Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
статья по математике на тему

В данной статье содержатся материалы об особенностях контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов; о приемах оценочной деятельности, используемых на уроке при безотметочном обучении; о приемах формировании самооценки учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_kontrolno.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

                                                                        Тихонова Нина Николаевна,    

                                                                         учитель начальных классов.

                                                 

                                                                         

Оценка – это правильное 
кровообращение,
без нее неизбежны застой и 
болезненные явления.
Н. Островский

Введение.

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

Примеры вопросов для самооценивания:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов

Обучаясь в первом классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветового круга и т.д.

соотносить свою оценку с оценкой учителя;

договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

обнаруживать совпадение и различие своих действий с   образцом.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;

При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?

Насколько он увлек вас?

Какие задания вам понравились, а какие – нет?

Что вы хотите посоветовать учителю?

К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?

Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

Какие возникли проблемы?

При оценке работы ребенка особое значение придается:

упорству, старанию, труду;

достигнутому успеху;

личной позиции ученика;

мотиву, побуждению, стремлению;

возможностям ребенка достичь большего результата.

Поощрение в ребенке:

смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;

готовности защищать свою точку зрения;

творческого подхода;

пытливости, любознательности;

самоконтроля, способности оценить свою работу;

стремления находить и исправлять свои ошибки..

Формы контроля и оценки

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

1 Стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;

2 Текущие проверочные работы;

3 Тестовые диагностические работы;

4 Устный опрос;

5 Проверка сформированности навыков чтения;

6 “Портфолио” ученика.

Мониторинг сформированности УУД:

1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;

2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;

3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов....

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценивание является постоянным процессом, сопровождающим каждый урок на протяжении всего обучения в школе. Формативное (фор-мирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюд...