Олимпиадные задания по предметам начальной школы, 4 класс
олимпиадные задания по математике (4 класс) по теме

Образовательный потенциал предметных олимпиад - те ресурсы, которыми обладают олимпиады с точки зрения формирования ума, личностных характеристик. В настоящее время предметные олимпиады рассматриваются как одна из форм организации внеурочной деятельности учащихся и могут проводиться на разных уровнях. Традиционно предметные олимпиады выступают средством расширения кругозора учащихся, формирования интереса к предмету, стимулирования интеллектуального развития. В то же время они позволяют выявить одаренных учеников. Разработанные олимпиады по предметам начальной школы для учащихся 4 классов можно использовать как для подготовки к олимпиаде, так и просто в качестве увлекательных занимательных упражнений для развития мышления и смекалки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада 4 класс

Литературное чтение

Задание 1.

«Сказки А.С. Пушкина глазами экономиста». Прочитайте газетные заметки. Подумайте, какие сказки напоминают вам эти «экономические новости»:

  1. Проблемы молодежи

Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вести из российской глубинки

В российской провинции, пенсионер нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней, привели к плачевным результатам.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2 балла)

Задание 2.

Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Определите, какие художественные средства используются в следующих выражениях:

а) «вьюга злилась» _________________________________________________

б) «как бледное пятно» _____________________________________________

в) «великолепными коврами» ________________________________________

(3 балла)

Задание 3.

Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции. Ответы внесите в таблицу.

  1. «А в это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошко и говорит потихоньку:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит…»

  1. «Прорубил лёд, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».

  1. «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля».

  1. «А у царя во дворе крик да слёзы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж».

  1. «Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством».

  1. «Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня».

Элементы композиции

Эпизоды сказки (их номера)

Зачин

Завязка действий

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Концовка

(3 балла)

Задание 4.

Рассмотрите иллюстрации и запишите названия русских народных сказок.

_______________________________                _______________________________

__________________________        _______________________________

_________________________        _______________________________

Запишите фамилии русских художников, которые иллюстрировали данные сказки.

(5 баллов)

Задание 5.

Представьте, что у сказочных героев есть мобильные телефоны, и они начали писать друг другу sms – сообщения. Попробуйте угадать, кто из сказочных героев мог написать такие sms – сообщения. Запишите героя сказки и ее название. Ответы занесите в таблицу следующим образом: персонаж – название сказки.

sms

Персонаж

Название сказки

«Прощайте. Пойду жену искать, Марью Моревну, прекрасную королевну»

_________________

_________________

_________________

«Эх, говорит, - через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

_________________

_________________

_________________

«Беда! Дочка царская пропала! Очень тужу по ней. Королевич…»

_________________

_________________

_________________

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой...»

_________________

_________________

_________________

«Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернуться мои утки, которых я отпустила»

_________________

_________________

_________________

(5 баллов)

Задание 6.

Растолкуйте значения следующих былинных слов. Ответы занесите в таблицу.

Былинные слова

Ответы

Ой ты гой еси!

Калики перехожие

Супостат

Поленицы (поляницы)

Замуравела

(5 баллов)

Задание 6.

В библиотеке на полках книги расставили по жанрам. Распределите книги по полкам (запишите номер), соответствующему жанру. Ответы занесите в таблицу.

  1. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
  2. А.К. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  3. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
  4. Ю. Олеша «Три толстяка»
  5. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  6.         Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
  7.         В.В. Бианки «Тайна ночного леса»
  8.         Н.Н. Сладков «Бюро лесных услуг»

Жанр произведения

Роман - сказка

Повесть

Сказка

Рассказ

Номер произведения

(4 балла)

Задание 8.

Соотнесите фамилию с именем и отчеством писателя, а затем найдите соответствующее название произведения. Ответы занесите в таблицу по образцу.

Произведение

Имя и отчество автора

Фамилия автора

«Каменный цветок»

  1. Александр Мелентьевич

а) Паустовский

«Приключения Алисы»

  1. Виталий Георгиевич

б) Волков

«Барбос и Жучка»

  1. Кир

в) Губарев

«Семь подземных королей»

  1. Константин Георгиевич

г) Катаев

«Дудочка и кувшинчик»

  1. Павел Петрович

д) Куприн

«Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

  1. Валентин Петрович

е) Булычёв

«Тёплый хлеб»

  1. Александр Иванович

ж) Лагерлёф

«Королевство кривых зеркал»

  1. Сельма

з) Бажов

Произведение

Имя и отчество автора

Фамилия автора

«Каменный цветок»

5

з

«Приключения Алисы»

«Барбос и Жучка»

«Семь подземных королей»

«Дудочка и кувшинчик»

«Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

«Тёплый хлеб»

«Королевство кривых зеркал»

(7 баллов)

Задание 9.

Прочитайте рассказ О.К. Кожуховой.

Забыть о себе, а другу помочь

Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых можно понять, только приблизившись к ним, увидев их не в шумном обществе, не на собрании, а в кругу друзей, в кругу семьи или даже наедине. Не на словах, а в молчании, в добром взгляде, в улыбке лучше всего раскрывается такой человек.

Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. Не один раз помочь, а много раз, с неудобством для себя. Вот тогда это подлинная доброта, а не порыв, не движение напоказ.

Добрый человек и в трудный для себя час тоже добр и может забыть о себе, а другу помочь.

Сделайте анализ рассказа, опираясь на данные вопросы.

  1. Найдите и запишите главную мысль текста.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. По каким приметам можно распознать доброго человека?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Что автор называет «пробным камнем для всякого дела»? Как вы это понимаете?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Подберите и запишите пословицу к этому тексту.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(4 балла)

Задание 10.

Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках по вертикали прочитаете имя деревянного мальчика, который в Стране Развлечений превратился в осла.

  1. Один из ослов, превращённых Незнайкой в коротышек.
  2. Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля.
  3. Имя мальчика, которого гном превратил в крошечного человечка.
  4. Мальчик, семь лет бывший белкой у злой колдуньи Крейтервейс и получивший прозвище Карлик Нос.
  5. Мальчик, вместе с Валей выпивший уменьшающую жидкость.
  6. Мальчик, который со своим другом Костей Малининым превращался в воробьёв, бабочек и муравьёв.
  7. Коротышка, друг Буковки, которого Незнайка превратил в ослика.
  8. Мальчик, который напрасно терял время и был за это превращен злыми волшебниками в старика.

(9 баллов)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Олимпиада 4 класс

Русский язык

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Укажите, в каком слове ударение падает на 3 слог:

а) библиотека;        г) комбайнер;

б) хозяева;        д) положил

в) красивее;

  1. Укажите выражение, в котором неправильно образована форма имени существительного во множественном числе родительного падежа:

а) побеги яблонь;                г) пять килограммов;

б) салат из помидоров;        д) нет сапог

в) покупка носок;

  1. Укажите, в каком слове двойные согласные СС относятся к корню:

а) ссылка;        г) восстание;

б) ссора;        д) русский

в) воссоединение;

  1. Укажите, какие слова нужно добавить к слову «проще», чтобы получился фразеологизм:

а) парного молока;        г) соленого огурца;

б) пареной репы;        д) вареной картошки

в) вяленой воблы;

  1. Укажите те однокоренные слова, в корне которых все безударные гласные надо проверять:

а) веселый;        г) весело;

б) веселиться;        д) повеселел;

в) веселье;        е) развеселился

  1. Укажите, к какой «тройке» существительных неправильно по смыслу подобрано общее определение-прилагательное:

а) подушка, характер, требования         - «мягкий»

б) друг, ответ, выигрыш                 - «верный»

в) старик, вопрос, воображение       - «главный»

г) нитка, тетрадь, работа                  - «тонкий»

д) дуб, держава, талант                           - «могучий»

  1. В каждой группе подчеркните «четвертый лишний» фразеологизм:

а) хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

б) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

в) во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

  1. Укажите словосочетания:

а) зелёный и оранжевый;        д) волчий хвост;

б) из-под камня;        е) полет кукушки,

в) мудрая мысль;         ж) рано проснуться;

г) журавли курлыкали;         з) у дома.

(7,5 баллов)

Задание 2.

