Использование ИКТ на уроках математики в коррекционных классах 7 вида
методическая разработка по математике на тему
Одним из основных требований к уроку в классе коррекции с детьми ЗПР является коррекционная направленность урока, а использование информационно-компьютерных технологий является эффективным средством коррекционного воздействия на учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Одним из основных требований к уроку в классе коррекции с детьми ЗПР является коррекционная направленность урока, а использование информационно-компьютерных технологий является эффективным средством коррекционного воздействия на учащихся.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с учётом их психофизиологического развития на уроках математики, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.
Особую актуальность приобретает включение коррекционных заданий на развитие высших психических функций, с помощью использования ИКТ на уроках математики. Всё это может быть достигнуто лишь при коррекционной направленности урока, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника с ЗПР, и он сам выступает в качестве активного субъекта учебного процесса.
В связи с этим ведется поиск как эффективнее использовать возможности ИКТ для включения коррекционных заданий на развитие высших психических функций на уроках математики в коррекционных классах VII вида
Цель: создание условий для повышения эффективности обучения математике в коррекционной школе VII вида через использование возможностей ИКТ для оптимизации учебного процесса и психического развития учащихся.
Задачи:
- повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся;
- повышение качества знаний по математике;
- формирование ИКТ – компетентности;
- развитие коммуникативных способностей учеников;
- развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности;
- развитие высших психических функций учащихся.
Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности.
В коррекционной работе различают общую и индивидуальную коррекцию. Общая коррекция направлена на исправление высших психических функций. Наблюдаются затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Индивидуальная коррекция характерна для определенных групп учеников. Она направлена на исправление не только выраженных недостатков высших психических функций, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т.е. различных сторон психики детей с ЗПР.
Коррекционная направленность урока математики:
- Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
- Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
- Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
- Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
- Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
- Способы развития математической речи (обязательно).
- Развитие диалогической речи и культура общения.
- Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
- Охрана психического, физического здоровья учащихся.
- Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
- Организация восприятия с опорой на анализаторы.
- Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
- Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики.
- Использование эффективных инновационных технологий.
- Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
- Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
- Контроль за динамикой успешности (не успешности) ученика.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применить ИКТ можно на любых этапах урока. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся и для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. С помощью презентации успешно проходит взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде, проведение тестов, рефлексии, демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях, иллюстрация практического применения теорем в жизни.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой “легко”. Лёгких путей в науку нет, но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Практическая значимость применения ИКТ:
- обучение для учащихся становится более привлекательным, повышается интерес к предмету;
- положительная динамика качества знаний учащихся;
- повышается плотность урока, продвижение вперёд происходит быстрыми темпами;
- происходит систематическая, коррекционная работа над общим развитием учащихся;
При планировании урока учителю следует также руководствоваться рядом процессов, которые позволят выдержать определенную систему в организации и отборе материала, а также в методике формирования умений и навыков.
Основными из этих процессов являются, следующие:
- коррекционная направленность обучения математике;
- личностно-ориентированная направленность обучения;
- взаимосвязанное обучение слушанию, говорению, письму;
- сознательность и активность обучения;
- учет возрастных особенностей учащихся и специфики обучения классах с ЗПР;
- доступность и посильность;
Сформулировано четыре вида коррекционных заданий, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений высших психических функций, но и всех психических процессов:
1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль).
2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).
3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).
4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика).
Внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для повышения мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности коррекционной направленности урока и повышению качества образования.
Использование ИКТ на уроках математики в коррекционных классах 7 вида.ppt
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит внедрение компьютерных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам и огромная часть информатизации воспринимается им через зрительный анализатор. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Особую актуальность приобретает включение коррекционных заданий на развитие высших психических функций, с помощью использования ИКТ на уроках математики.
ПРОБЛЕМА Как эффективнее использовать возможности ИКТ для включения коррекционных заданий на развитие высших психических функций на уроках математики в коррекционных классах VII вида? ЦЕЛЬ: создание условий для повышения эффективности обучения математике в коррекционной школе VII вида через использование возможностей ИКТ для оптимизации учебного процесса и психического развития учащихся.
ЗАДАЧИ: Повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся. Повышение качества знаний по математике. Развитие высших психических функций учащихся. Формирование ИКТ – компетентности. Развитие коммуникативных способностей учеников. Развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности.
Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности.
Коррекционная работа общая индивидуальная ВПФ нарушений различных сторон психики исправление исправление пространственной ориентировки работоспособности моторики
Произвольное Непроизвольное Логическое Абстрактное Конкретно-образное Краткая характеристика высших психических функций Внимание Мышление Память Слуховая Зрительная Образная Двигательная Кратковременная Долговременная Непроизвольная Произвольная
Направления коррекционной работы с целью развития произвольного внимания Ставить перед ребёнком задачу: «Внимание! Мы начинаем работу!» В обучении опираться на непроизвольное внимание (средства наглядности) Пояснение давать чётко и доступно до начала работы; Следить за движениями, позой ученика; чем больше ученик собран, тем внимательнее Для устойчивости произвольного внимания использовать следующие приёмы: рассматривание объекта с разных точек сравнение объектов между собой находить причины и следствия изучаемых явлений выделение главного в объекте
Учить описывать признаки реальных объектов Учить выделять главные признаки предметов и явлений Упражнения в выделении сходств и различий объектов, выделение общего в нескольких предметах и ситуациях Учить объединять объекты и явления на основе общих признаков в класс или группу Упражнять в исключении объектов из групп, сходных на основе существенных признаков Упражнять в установлении логических отношений, т.е. причинно-следственных связей между реальными объектами или явлениями Все мыслительные операции отрабатываются сначала на наглядном конкретном материале, а затем абстрактном
Направления коррекционной работы с целью развития памяти Создание заинтересованности в запоминании информации Формировать установку на долговременное запоминание («У тебя всё получится») Обеспечить понимание запоминаемого материала; Облегчать процесс запоминания дозировкой информации Опираться на наиболее развитый вид памяти, – зрительную память Научит рационально осуществлять повторение: первое повторение осуществлять через 15-20 минут, последующее - через 8-9 часов, дальше – через 24 часа Научит ребёнка использовать установление ассоциаций между знакомой информацией и той, которую необходимо запомнить
Особенности обучения детей с ЗПР Новый материал – малыми порциями Постепенное усложнение заданий Образцы решений Приемы, алгоритмы Наглядность Наводящие вопросы Адаптация Необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся :
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКА МАТЕМАТИКИ Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей. Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. Формирование навыков самоконтроля, самооценки. Способы развития математической речи (обязательно). Развитие диалогической речи и культура общения. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. Охрана психического, физического здоровья учащихся. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.). Организация восприятия с опорой на анализаторы. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики. Использование эффективных инновационных технологий. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока). Контроль за динамикой успешности (не успешности) ученика.
Приминение ИКТ в классах коррекции: Повышение уровня внимания, заинтересованности, познавательной активности, непроизвольного запоминания. Возможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Игровые моменты и паузы релаксации. Включение ребенка в ход урока на посильном для него уровне и индивидуализация предъявляемых требований и оценочной деятельности.
Применение ИКТ На уроках при повторении Во внеклассной работе При выполнении домашней работы при изложении нового материала при контроле ЗУН при закреплении для самостоятельной работы учащихся при подготовки к экзаменам при организации
Примеры использования возможностей ИКТ на различных этапах урока
24 18 12 3 х 4 9 х 2 6 х 4 3 х 6 2 х 6 3 х 8
2 х 10 = 20 3 х 20 = 60 40 х 1 = 40 4 х 20 = 80 30 х 3 = 90 Вставь пропущенное число
24 12 46 31 60 + 4 10 + 2 20 + 4 40 + 6 30 + 1
Установи последовательность операций при сложении дробей с разными знаменателями: умножить числители и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель найти наименьший общий знаменатель сложить полученные дроби найти для каждой дроби дополнительный множитель
найти наименьший общий знаменатель найти для каждой дроби дополнительный множитель умножить числители и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель сложить полученные дроби 2 1 3 4 Проверь себя
РАЗМАХ -5 6 - ( - 5) = 11
Вычислите значение выражения + 250 + - 78 +
40 42 43 44 43 45
Имя древнегреческого ученого (а + 1) 2 (7 y +2) 2 (8 - х) 2 Е В К Л И Д
Х<-3 -2 1 [-2; 1] Х⋝7 -2 3 (-2; 3) -2⋜Х⋜1 -3 (-∞; -3) -2<Х<3 7 [7;+∞) Проложи правильный маршрут
Исключите лишнее: -7; 15; -12; -3,2; -68 Сложение Вычитание Умножение Раздробление Деление
огонь тетраэдр икосаэдр октаэдр гексаэдр вселенная додекаэдр вода земля воздух Среди множества разнообразных геометрических тел есть большая группа многогранников.
