СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1 класс) на тему

Иванова Римма Порфирьевна

Оценивание является постоянным процессом, сопровождающим каждый урок на протяжении всего обучения в школе. Формативное (фор-
мирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. В данной статье дается определение формативного оценивания, приводятся базовые принципы оценивания, а также выделяются критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_otsenivaniyu.doc91.5 КБ
Файл programma_po_kraev._ivanova_r.p.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Мбоу «Верх-Уймонская СОШ» (Слайд 1)

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся,

обучающихся по ФГОС НОО

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов

Традиционная пятибалльная система оценивания устарела и не дает полноценной возможности для  формирования  у  учащегося оценочной  самостоятельности. Общепринятая  "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.  Она не предполагает ни   оценки   учеником  собственных  действий,  ни  сопоставления  его внутренней  оценки  с  внешней  оценкой   (оценкой   учителя,   других учеников).

   Полностью сосредоточенная в руках  учителя,  "отметочная"  система  нередко  оказывается   орудием манипуляции и психологического давления,  которое направлено,  с одной стороны,  непосредственно на ребенка,  с другой стороны, на родителей. Все это приводит,  как известно,  к  снижению  интереса  к  обучению,  росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности.

(Слайд 2) Главная задача учителя – научить учеников   самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.  Формирование оценочной самостоятельности   начинается   с первых дней пребывания   ребёнка в школе.

(Слайд 3) Какие приемы оценочной деятельности  используют учителя нашей школы на уроке при безотметочном обучении:

  • «Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
  • «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
  • «Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;
  • на каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы. Каждую недели в тетрадь «успехов» дети вклеивают узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. Так же в тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “теплые слова”, комплименты как учитель так и одноклассники.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,  «Хорошо» и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных  результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».   (Слайд 4)

При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть.  По этим листам хорошо отслеживается динамика роста ученика.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели (знание парной согласной; умение выделять и находить корень; подбирать проверочные слова).

Таким образом, составляется план совместных действий, определяется    последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях   тетради фиксирует знаком, символом   результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт   разъяснительная работа с детьми. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Третий   и четвёртый годы обучения можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Формы контроля и оценки  (Слайд 5)

       Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
  • текущие проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • устный опрос;
  •  проверка сформированности навыков чтения;
  • “портфолио” ученика.

(Слайд 6) Также ведется работа по накопительной системе оценки в рамках «Портфеля достижений» обучающихся 1 – 4-х классов по трём направлениям:

 - систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,     материалы наблюдений и т.д.);

- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

- материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)

Мониторинг сформированности УУД:  (Слайд 7)

  • 1-й этап – диагностика детей психологом на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
  • 2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
  • 3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.

Уважаемые коллеги! На свете живет так много людей, а учителей среди них так мало!!! И все же мы самые творческие и доброжелательные, умные и красивые, богатые духовно люди!  Желаю Вам творческих учеников, понимающих родителей; доброжелательной администрации и, конечно, успехов, головокружительного счастья, достойной зарплаты. С новым учебным годом!



Предварительный просмотр:

                             

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верх –Уймонская  средняя общеобразовательная школа»

                                                      Автор:Иванова Римма Порфирьевна,

                                                                                       учитель начальных классов    МОУ

                                                                                       «Верх-Уймонская СОШ»

с.Верх-Уймон

2011

Пояснительная записка

  Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

          У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

                 Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

            Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
            В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

                 Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям  Республики Алтай, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи.

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,;
  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.

В области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;
  • совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;
  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

1 класс.

              Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Что изучает краеведение?

1

2

Родная школа (экскурсия).

1

3

Экскурсия около школы.

1

4

Что растёт на клумбе.

1

5

Трудовая жизнь в школе.

1

6

Из истории школы.

1

7

С днём рождения наш класс.

1

8

Мой дом.

1

9

Безопасный и короткий путь домой.

1

10

Моя улица, почему так названа.

1

11

Моя семья.

1

12

Я и моё имя.

1

13

Такие разные профессии.

1

14

Профессии в моей семье.

1

15

Традиционные ремёсла моего края.

1

16

Люди моего села.

1

17

Традиции моей семьи.

1

18

Наша дружная семья.

1

19

Выставка семейных поделок.

1

20

Моя родословная.

1

21

История моей семьи в истории села Верх- Уймон

1

22

Мой четвероногий друг.

1

23

Зимние забавы наших предков.

1

24

Масленица.

1

25

Проводы русской зимы.

1

26

Моя Республика.

1

27

Заочное путешествие по Республике Алтай.

1

28

Заочная экскурсия по городу Горно -Алтайску.

1

29

Экскурсия в краеведческий музейсела Верх - Уймон.

1

30

Усть - Коксинский район. Сёла Усть – Коксинского района.

1

31-32

Обобщающий урок.

2

2 класс.

Природа Республики Алтай.

Программа второго класса представляет собой курс «Природа РА». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашей Республики Алтай является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Алтая. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в препедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу , парке красота заиндевевших деревьев в селе, праздник зимы в  селе, районе, где они живут.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

В гости к осени. Экскурсия.

1

2

Территория, границы, географическое положение.

1

3

Богатства нашей земли.

1

4

Климат нашего края.

1

5

Водоёмы нашего края.

1

6

Река Катунь.

1

7-8

Заповедные места Усть –Коксинского района.

2

9

Экскурсия в Музеи.

1

10-11

Растения нашего края.

2

11

Леса нашего края.

1

12

Экскурсия в ЗАПОВЕДНИК.

1

13

Берёзка – символ родины моей.

1

14

В гости к зиме. Урок-экскурсия.

1

15

Акция «Кормушка» (урок-проект).

1

16

Птицы зимой.

1

17

Животные нашего края.

1

18

Марал – символ моего района.

1

19

Экскурсия в лес.

1

20

Редкие животные нашего края.

1

21

Садово-парковая культура района.

1

22

Экскурсия в музей.

1

23

В гости к весне. Экскурсия.

1

24

Как природа залечивает раны.

1

25-26

Экскурсия на свиноферму.

2

27-28

Экскурсия в зоосад.

2

29

Научные исследования.

1

30

Будь природе другом.

1

31

Экскурсия в природу.

1

32-33

Конкурсная игровая программа.

2

3 класс.

Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.

Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Республики Алтай, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края.

Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», «Изо».

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Фольклор – духовное богатство народа.

1

2-3

Наш край в устном народном творчестве.

2

4-5

Народные таланты нашего края.

2

6

Алтайский народный сказитель  Н.Улагашев.

1

7

Собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев (1826-1871).

1

8

Песенное творчество нашего края.

1

9

О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.

1

10

М. Е. Пятницкий – собиратель русской песни.

1

11

Русский народный ансамбль «Товарочка». Знакомство с его творчеством.

1

12

Народный танец.

1

13

Народные песни

1

14

Творчество С. Я. Маршака.

1

15

Загадочный мир названий.

1

16

Фамилии старожилы.

1

17-18

Писатели и другие деятели культуры и наш край.

2

19

Язык живописи.

1

20

Верх –Уймон  на полотнах живописцев.

1

21-22

Художники нашего края.

2

23

Песни и стихи об Алтае.

1

24

Жизнь и творчество Н.Рериха.

1

25

Народные праздники Горного Алтая.

1

26

Великая Отечественная война в творчестве наших земляков.

1

27

Встреча в литературном клубе города.

1

28

Наше село  (район, РА) в художественной и мемуарной литературе.

1

29

Проба пера. Газета «Звезда Алтая»

1

30

Районная газета «Уймонские вести».

1

31

Экскурсия в редакцию  газеты «Уймонские вести»

1

32-34

Развитие спорта в нашем районе.

3

4 класс.

История родного края.

Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории.

Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой района, Республики Алтай.

Учитель знакомит с этапами становления РА, с историческими событиями, повлиявшими на становление РЕСПУБЛИКИ.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», Изо.

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Государственная символика.

1

2

История возникновения РА.

1

3-5

История деревень и сёл РА

3

6

Хронология г. Горно -Алтайска.

1

7

Заочное путешествие по Горно -Алтайску.

1

8

Реки  Усть –Коксинской земли и их история.

1

9

История двух мостов.

1

10

Из истории улиц.

1

11-13

Городская архитектура.

3

14-15

Православные храмы.

2

16

Памятники. Памятные знаки.

1

17

История промышленности города Горно -Алтайска

1

18

Очерки истории школ.

1

19

Экскурсия в краеведческий музей.

1

20

Суровые годы Великой Отечественной Войны.

1

21

Герои-земляки.

1

22

Послевоенный Алтай

1

23

 50-70 годы.

1

24

Современный город: жизнь и быт.

1

25-26

История предприятий РА

2

27-28

Экскурсии на предприятия города.

2

29

История  развития с/х РА

1

30

Культура в РА.

1

31

Образование в РА.

1

32

Почётные граждане нашей Республики и района, села

1

33-34

Обобщающие уроки «Знатоки родного края».

Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов....

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

В данной статье содержатся материалы об особенностях контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов; о приемах оценочной деятельности, используемых на уроке при безотметочном обучени...