Определите лексическое значение французского слова ЛЮТЭР с помощью следующих французских слов, выделив для этого в словах необходимые морфемы.

«ЛЮТЭ» – бороться        «ВОЕЖЭР» – путешественник

«ВОЕЭЖ» – путешествие                            «ЛЮТ» – борьба

«ВАНДЭР» – продавец        «ЛЭТЭР» – чтец

ЛЮТЭР - ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(2 балла)

Задание 3.

Какие нарицательные существительные в начальной форме можно составить из звуков [к], [м], [о], [с] так, чтобы каждый звук был использован только один раз? Запишите получившиеся слова.

_______________________________________________________________________

(2 балла)

Задание 4.

Закончите предложения, записав соответствующий термин из раздела «Лексика».

  1. Слова приобрести (что-либо) и обзавестись (чем-либо) являются

________________________________________________________________________

  1. Слова пришвартоваться и отчалить являются

________________________________________________________________________

  1. Слова (металлургический) завод и завод (часов) являются

________________________________________________________________________

  1. Слова идут (торги) и идут (часы) являются

________________________________________________________________________

(2 балла)

Задание 5.

Подберите к каждому слову такие синонимы, чтобы из первых букв получилось название басни И.А. Крылова.

судно -         __________________________________________________

солдат -         __________________________________________________

деятельный -         __________________________________________________

выращивать -         __________________________________________________

полный –         __________________________________________________

один –         __________________________________________________

способный -         __________________________________________________

(8 баллов)

Задание 6.

Прочитайте стихотворение. Выпишите слова, в которых есть окончание - О

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4 балла)

Задание 7.

Составьте и запишите семь сложных слов с соединительной гласной, используя по одному разу корни из каждой колонки.

мир        строить

единый        хранить

любить        жить

общий        знать

взаимный        душа

машина        любить

вода        помощь

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(7 баллов)

Задание 8.

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих,  жаркое,  мороженое,  светило

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4 балла)

Задание 9.

Вставьте в пословицы вместо пропусков имена числительные.

На _______________ якорях корабль легче держится.

Умная голова _________________ голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Что знают _______________, то знают сотни.

В сентябре ______________ ягода, да и та горькая рябина.

Напишите еще две пословицы, в которых используются числительные.

  1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(4 балла)

Задание 10.

Прочитайте лингвистическую сказку и ответьте на вопросы.

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Вопросы:

  1. Кто же оказался «Чужаком» среди родственников Воды?

_________________________________________________________________________

  1. Почему родственники не сразу приметили «Чужака»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите любых трёх родственников «Чужака».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(3,5 балла)



Предварительный просмотр:

Олимпиада 4 класс

Математика

Задание 1.

К каждому заданию запишите ответы. Решения приводить не требуется (по 2 балла за каждое задание).

  1. Тетрадный лист бумаги сложили пополам 5 раз, каждый раз меняя направление сгиба. Затем отрезали от полученного прямоугольника 4 угла и лист развернули. Сколько дырок внутри листа оказалось?

ОТВЕТ____________________________________________________________

  1. Рост Буратино 1 метр, а длина его носа раньше была 9 сантиметров. Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как только нос стал длиннее самого Буратино, тот врать прекратил. Сколько раз Буратино соврал?

         ОТВЕТ____________________________________________________________

  1. Имеются 3 коробки и 3 предмета: монета, игрушечная черепаха и горошина. У каждой коробки есть только один предмет, причём:

- Зелёная коробка находится левее голубой;

- Монета находится левее горошины;

- Красная коробка стоит правее черепахи;

- Горошина правее красной коробки.

В какой коробке монета?

         ОТВЕТ____________________________________________________________

  1. Виталик написал на грани кубика 1, повернул и на соседней грани написал 2, затем вновь повернул и написал 3, и т.д. Так он пронумеровал все грани кубика числами от 1 до 6. Какая максимальная сумма может быть у номеров двух противоположных граней?

         ОТВЕТ____________________________________________________________

  1. Известно, что «микс» 36 равен 18, «микс» 325 - 30, «микс» 45 - 20, «микс» 30 равен 0. Найдите «микс» 531.

