"Дециметр и метр"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Конспект урока математики во 2 классе по программе "ПНШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_pnsh_dm_i_m.docx | 55.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет Математика
Класс 2
Тема урока Дециметр и метр
Характеристика класса: В целом класс активен на уроках, работоспособность на уроке средняя, темп работы также средний. Есть учащиеся, которые постоянно отвлекаются, которым трудно следить за мыслью учителя.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник – часть 1 стр. 93, 94; тетрадь для самостоятельной работы, часть 1 - стр. 38, ПК, проектор, презентация.
Цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности учеников
Задачи урока:
Обучающая: формирование понятий о «дециметре» и «метре»; навыков работы с данными величинами длины (научиться измерять длину в дециметрах и сантиметрах, сравнивать различные единицы длины).
Развивающая: развитие логического мышления, умения решать познавательные задания и применять полученные знания на практике.
Воспитательная: воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
Деятельностная: формирование умения сравнивать различные единицы длины между собой.
Содержательная: расширение понятия о единицах измерения длины, расширение кругозора детей в области знаний о старинных единицах измерения длины на Руси.
Тип урока: Комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся должны уметь различать понятия «дециметр» и «метр». Обучающиеся должны уметь измерять длину в дециметрах и сантиметрах.
УДД:
- Личностные:
- Принятие социальной роли обучающихся.
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
- Регулятивные:
- Умение регулировать свою деятельность.
- Владение основами самоконтроля и самооценки.
3. Познавательные:
- Умение определять понятия, делать выводы.
4. Коммуникативные:
- Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге.
- Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами.
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети повторяют слова за учителем. Выполняют запись в тетради. | Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука Эта математика. – Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий. - Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю!!! - Откройте тетради, запишите: дата, классная работа. | Слайд 1 |
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков;
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
4) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении действия.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу – измеряют отрезки. - С сотней. - Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц. - Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ… - Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д. -Дециметр и сантиметр. - 15 см и 10 см. Записывают в тетради.
- Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок. - Дециметр. - В 1 дециметре 10 сантиметров. - Второй. Делают запись в тетради. Один с места комментирует: - Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон. - Надо сравнить длины отрезков. - Когда они выражены в одинаковых единицах измерения. - Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры. Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях: 15 см 10 см 1 дм 2 см = 12 см. - Первый. - Сложение и вычитание «круглых» десятков, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины. - С сантиметром и дециметром. | - С какой новой счетной единицей мы познакомились на прошлом уроке? -Что вы можете сказать о сотне? – Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы. -А как надо действовать, чтобы научиться чему-то?
- Что такое длина? – Какие единицы измерения длины вам известны – Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок. а) Тренинг вычислительных наыков. -Найдите разность чисел 70 и 40. На слайде появляются ответы: 30, 90, 50, 20, 40, 70. б) Измерение, построение и сравнение длин отрезков. -Жили-были три маленьких кузнечика. Когда они были маленькими и учились прыгать, их мама измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков. Раздает листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см. – Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый кузнечик. – Отрезки, какой длины у вас получились? – Запишите их длину. Учитель пишет на доске: 15 см 10 см. – Как вы измеряли длину отрезков? Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков: – Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? – Что вы о ней знаете? – Который из кузнечиков прыгнул на эту длину? – А вот длину прыжка третьего кузнечика мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см. Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях: 15 см
10 см
1 дм 2 см. – Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см. Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины: - Выясним, кто из кузнечиков прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? – При каком условии возможно сравнение величин? – В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? – Выполним это задание.
-Который из кузнечиков прыгнул дальше всех? – Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? – С какими самыми маленькими современными единицами измерения длины мы знакомились на уроках? | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
- Целеполагание.
Цель:
1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
2) согласовать тему урока.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цель своей деятельности. - В метрах. - О метре. - Метр. - Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины больших отрезков и т.д. | - Давайте вспомним, как измеряли рост одного всем вам известного героя мультфильма. – Как же удобно было измерить рост удава? – Попробуйте сформулировать проблему. О какой же единице измерения длины мы будем говорить сегодня на уроке? – Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? – Это – тема нашего урока: «Метр». – Поставьте перед собой цель. | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
- Физкультминутка
Цель: Способствовать сохранению здоровья детей через проведение физкультминутки.
Слайд 9, 10, 11.
- Изучение нового материала.
Цель:
1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра;
2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы, выполняют дидактические задания, высказывают своё мнение. -1 дм = 10 см. - В одном метре 100 сантиметров. -Соотношение единиц счёта. - Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров. - Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ... - См и дм, при этом обозначения записываются без точек в конце. - 10 звеньев. - 10 см. - 100 см. - 10 частей. - 1 дм. | - Сколько в одном дециметре сантиметров? – Значит, сколько сантиметров в одном метре? – Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины? – Что же вы узнали о метре? – Для чего нужен метр? - Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые – Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения. – Как обозначаются сантиметр и дециметр? – Метр обозначается буквой «м» (без точки). Историческая справка - В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев). – Прочитайте записи на доске: 4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см. - Откройте учебники на с.93. Работаем над задание № 2. – Рассмотрите рисунок. Здесь изображен складной метр. Из скольких звеньев он состоит? – Чему равна длина каждого звена? – Сколько сантиметров в 1 м? – Из скольких частей состоит эта лента? – Какова длина каждой части? | Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 – 19 Слайд 20 |
- Первичное осмысление и закрепление.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют дидактические задания. Проверяют тетрадь соседа по парте. Работают в парах. - В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 (м). | - Откройте ТПО на с. 38 № 1. Дополните до 1 м и заполните таблицу. - Выполните задание №2, ТПО с. 38 (самостоятельно). – Необходимо закончить фразы, вставив пропущенные единицы длины. Предлагает учащимся работать самостоятельно. Затем организует проверку. -Высота дерева – 2 (метра). -Спортсмены пробежали дистанцию 100 (метров). -Длина спички – 4 (сантиметра). -Школьники приняли участие в заплыве на 50 (метров). -– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.) На экране: «После того, как от куска ткани отрезали 5 м, в нём осталось 16 м. Сколько метров ткани было в куске вначале?» – Прочитайте задачу. – Проанализируйте и решите устно. – Запишите самостоятельно решение задачи. | Слайд 21 |
- Домашнее задание.
Цель: повторить решение составных задач на разностное сравнение.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Фиксируют задание на дом в дневниках. | Проводит инструктаж по выполнению домашней работы. - Запишите домашнее задание: ТПО с. 38 № 3. | Слайд 22 |
8. Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;
2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | – Какая цель стояла перед вами на уроке? – Достигли ли вы цели? Что вы узнали? – У кого остались вопросы, неясность? – У кого всё получилось? – Что понравилось, запомнилось на уроке - Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ: 1. С какой величиной работали? а) масса; б) длина; в) время. 2. Что не является единицей измерения длины? а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр. 3. В какой единице удобнее измерить путь от школы до дома? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. 4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. - Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу. - Я тоже хочу оценить вашу работу … (оценивание с комментированием) | Слайд 23 - 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по теме "Дециметр и метр"
Проект урока по математке в 2 классе по УМК ПНШ...
Дециметр и метр
Презентация к уроку математики 2 класс ПНШ "Дециметр и метр"...
Учебно-методический комплекс по математике на тему:"Дециметр и метр" 2 класс ПНШ (конспект+презентация)
Тема урока «дециметр и метр» Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Познакомить с величиной метр; Учить чертить отрезок длинной 1 дециметр; совершенствовать умения дополнять отрез...
Дециметр и метр
Технологическая карта по предмету математика по теме "Дециметр и метр" 2 класс....
Конспект урока на тему: Дециметр и метр (2 класс "ПНШ")
Знакомтсво с новой величиной метр....
Дециметр и метр, 2 класс
Технологическая карта урока математики...
Технологическая карта урока математики. Дециметр и метр (1 урок в теме)
Технологическая карта урока по математике.Тема: Дециметр и метр....