Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Рогозина Екатерина Алексеевна

Конспект урока математики в 3 классе. Тема: Изучение приема умножения двузначного числа на однозначное (23*4).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx135.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 3 классе

Тема: Изучение приема умножения двузначного числа на однозначное (23*4)

Цель: создание условий для овладения учащимися вычислительного приема умножения двузначного числа на однозначное.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  1. формирование умения выполнять вычисления вида 23*4
  2. закрепление знания свойств умножения – переместительное свойство, свойство умножения суммы на число
  3. совершенствование навыка табличного умножения
  4. закрепление умения складывать двузначные числа
  5. совершенствование умения умножать двузначные числа, оканчивающиеся 0 на однозначное число.
  6. закрепление умения составлять обратные задачи
  1. Метапредметные
  1. развитие умения работать с информацией, представленной в разных формах (текстовой, графической)
  2. развитие мыслительных операций сравнения и классификации за счет выполнения упражнений
  1. Личностные
  1. формирование навыков самостоятельной работы
  2. формирование навыков работы в группе
  3. развитие умения самоконтроля и самооценки, рефлексии собственной деятельности

Оборудование

Для учителя

Для учащихся

  1. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 2. т (Второе полугодие). [М. И. Моро, м. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др]. – 6-е изд. –М.:Просвещение,2008.-96 с.:ил. Стр. 8-9
  2. Ивашова О. А., Останина Е. Е. Учусь вычислять. Внетабличное умножение и деление. Рабочая тетрадь по математике. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», СПб.:  «Издательство “Дрофа” Санкт-Петербург», 2007. – 48 с.
  3. настенная таблица «Внетабличное умножение и деление» из набора таблиц Ивашова О. А., Останина Е. Е. «Таблицы по математике»
  4. ЭОР- анимация «Умножение 23*4»из ИУМК «Открываю законы родного языка, математики и природы»
  5. Карточки для самостоятельной работы
  6. Компьютер, проектор
  1. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 2. т (Второе полугодие). [М. И. Моро, м. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др]. – 6-е изд. –М.:Просвещение,2008.-96 с.:ил. Стр. 8-9
  2. Рабочая тетрадь
  3. Письменные принадлежности

План урока

Этап урока

Время

1

Организационное начало

2

Актуализация знаний учащихся

3

Сообщение темы и цели урока

4

Изучение нового материала

5

Закрепление

6

Физкультминутка

7

Самостоятельная работа

8

Решение задачи

9

Итоги урока, домашнее задание

Ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1. Организационное начало (фронтальная работа)

Сейчас у нас урок математики, проверьте свою готовность.

Учащиеся проверяют наличие у них учебника, рабочей тетради, письменных принадлежностей.

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Теоретическая основа вычислительного приема

Повторение свойства умножения числа на сумму (фронтальная и парная работа)

Какое свойство умножения мы изучали на прошлых занятиях?

Потренируемся, будем решать с подробным объяснением.

  1. реши разными способами

(6+3)*4 =

  1. реши удобным способом

(10+8)*5 =

  1. Объясните решение таких примеров своему соседу по парте по данной схеме.

Какое свойство помогает нам решать такие примеры?

Свойство умножения числа на сумму.

Учащиеся подробно объясняют решение примеров с места, один начинает, другие - продолжают. Записывают решение в тетради

  1. К 6 прибавить 3 получится 9, 9 умножить на 4 получится 36. Первое слагаемое 6 умножить на 4, получится 24, второе слагаемое 3 умножить на 4, к 24 прибавить 12, получится 36.  
  2. Удобнее первое слагаемое 10 умножить на 5 получится 50, второе слагаемое 8 умножить на 5, получится 40, к 50 прибавить 40, получится 90.
  3. Удобнее сначала первое слагаемое умножить на число, затем второе слагаемое умножить на это число, а полученные результаты сложить.

Свойство умножения сумму на число.

2.2. Отработка операций, входящих в вычислительный прием (фронтальная, парная и индивидуальная работа: материал одинаковый; фронтальная и взаимопроверка)

А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете таблицу умножения, для этого сыграем в игру «Молчанка».

Я показываю вам 2 числа, а вы пишете значение их произведения себе в тетрадь, только все делаете молча.

6*8=

5*9=

7*3=

8*4=

6*9=

3*6=

4*5=

6*7=

1*5=

4*9=

Диктуйте мне ответы, а я буду записывать их на доске. Все ли правильно мы сосчитали, у кого другие ответы?

