Тема: Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Методическая разработка урока математики (3 класс) с использованием проблемно-диалогического обучения. Содержит сценарий проведения урока и презентацию. Все сведения и правила о дробных числах воспринимаются учащимися как факт, задачи решаются по четко отработанному алгоритму, часто школьники не задумываются о возможности применения полученных знаний в жизни человека. Дробные числа прочно вошли в нашу повседневную жизнь и их применение не заканчивается на уроке математики в школе.В процессе изучения темы учащиеся должны смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дробными числами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Класс: 3
Тема: Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление
Тема | Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел. |
Цель и задачи | Смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дробными числами; активизировать опыт учащихся по использованию дробных чисел в жизни: провести практическую работу по группам на деление реальных предметов на части при помощи дробных чисел; продолжить формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения неравенств; развивать логическое мышление через решение логических задач. Задачи урока: 1.Образовательные:
2.Развивающие:
3.Воспитательные:
|
Ожидаемый результат | Формируемые в рамках урока УУД |
- формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения неравенств - - привить навыки работы в группах; - развивать навык самооценки - применять и совершенствовать умения учащихся излагать материал, - развивать устную речь; - воспитывать интерес к математике, - воспитание толерантности и гуманности | Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Личностные:
|
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение, русский язык, физкультура | Фронтальный опрос. Работа в парах. Групповая работа. | Учебник. Компьютер. Проектор. Мультимедийная презентация . |
Ход урока
Ход урока
I.Организационный момент
1.Учитель: Я прочитаю вам притчу.
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»
- Как вы думаете, подходит ли эта притча к нашим занятиям по математике?
(рычаг Архимеда)
Дети: Я думаю, подходит: очень важно правильно использовать наши знания.
- Я думаю наш урок поможет вам правильно использовать знания математики в жизни.
II. Актуализация знаний
1. Математическая разминка.
- День начинаем с утренней гимнастики, а мы начнём урок с зарядки для ума.
Логическая задача.
Летели гуси: один впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя. Сколько всего было гусей, и как они летели?
(Ответ показываю на доске, используя бумажных гусей).
- Подумайте, как сформулировать задачу, если гусей будет на 1 больше, а лететь они будут так же?
Летели гуси: один впереди, а три позади; один позади, а три впереди; два между двумя. Сколько всего было гусей, и как они летели?
III Введение в тему.
1.Загадка
Предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока.
У вас есть три попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:
– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
– это частые прерывистые звуки, например "барабанная…”;
– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.
(Это слово – "Дробь”.)
-Ребята, кто готов сообщить тему нашего урока?
- Что мы сегодня будем исследовать?
- Что такое дробь? С точки зрения математики.
- Проверим нашу гипотезу?)
IV Постановка проблемы. Практическая работа в группах.
1.Задание для групп.
- Разделите поровну между всеми учениками вашей группы конфеты, которые вам достались. (4 группы: 7 ч. – 21 конфет, 6 ч. – 12 конфет, 6 ч – 6 конфет, 2 ч. – 1 конфета)
- Каким действием решали задачу?
- Запишите решение.
- Сколько досталось каждому члену группы? (- Сколько досталось Вике члену группы?)
- Как записали ответ четвёртая группа?
- Записать ответ этой задачи натуральным числом, нельзя, ведь каждый ученик 4 группы половину конфеты.
( ученики к доске)
- Вместо слова половина часто говорят одна вторая, так как каждому ученику досталась одна из двух частей конфеты.
- Одна вторая – дробное число, или дробь.
-Что бы вы хотели узнать по этой теме?
1
2
- Записывать дроби мы будем учиться на следующем уроке.
Справка из истории математики
В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать.
В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.
- Как же нужно было записать ответ задачи?
V. «Открытие «нового материала»
-Как называются числа, которые мы используем при счёте?
- Какое открытие мы сейчас сделали? Какие ещё есть числа в математике?
VI. Продолжение работы по теме урока.
- У каждой группы есть предметы. На сколько частей они разделены? Возьмите 1 кусочек. Какую часть взял каждый ученик группы? Не забудьте, что вы всем хотите показать, сколько частей вы взяли.
(обсуждение в группах)
- А кто попробует записать дробное число? дробь?
Физкультминутка
VII . Работа над пройденным материалом.
1.Работа с учебником с71 №397
Задача №397 (карточка №….) (дифференцированный подход)
Кг за 1 день | Количество обитателей | Всего кг | ? | |
Жеребят | 54 кг | 6 | ? | |
Лошадей | ?, в 2 раза > | 8 | ? |
Кг за 1 день | Количество обитателей | Всего кг | ||
Жеребят | ||||
Лошадей |
- Определите данные и искомые в этой задаче.
- Назовите данные в этой задаче?
- Назовите искомые?
- Сделайте вывод? (составная)
- Решите задачу. Запишите решение.
(обсуждение)
2.Решение неравенств № 396 (девочки, мальчики). Обязательно решить 1 неравенство. Кто захочет – два.
(обсуждение)
VIII.Продолжение работы по теме урока.
-Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала…
- Какую часть дюжины достала Мартышка? (половина – это одна вторая)
-Кто попробует записать дробное число, дробь?
Возьмите карточку № 2
(Работа в парах)
Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме. Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?
(24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило).
- Автор этих произведений?
VII Рефлексия
- Как называются числа, которые мы используем при счёте?
- Какое открытие мы сегодня сделали? Какие ещё есть числа в математике?
- Задайте себе вопрос: «Зачем мне нужны эти знания?»
- У нас 55 конфет. Их нужно разделить поровну между учениками класса. Сколько конфет получит каждый? (решить практически)
- Самый смелый попробует записать количество конфет дробным числом.
Придумайте свою задачу с дробными числами, для другой группы.
Карточка №3 оценочный лист.
Оцените свою работу:
Я работал отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно.
Я работал хорошо, но не в полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
- Отложите в сторону оценочный лист.
Поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь – левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.(дети хлопают )
-Сегодня мы поднялись на верхние ступени математики.
- А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. Пусть тепло вашей души согревает ваших друзей .
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...
проверочный тест по теме "Дроби" 3 класс
проверочный тест по теме "Дроби" 3 клас система Занкова, учебник Аргинской...
Урок в 4 классе по ОС "Школа 2100". Тема "Дроби"
«Математику уже потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов Работая в школе 20 лет – особое внимание уделяла преподаванию математики. Считаю, что исключительно велика роль...
Урок математики в 4 классе на тему "Дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби"
Данный урок разработан согласно требованиий технологии проблемно - деятельностного метода обучения. Использован учебник математики и методические рекомендации Л.Г.Петерсон. В презентации предста...
"Запись дробных чисел с разными числителями"
Познакомить с образованием, чтеием и записью дробных чисел...
"Запись дробных чисел с разными числителями"
Познакомить с образованием, чтением и записью дробных числ с разными числителями...
"Опасности вокруг нас". Классный час, посвящённый рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни.
Классный час "Опасности вокруг нас"Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работаЦели и задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной ...