"Дециметр и метр"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Пересыпкина Марина Петровна

Конспект урока математики во 2 классе по программе "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_pnsh_dm_i_m.docx55.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет Математика

Класс 2

Тема урока Дециметр и метр

Характеристика класса: В целом класс активен на уроках, работоспособность на уроке средняя, темп работы также средний. Есть учащиеся, которые постоянно отвлекаются, которым трудно следить за мыслью учителя.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник – часть 1 стр. 93, 94; тетрадь для самостоятельной работы, часть 1 -  стр. 38, ПК, проектор, презентация.

Цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности учеников

Задачи урока:

Обучающая: формирование  понятий о «дециметре» и «метре»;  навыков работы с данными величинами длины (научиться измерять длину в дециметрах и сантиметрах, сравнивать различные единицы длины).

Развивающая: развитие логического мышления, умения решать познавательные задания и применять полученные знания на практике.

Воспитательная: воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

Деятельностная: формирование умения сравнивать различные единицы длины между собой.

Содержательная: расширение понятия о единицах измерения длины, расширение кругозора детей в области знаний о старинных единицах измерения длины на Руси.

Тип урока: Комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся должны уметь различать понятия «дециметр» и «метр». Обучающиеся должны уметь измерять длину в дециметрах и сантиметрах.

УДД:

  1. Личностные

- Принятие социальной роли обучающихся.

- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

  1.  Регулятивные

- Умение регулировать свою деятельность.

- Владение основами самоконтроля и самооценки.

3. Познавательные

- Умение определять понятия, делать выводы.

     4. Коммуникативные

- Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге.

          - Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами.

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети повторяют слова за учителем.

Выполняют запись в тетради.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука

Эта математика.

– Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.

- Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Память моя крепка.

Я готов к работе.

Я работаю!!!

- Откройте тетради, запишите: дата, классная работа.

Слайд 1

2.  Актуализация знаний.

Цель:

1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

4) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении действия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу – измеряют отрезки.

- С сотней.

- Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.

- Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ…

- Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.

-Дециметр и сантиметр.

- 15 см и 10 см.

Записывают в тетради.

 

- Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.

- Дециметр.

- В 1 дециметре 10 сантиметров.

- Второй.

Делают запись в тетради.

Один с места комментирует:

- Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.

- Надо сравнить длины отрезков.

- Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.

- Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.

Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях:

15 см

10 см

1 дм 2 см = 12 см.

- Первый.

- Сложение и вычитание «круглых» десятков, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.

- С сантиметром и дециметром.

- С какой новой счетной единицей мы познакомились на прошлом уроке?

-Что вы можете сказать о сотне?

– Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы.

-А как надо действовать, чтобы научиться чему-то?

 

- Что такое длина? 

– Какие единицы измерения длины вам известны

– Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.

а) Тренинг вычислительных наыков.

-Найдите разность чисел 70 и 40.
– Первое слагаемое – 70, второе – 20. Найдите сумму.
– Уменьшите 60 на 10.
– На сколько 60 меньше 80?
– Уменьшаемое – 50, вычитаемое – 10. Найдите разность.
– Найдите сумму чисел 40 и 30
.

На слайде появляются ответы: 30, 90, 50, 20, 40, 70.

б) Измерение, построение и сравнение длин отрезков.

-Жили-были три маленьких кузнечика. Когда они были маленькими и учились прыгать, их мама измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.

Раздает листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см.

– Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый кузнечик.

– Отрезки, какой длины у вас получились?

– Запишите их длину.

Учитель пишет на доске: 15 см

                                10 см.

– Как вы измеряли длину отрезков? Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков:

– Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете?

– Что вы о ней знаете?

– Который из кузнечиков прыгнул на эту длину?

– А вот длину прыжка третьего кузнечика мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см.

Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях:

15 см

                                                                               

 10 см

                                

 1 дм 2 см.

– Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.

Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины:

- Выясним, кто из кузнечиков прыгнул дальше. Что для этого надо сделать?

– При каком условии возможно сравнение величин?

– В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков?

– Выполним это задание.

 

-Который из кузнечиков прыгнул дальше всех?

– Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили?

– С какими самыми маленькими современными единицами измерения длины мы знакомились на уроках? 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

  1. Целеполагание.

Цель:

 1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цель своей деятельности.

- В метрах.

- О метре.

- Метр.

- Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины больших отрезков и т.д.

- Давайте вспомним, как измеряли рост одного всем вам известного героя мультфильма. 

– Как же удобно было измерить рост удава? 

– Попробуйте сформулировать проблему. О какой же единице измерения длины мы будем говорить сегодня на уроке? 

– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины?

– Это – тема нашего урока: «Метр».

 – Поставьте перед собой цель.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

  1. Физкультминутка

Цель: Способствовать сохранению здоровья детей через проведение физкультминутки.

Слайд 9, 10, 11.

  1. Изучение нового материала.

Цель:

1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра;

2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы, выполняют дидактические задания, высказывают своё мнение.

-1 дм = 10 см.

- В одном метре 100 сантиметров.

-Соотношение единиц счёта.

- Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.

- Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...

- См и дм, при этом обозначения записываются без точек в конце.

- 10 звеньев.

- 10 см.

- 100 см.

- 10 частей.

- 1 дм.

- Сколько в одном дециметре сантиметров?

– Значит, сколько сантиметров в одном метре?

– Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины?

– Что же вы узнали о метре?

– Для чего нужен метр?

- Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые
и другие.

– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.

– Как обозначаются сантиметр и дециметр?

– Метр обозначается буквой «м» (без точки).

Историческая справка

  - В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).

– Прочитайте записи на доске:

4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см.

- Откройте учебники на с.93. Работаем над задание № 2.

– Рассмотрите рисунок. Здесь изображен складной метр. Из скольких звеньев он состоит?

– Чему равна длина каждого звена?

– Сколько сантиметров в 1 м?

– Из скольких частей состоит эта лента?

– Какова длина каждой части?

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14 – 19

Слайд 20

  1. Первичное осмысление и закрепление.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют дидактические задания.

Проверяют тетрадь соседа по парте.

Работают в парах.

- В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 (м).

- Откройте ТПО на с. 38 № 1.  Дополните до 1 м и заполните таблицу.

- Выполните задание №2, ТПО с. 38 (самостоятельно).

– Необходимо закончить фразы, вставив пропущенные единицы длины.

Предлагает учащимся работать самостоятельно. Затем организует проверку.

-Высота дерева – 2  (метра).

-Спортсмены пробежали дистанцию 100  (метров).

-Длина спички – 4  (сантиметра).

-Школьники приняли участие в заплыве на 50  

(метров).

-– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.)

На экране:

«После того, как от куска ткани отрезали 5 м, в нём осталось 16 м. Сколько метров ткани было в куске вначале?»

– Прочитайте задачу.

– Проанализируйте и решите устно.

– Запишите самостоятельно решение задачи.

Слайд 21

  1. Домашнее задание.

Цель: повторить решение составных задач на разностное сравнение.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Фиксируют задание на дом в дневниках.

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

- Запишите домашнее задание: ТПО с. 38 № 3.

Слайд 22

8. Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;

2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;

3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Какая цель стояла перед вами на уроке?

– Достигли ли вы цели? Что вы узнали?

– У кого остались вопросы, неясность?

– У кого всё получилось?

– Что понравилось, запомнилось на уроке

- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:

1. С какой величиной работали?

а) масса;

б) длина;

в) время.

2. Что не является единицей измерения длины?

а) сантиметр;

б) метр;

в) диаметр;

г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить путь от  школы до дома?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.

- Я тоже хочу оценить вашу работу …

(оценивание с комментированием)

Слайд 23 - 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме "Дециметр и метр"

Проект урока по математке в 2 классе по УМК ПНШ...

Дециметр и метр

Презентация к уроку математики 2 класс ПНШ "Дециметр и метр"...

Учебно-методический комплекс по математике на тему:"Дециметр и метр" 2 класс ПНШ (конспект+презентация)

Тема урока «дециметр и метр» Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока:  Познакомить с величиной метр; Учить чертить отрезок длинной 1 дециметр; совершенствовать умения дополнять отрез...

Дециметр и метр

Технологическая карта по предмету математика по теме "Дециметр и метр" 2 класс....

Конспект урока на тему: Дециметр и метр (2 класс "ПНШ")

Знакомтсво с новой величиной метр....

Дециметр и метр, 2 класс

Технологическая карта урока математики...

Технологическая карта урока математики. Дециметр и метр (1 урок в теме)

Технологическая карта урока по математике.Тема: Дециметр и метр....