Смотрите, я не просто так записала их в два столбика, а для того чтобы проверить, хорошо ли вы помните, как складываются двузначные числа. Кто хочет решить примеры у доски?

 48+45=

21+32=

54+36=

20+42=

15+18=

Остальные выполняют вычисления в тетради.

Проверьте свои результаты с ответами на доске. Какие замечания, у кого не так. Выйдите, исправьте.

На доске столбик примеров. Посмотрим, хорошо ли вы научились заменять число суммой разрядных слагаемых.

42=

53=

64=

24=

Проверьте, правильно ли ваш сосед справился с этим заданием. У кого возникли вопросы, затруднения?

Отлично, молодцы, как вы быстро справились, а что, если я сотру первую часть примеров и поменяю знак во второй. Сможете решить такие примеры?

40*2=

50*3=

60*4=

20*4=

Отлично, молодцы, а какой случай внетабличного умножения мы только что повторили?

Вы такие умные, так быстро справляетесь со всеми моими примерами!

Вспомните, а что мы повторили, какие примеры решали?

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, делают записи в тетрадь.

48, 45, 21, 32, 54, 18, 20, 42, 15, 36

48+45=93

21+32=53

54+36=90

20+42=62

15+18=33

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, делают записи в тетрадь.

42=40+2

53=50+3

64=60+4

24=20+4

Взаимопроверка.

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, делают записи в тетрадь.

40*2=80

50*3=150

60*4=240

20*4=80

Умножение двузначного числа, оканчивающегося 0 на однозначное число.

Свойство умножения суммы на число, табличное умножение, замена числа суммой разрядных слагаемых, умножение двузначного числа, оканчивающегося 0 на однозначное число, сложение двузначных чисел

3. Сообщение темы и цели урока (фронтальная работа)

Любое ли двузначное число мы можем умножить на однозначное?

Мы ещё не можем найти значение выражения 23*4

Уже догадались, чему же мы будем сегодня на уроке учиться?

Нет, только двузначное число, оканчивающееся 0.

Будем учить умножать двузначные числа на однозначные.

4. Изучение нового материала

4.1. Работа с ЭОР (фронтальная работа).

А поможет нам в этом анимация. Внимание на экран. (Пауза после первой части анимации.)

Попробуем сами выполнить это действие?

23 будем умножать на 4.

Чем заменим число 23?

Объясните, как будете действовать дальше?

Какое свойство помогло вычислить?

Смотрим далее анимацию. Теперь попробуем сами записать этот пример, рассуждая вслух по памятке. Кто хочет начать?

Заменим 23 суммой разрядных слагаемых – 20 и 3.

Удобнее первое слагаемое 20 умножить на 4 получится 80, второе слагаемое 3 умножить на 4, получится 12, к 80 прибавить 12, получится 92.

Умножение суммы на число.

Первое слагаемое умножим на число, затем второе слагаемое умножим на число, а полученные результаты сложим. Свойство умножения суммы на число.

23*4= (20+3)*4=20*4+3*4=92

4.2. Решение примера (индивидуальная работа, фронтальная проверка)

Давайте составим план действий, как решать примеры умножения двузначного числа на однозначное.

Запишите похожий пример самостоятельно, вполголоса проговаривая решение.

45*3=

Давайте последовательно выполним вычисления. Кто начнет? У кого другой ответ? Кто не понял, как решать такого вида примеры? У кого возникли трудности, какие?

Какие примеры мы учились решать, какое свойство помогает нам их решить?

Изменится ли способ решения, если мы будем умножать не 23 на 4, а 4 на 23? Почему? Какое свойство умножения использовали?

Надо заменить двузначное число суммой разрядных слагаемых, умножить каждое из слагаемых на это число, а полученные результаты сложить.

45 умножаю на 3. Заменю 45 суммой разрядных слагаемых – 40 и 5. Получился пример – сумму чисел 40 и 5 умножить на 3. Удобнее сначала первое слагаемое 40 умножить на 3 получится 120, затем второе слагаемое 5 умножить на 3, получится 15, к 120 прибавить 15 получится 135.

Умножение двузначного числа на однозначное. Свойство умножения суммы на число.

Нет, не изменится, их просто надо поменять местами. Переместительное свойство умножения. 4*23=23*4

5. Закрепление

Для того чтобы лучше запомнить, как умножать двузначные числа на однозначные, потренируемся в вычислениях.

Кто хочет выйти к доске?

Учебник, упр. 1 (стр. 8)

36*2=

2*45 =

Самостоятельно вычислите, вполголоса проговаривая решение.

26*3=

Объясните решение примеров такого вида соседа по парте, используя данную схему.

C:\Documents and Settings\Катя\Рабочий стол\умнож двузн на однозн.jpg

Задание на карточках. Объясни, почему неверно решены примеры, исправь ошибку и реши.

Карточка 1

28*3 = (20+8)*3=60+8=68

37*2=(30+7)*2=6+7=13

Карточка 2

18*5=(10+8)*5=50+40=80

14*6=(10+4)*6=60

Обменяйтесь тетрадями, объясните друг другу ошибку, проверьте вычисления.

Назовите примеры, которые решаются также как и 23*4

60*5=

34*2=

6*7=

5*67=

4*30=

Почему другие примеры не подходят?

36 умножаю на 2. Заменю 36 суммой разрядных слагаемых – 30 и 6. Получился пример – сумму чисел 30 и 6 умножить на 2. Удобнее сначала первое слагаемое 30 умножить на 2 получится 60, затем второе слагаемое 6 умножить на 2, получится 12, к 60 прибавить 12 получится 72.

2*45=45*2

45 умножаю на 2. Заменю 45 суммой разрядных слагаемых – 40 и 5. Получился пример – сумму чисел 40 и 5 умножить на 2. Удобнее сначала первое слагаемое 40 умножить на 2 получится 80, затем второе слагаемое 5 умножить на 2, получится 10, к 80 прибавить 10 получится 90.

26 умножаю на 3. Заменю 26 суммой разрядных слагаемых – 20 и 6. Получился пример – сумму чисел 20 и 6 умножить на 3. Удобнее сначала первое слагаемое 20 умножить на 3 получится 60, затем второе слагаемое 6 умножить на 3, получится 18, к 60 прибавить 18 получится 78.

Чтобы умножить двузначное число на однозначное, заменю двузначное число суммой разрядных слагаемых, умножу каждое из слагаемых на однозначное число, а полученные результаты сложу.

28*3 = (20+8)*3=60+8=68

Забыли умножить второе слагаемое на 3.

37*2=(30+7)*2=6+7=13

Неправильно умножили первое слагаемое на 3.

18*5=(10+8)*5=50+40=80

Неправильно сложили результаты умножения.

14*6=(10+4)*6=60

Забыли умножить второе слагаемое на 6.

Также решаются примеры: 5*67, 34*2

4*30, 60*5- умножение круглого числа на однозначное

6*7- табличный случай умножения

6. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа

(дифференцированная работа, индивидуальная работа, групповая проверка)

Что мы сегодня на уроке изучали? Как мы решаем такого вида примеры? Какое свойство нам помогает?

Отлично, теперь попробуйте применить свои знания и решить примеры на карточках. Они трех видов. Кто чувствует, что он хорошо разобрался в этой теме, тот берет желтую карточку. Кто еще не очень уверенно решает примеры такого вида, тот берет зеленую карточку. Кто не разобрался в теме и ему трудно даются такие примеры, берет синюю карточку. Разбираем карточки и начинаем работать. У кого возникли вопросы?

Желтая карточка:

  1. Вычисли

45*6=

  1. Вычисли

18:2*36=

  1. Найди значение выражения, при а=45-39

а*(6*7)=

Зеленая карточка:

  1. Реши с подробным объяснением 32*7=(#0+#)*#=
  2. Заполни пропуски

Синяя карточка:

Объединитесь в группы по цвету карточек и проверьте правильность выполнения задания.

7. Решение задачи (фронтальная и индивидуальная работа, работа у доски)

Наверное, вы уже заметили, что и в таких примерах мы пользуемся  табличным умножением. Сейчас нам оно очень пригодится в решении задачи. Но и не только это, еще мы вспомним, как составляются обратные задачи.

Итак, читаем задачу в учебнике на странице 8 под номером 2.

Кто прочтет вслух?

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, по 8 кг каждая и столько же посылок с фруктами, по 6 кг каждая. Масса всех посылок с книгами 32 кг. Найдите массу посылок с фруктами.

О чем говорится в задаче. У меня есть заготовка таблицы на доске.

 Как назовем столбцы, строчки таблицы?

Перечертите ее к себе в тетрадь, и начнем решать.

Масса 1 посылки

Количество

посылок

Общая масса

Кн.

Фр.

Итак, заполним таблицу данными из задачи.

Что нам известно о посылках с книгами? Кто заполнит 1 строчку таблицы у доски? А что известно о посылках с фруктами? Заполните самостоятельно вторую строчку? Кто продиктует мне? У кого не так?

Масса 1 посылки

Количество

посылок

Общая масса

Кн.

8 кг

?  

32 кг

Фр.

6 кг

?одинаково

?

Что нам нужно найти в задаче?

Кто начнет рассуждения от данных к вопросу?  

Составим план решения.

Запишите решение задачи самостоятельно.

Какой ответ в задаче? У кого другой ответ?

Каким способом можно проверить задачу? Можно ли решить задачу другим способом? Мы составим обратную задачу.

Начертим таблицу для обратной задачи.

Масса 1 посылки

Количество

посылок

Общая масса

Кн.

Фр.

Кто напомнит мне, как мы составляем обратную задачу?

Все правильно. Заменим главный вопрос задачи данным, которое стало нам известно. Так, теперь какое-то данное в исходной задаче обозначим неизвестным, это и будет главным вопросом в нашей новой задаче. Что можно заменить в этой задаче? Может заменим массу 1 посылки с книгами?

Кто пойдет к доске и заполнит полностью таблицу к обратной задаче?

Масса 1 посылки

Количество

посылок

Общая масса

Кн.

?

?

32

Фр.

6 кг

?одинаково

24

Сформулируйте обратную задачу.

Как же будем решать? Кто начнет рассуждения?

Составим план решения. Кто хочет выйти к доске решать задачу?

Сравните свой ответ, с ответом на доске? У кого не так?

Для чего мы составляли обратную задачу? Как мы это делали?

Так, как проверить правильно ли мы решили исходную задачу?

Учащиеся читают самостоятельно задачу.

Ученик читает задачу вслух.

В задаче говорится о посылках с книгами и фруктами, которые принимали на почте.

Строчки: книги, фрукты

Столбцы: Масса 1 посылки, Количество посылок, Общая масса

Что их было несколько, каждая по 8 кг и общая масса их равна 32 кг.

Что их было столько же, сколько с книгами, каждая по 6 кг.

Нам нужно найти общую массу посылок с фруктами.

Зная общую массу посылок с книгами – 32 кг и массу одной посылки – 8 кг, можем найти, сколько посылок с книгами приняли на почту. Зная сколько посылок с книгами приняли на почте, и то, что с фруктами приняли столько же посылок и массу одной посылки с фруктами, можем найти общую массу посылок с фруктами.

1)количество посылок с книгами

2) общая масса посылок с фруктами

Можно решить задачу другим способом, составить к ней обратную задачу. Другим способом решить задачу нельзя.

Нужно заменить главный вопрос данным, а одно из данных задачи заменить на вопрос.

За день на почте приняли несколько посылок с книгами, столько же посылок с фруктами, по 6 кг каждая. Масса всех посылок с фруктами – 24 кг. Найдите количество посылок с книгами, если их общая масса-32 кг.

Зная общую массу посылок с фруктами-24 кг и массу 1 посылки с фруктами – 6 кг, можем найти количество посылок с фруктами.

Зная что количество посылок с фруктами и книгами одинаковое, и зная общую массу посылок с книгами, можем найти массу 1 посылки с книгами.

1) количество посылок с книгами

2)масса 1 посылки с книгами

Чтобы проверить решение задачи.

Заменяли главный вопрос данным, которое нашли в исходной задаче, а одно из данных заменили вопросом.

Сравнить полученный ответ в обратной задаче с данным из исходной задачи.

9. Итоги урока, домашнее задание

Какой новый прием мы сегодня осваивали? Как же решаются такого рода примеры? На каком свойстве умножения они основаны?

Какие задания вызвали трудности?

Подобно тому, как мы сегодня решали примеры, выполните дома №1 (последние 2 столбика примеров).

на стр. 9 в № 3 1 пример (устно)

на стр. 9 №5 решите задачу и составьте обратную к ней, точно также как мы делали на занятии.

Что нужно знать, чтобы найти массу всех пакетов по 2 кг? Как составлять обратную задачу? Что обозначим за неизвестное в обратной задаче?

Спасибо всем за работу на уроке.

Прием умножения двузначного числа на однозначное.  Чтобы умножить двузначное число на однозначное, заменю двузначное число суммой разрядных слагаемых, умножу каждое из слагаемых на однозначное число, а полученные результаты сложу. На свойстве умножения суммы на число.

Нужно, узнать количество таких пакетов. оно равно количеству пакетов по 3 кг. Количество пакетов по 3 кг можно найти, мы знаем их общую массу и массу 1 пакета. Заменять главный вопрос данным, которое нашли в исходной задаче, а одно из данных заменить вопросом. массу 1 пакета/Массу всех пакетов по 3 кг.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...