Какие из фигур не могут быть развёртками куба? 1 2 3
Делимое 36 35 Делитель 21 12 Частное 9 4 5 6 Заполни таблицу. х = 36 : 9 ? х ? х = 7 Чтобы найти неизвестный делитель надо делимое разделить на частное х х = 35 :5 х = 4
30 16 32 483 50 8 А Е З Д Н Ч Реши уравнение: 1) 384 : х = 12 2) 390 : у = 13 3) х : 21 = 23 4) 2у + 60 = 120 5) 50 – 4х = 18 6) 5 х = 150
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Если ответ правильный- хлопок над головой, если неправильный- подпрыгиваем 7∙5= 40 8∙9=72 0:5=5 На нуль делить нельзя
1. 2. 6. 5. 4. 3. По горизонтали. 1. Любимая оценка ученика П Я Т Ё Р К А
Словарный диктант 1) ра…н…сть 2) сл…жен… 3) множ…т…ль 4) выч…тан… 5) ур…внен… 6) ед…ница 1) разность 2) сложение 3) множитель 4) вычитание 5) уравнение 6) единица
Выбери правильный ответ: 12+(-3) а)10; б)9; в)-9. -205+(-170) а)-375; б)375; в)35. -44-(-16) а)60; б)28; в)-28. 25*(-4) а)-100; б)100; в)10. -84:(-21) а)0,4; б)4; в)-4. -13*(-3) а)39; б)-39; в)10.
Офтальмопауза: Назад Переведите взгляд с красного круга на синий, с синего на зеленый, с зеленого на желтый. А теперь повторите все в обратном порядке.
Практическая значимость - обучение для учащихся становится более привлекательным, повышается интерес к предмету; - положительная динамика качества знаний учащихся; - повышается плотность урока, продвижение вперёд происходит быстрыми темпами; - происходит систематическая, коррекционная работа над общим развитием учащихся;
Основные процессы, которые позволяют выдержать определенную систему в организации и отборе материала: коррекционная направленность обучения математики; - личностно-ориентированная направленность обучения; сознательность и активность обучения; - учет возрастных особенностей учащихся и специфики обучения классах 7 вида; - доступность и посильность; - взаимосвязанное обучение слушанию, говорению, письму;
Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование когнитивной деятельности Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование психических процессов. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование речевого развития. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование зрительной функции Виды коррекционных заданий:
Целевые группы: Учащиеся Родители Учитель ИКТ повышают интерес к изучению предмета, делают процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. ИКТ дают уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают образование, соответствующее требованиям времени. Повышают уважение к учительскому труду. Изменяют взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей.
Результативность: I . II . Возросло качество знаний с 19% до 25% III . 1. Умеют работать в М . О f. Word, PowerPoint, Publisher . 2.Умеют работать с программными средствами обучения по математике 3.Умеют работать с информацией: форматировать, сканировать, копировать на различные носители. 4.Работают в сети Интернет IV . Наблюдается : повышение интереса к предмету; развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности Уровень учебной мотивации 2012 2014 Высокий 19% 23% Средний 63% 58% Низкий 22% 19%
Вывод : Внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для повышения мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности коррекционной направленности урока и повышению качества образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики в 1 классе "Виды треугольников"
Данная презентация подходит для урока математики в 1 классе...
Урок математики в 3 классе Виды углов
Урок по систем Л.В. Занкова с использованием ТРКМ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 классе «Виды треугольников (по видам их углов)
Технологическая карта урока...
План - конспект урока математики в коррекционном классе на тему "Сантиметр" 1 класс
quot;Сантиметр" 1 класс...
Урок математики в 4 классе. Виды углов, виды треугольников
Урок математики в 4 классе. Виды углов, виды треугольников...
Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"
Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"...
Подборка предметных нейропсихологических упражнений для уроков математики в коррекционных классах.
Данная подборка предназначена для использования в классах для детей с умственной отсталостью на уроках математики. Упражнения напрвлены на коррекцию памяти, внимания, межполушарное взаимодействие. В р...