Определяют задачи и формулируют тему урока.

Повторяет формулировку темы урока.

IV. Физкультминутка.( составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ)

Повысить мотивацию к обучению, снизить утомляемость и перенапряжение в ходе учебного процесса.

Учащиеся понимают, принимаю инструкцию.

Так проворны наши руки-

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад-

С ними можно полетать!

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать,

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

Побуждаю к действию,  отдыху.

Выполняют упражнения, повторяют рифмованные строки.

Фронтальная.

Обратить дополнительное внимание на выполнение упражнений.

V. Работа по теме урока.

Познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число.

Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют задание поискового характера, учатся выполнять письменное умножение на двузначное число, читают равенства, используют математическую технологию.

Работа по учебнику.

  • Проверьте. Правильно ли мы выполнили умножение столбиком. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.44.
  • Составьте алгоритм умножения на двузначное число:

1. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками.

2. Умножаем первый множитель на число единиц.

3. Получаем первое неполное произведение.

4. Умножаем первый множитель на число десятков.

5. Начинаем записывать под десятками.

6. Получаем второе неполное произведение.

7. Складываем неполные произведения.

8. Читаем ответ.

Выполняем №156,157.

Ориентирую на сравнение, побуждаю к составлению алгоритма умножения, помогаю понять и запомнить.

Выполняют инструкцию, сравнивают,делают выводы, составляют устно алгоритм умножения. №156 выполняют коллективно с комментированием по алгоритму. №157 (первые три примера кол-но, последний-сам-но). Взаимопроверка,  самооценка.

Фронтальная,в паре, индивидуальная.

Во время самостоятельной работы  оказать помощь, использовать таблицу-карточку алгоритма умножения на двузначное число,  проверить, при необходимости исправить ошибки, объяснить,  похвалить после  выполнения работы.

VI.

Закрепление

изученного

материала.

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Формировать навык определения и верного выбора решения.

Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу,  устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений, умеют слушать и слышать,  моделируют с помощью схематических чертежей и решают задачи на движение, составляют и решают обратные задачи, выполняют задание творческого и поискового характера, имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. 

Работа по учебнику.

№158

-Прочитайте задачу.

-Как кратко записать условие? (Сделать чертеж.)

-Что известно в задаче? Что нужно найти?

-что найдем первым действием? (Общую скорость, или скорость удаления.)

-Как мы узнаем скорость второго самолета? (Из общей скорости удаления вычтем скорость первого самолета.)

-Запишите решение задачи самостоятельно.

Решение:

1)270:10=27(км/мин)-скорость удаления

2)27-15=12(км/мин).

Ответ: скорость второго самолета 12км/мин.

-Составьте обратные задачи и решите любую из них.

Даю методические рекомендации при составлении краткой записи, задаю вопросы для составления плана решения, создаю условия для самостоятельной записи решения на доске и в тетради, рекомендую провести проверку и самопроверку.

Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные-в тетрадях.

Один ученик работает у доски. Далее выполняется самопроверка.

Ученики, решавшие разные задачи, записывают решения на доске. Проводится проверка, самооценка.

Тем, кто справится с  задачами быстрее остальных, дополнительно можно предлагается выполнить №154

Фронтальная, индивидуальная на доске, индивидуальная с детьми ОВЗ.

Работа в тетради, перед собой видит образец чертежа на карточке, вступает в диалог с учителем и учениками,  дополнительное объяснение, помощь при оформлении  краткой записи и решении, пользуясь образцом записи на доске.

 Похвала за выполнение работы.

При составлении  обратных задач (одной из них)  пользуется образцами чертежей. Провожу индивидуальную работу при  решении задачи.

Записывает решение, пользуясь формулами.

VII.

Рефлексия.

Формирование навыка самоконтроля  и самооценки.

 

Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу,  осваивают начальные формы рефлексии.

  • Самостоятельно выполните задание «Проверь себя» (с.44), далее проведите взаимопроверку.

  • Оцените свою работу на уроке.

  • А теперь покажите какое у вас настроение       (солнышко, тучка, солнышко с тучкой ).

 

Направляю внимание на самостоятельное выполните задания.

 Организую взаимопроверку и самооценку.

Слушают учителя,  выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить. Работают в паре при взаимопроверке.

Индивидуальная, работа в паре.

Сокращаю объем задания для  самостоятельной работы.

 Проверка  проводится учителем.

Помогаю оценить свои достижения.

VIII.

Итог

урока.

Обобщение полученных знаний.

Ученики полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к процессу учения.

  • С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
  • Какие правила надо помнить при записи умножения на двузначное число столбиком?
  • Какие задачи мы решали сегодня?

  • Закончите предложение:
  • На уроке время прошло ……… (быстро).
  • Мы повторяли …………… (…).
  • Самое интересное задание было ……... (... ).

Задаю вопросы ученикам.

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение.

Фронтальная. 

При участии похвалить за ответ.

IX.

Домашнее

задание.

Контроль и анализ  деятельности учащихся.

 Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свои действия.

  • Выполните дома №159 (с.44) в тетради, №160 (устно),  запишите в дневник.
  • Как красиво стало в классе!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Рады наши гости и, конечно, я!

Солнце – это счастье,

Правда же, друзья!

Скоро прозвенит звонок.

Собери же ты, дружок,

Аккуратно, по порядку

Книги, ручки и тетрадки.

Объясняю форму выполнения домашнего задания. Контролирую запись домашнего задания  в дневнике. 

Записывают домашнее задание, приводят в порядок свое рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная.

Учитель помогает ребенку с ОВЗ записать задание в дневнике и убрать рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число.

Урок математики по теме "Письменное деление многозначных чисел на двузначное." 4 класс по программе "Школа России". Урок посвящен дню космонавтики. Его можно проводить как в классе для детей нормы, та...

Презентация к уроку математики в 4 классе ("Школа России") по теме " Деление и умножение многозначных чисел на двузначное число"

Урок математики интегрирован с ОБЖ. Учащиеся не только  упражняются в решении примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел, но также вспоминают правила дорожного движения, знакомятс...

Урок математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»

Технологическая карта урока математики на тему  «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число» 4 класс...

Урок математики в 4 классе по теме "Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число" по ФГОС

Урок математики по программе "Школа России". Цель: Создать условия для формирования знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение многозначного числа на...

конспект урока по математике 4 класс Школа России тема: " Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число".

Урок" открытия" новых знаний. Цель: создать условия для формирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково- исследовательскую деятельность....

Урок математики в 4 классе по теме: Умножение многозначных чисел на двузначное число. УМК "Школа России"

Урок математики по теме: Умножение многозначных чисел на двузначное число. 4 класс. Учебник М.Моро и др. УМК "Школа России". В ходе урока идет совершенствование навыка письменного умножения ...