        ОТВЕТ____________________________________________________________

  1. Три лебедя, три рака и четыре щуки собрались тащить воз с поклажей. Оказалось, что для этого им необходимо расположиться по кругу так, чтобы ни три лебедя, ни три рака, ни три щуки не оказались рядом. Кроме того, не рекомендуется, чтобы три соседних места занимали лебедь, рак и щука в каком угодно порядке. Расположите их всех по кругу так, чтобы выполнялись все эти условия.

Примечание: предложенное количество фигур дает возможность найти разные варианты решений, но не забудьте при этом указать правильный вариант.

(12 баллов)

Задание 2.

В настольной игре перед её началом одну карточку кладут на стол, а остальные раздают поровну между игроками. Какое наименьшее число карточек может быть в этой игре, чтобы в неё можно было играть вдвоём, или втроём, или вчетвером, или впятером, или вшестером?

(3 балла)

Задание 3.

Однажды на вечеринке разговаривали четверо друзей.

Глория заявила: «Я всегда говорю меньше шести слов».

Рико ответил: «А в моем предложении не больше восьми слов!»

Алекс высказался: «Глория и Рико сейчас говорят правду».

Марти мрачно добавил: «Но сегодня кто-то: Алекс или Глория солгал».

Определите, кто в этот раз солгал, а кто сказал правду. Объясните решение.

(4 балла)

Задание 4.

Как трем человекам при помощи двухместного мотоцикла преодолеть расстояние 60 км за 3 часа? Скорость мотоцикла 50 км/ч, а скорость пешехода 5 км/ч.

(4 балла)

Задание 5.

Как разделить круг тремя прямыми на 4, 5, 6, 7 частей? Покажите на рисунке.

(4 балла)

Задание 6.

Иван – царевич попросил взять у царя одно яблоко из его сада. Царь разрешил. Пошёл Иван – царевич к саду и видит: весь сад огорожен тройным забором, причём каждый забор имеет одни ворота, вход в которые охраняет сторож. Подошёл Иван – царевич к первому и говорит: «Царь разрешил мне взять одно яблоко из сада». На что сторож ему сказал: «Возьми, но при выходе отдашь мне половину тех яблок, что возьмешь и еще одно». Эти же слова повторили Ивану второй и третий сторожа, охранявшие другие ворота. Сколько яблок должен взять Иван – царевич, чтобы после того, как он отдаст положенную часть трём сторожам, у него осталось одно яблоко. Объясните решение.

(4 балла)

Задание 7.

На доске были написаны примеры на сложение. Заменили одинаковые цифры одинаковыми буквами, а разные – разными. Получилось, что Д+В+А+Ж+Д+Ы+Д+В+А = 20, а Т+Р+И+Ж+Д+Ы+Т+Р+И = 50.

Чему может быть равно Д+В+А+Ж+Д+Ы+Т+Р+И?

(6 баллов)

Задание 8.

Лиса Алиса и Кот Базилио – фальшивомонетчики. Базилио делает монеты тяжелее настоящих, а Алиса – легче. У Буратино есть 15 одинаковых по внешнему виду монет, но какая – то одна – фальшивая. Как двумя взвешиваниями на чашечных весах без гирь Буратино может определить, кто сделал фальшивую монету – кот Базилио или Лиса Алиса? Объясните решение.

(8 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы

Олимпиадные задания для учащихся начальной  школы   (математика,  русский  язык,  литература,  ом)...

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы 3-4 кл.

Архив материалов для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку и математике для учащихся 3 и 4 классов....

Олимпиадные задания по информатике, начальная школа

Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!Использова задания с:http://konkurskit.or...

Олимпиадные задания по математике, начальная школа

Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!...

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы по русскому языку

Олимпиадные задания для 1-4 классов по русскому языку...

Олимпиадные задания по предмету "Математика" 4 класс

Оригинальные познавательные и интеллектуальные задания позволяют раскрыть способности младших школьников, повысить их интерес к предмету, развивают творческую инициативу. Приводятся  ответы на за...

Олимпиадные задания по предметам (1-4 класс)

Олимпиадные задания по всем предметам 1-4 классы для подготовки....