Письменное умножение на двузначное число
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Цели:
1. Сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма умножения на двузначное число;
2. Сформировать умение умножать на двузначное число;
3. Тренировать способность к умению учиться;
4. Тренировать умение анализировать и решать задачи.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД.
Организовывать рабочее место, свою деятельность.
Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
Строить логические рассуждения.
Планировать свои действия.
Проводить самопроверку.
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам математики, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Познавательные УУД.
Использование схем при решении задач.
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные УУД.
Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pissmennoe_umnozhenie_na_dvuznachnoe_chislo.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Письменное умножение на двузначное число».
Цели:
- Сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма умножения на двузначное число;
- Сформировать умение умножать на двузначное число;
- Тренировать способность к умению учиться;
- Тренировать умение анализировать и решать задачи.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД.
Организовывать рабочее место, свою деятельность.
Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
Строить логические рассуждения.
Планировать свои действия.
Проводить самопроверку.
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам математики, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Познавательные УУД.
Использование схем при решении задач.
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные УУД.
Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2. Вводная беседа.
- Во времена глубокой древности человек не имел ни бумаги, ни красок. И всё же он находил способы передавать свои впечатления об окружающем мире. Сначала он делал это примитивно. По мере развития человека совершенствовалось и его творчество. За долгую историю человечества были созданы неповторимые архитектурные сооружения. Примером тому являются 7 чудес света - 7 самых величайших, красивейших творений, которые вызывали восхищение людей прошлых веков. Они по праву могут называться рукотворными, поскольку созданы руками человека в древние века. Тогда, когда не существовало привычной для нас строительной техники. Именно поэтому современники восхищаются величием и мощью этих творений. Расположены они в разных частях света. И чтобы до них добраться мы должны будем совершить путешествие на воздушном шаре, а заодно познакомиться с новым материалом. Но чтобы узнать об этих чудесах, мы должны выполнять по пути математические задания.
- Итак, запишем дату нашего путешествия в тетрадь:
15 марта
Классная работа.
- Но для начала мы должны подготовиться к предстоящему странствию.
И пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна для ума тренировка!
3. Минутка чистописания:
- Для того, чтобы наш шар полетел к первому чуду света, мы должны выбрать номер маршрута. Для этого из данных трёх чисел составим все возможные трехзначные номера маршрута.
3 4 7
347 374 437 473 734 743
- Назовите самое большое число, самое маленькое.
- Охарактеризуйте самое маленькое число, назовите соседей, разрядные слагаемые.
- Охарактеризуйте самое большое число, назовите соседей, разрядные слагаемые.
- «Число 7 считалось особым у многих народов древнего мира. У египтян оно рассматривалось, как сумма двух «жизненных чисел» 3 и 4: 3 человека – отец, мать и ребёнок – семья, основа жизни, а 4 – число сторон света и направлений ветра».
« Древние математики считали треугольник и четырёхугольник проявлением совершенства. Поэтому сумма 3 и 4 воспринималось ими как священное».
Устная задача:
Отправляясь в путешествие, мы должны вычислить среднюю скорость, с которой будет двигаться наш корабль.
Задача. От пристани отошёл корабль, которому нужно пройти до первой остановки за 6 часов 480 км. С какой скоростью он должен двигаться, чтобы уложиться во времени?
Скорость | Время | Расстояние |
? км/ч | 6 ч | 480 км |
Решение.
480:6= 80(км/ч)
Ответ: 80 км/ч скорость корабля.
- Итак, мы с вами достигли первого чуда света
Сообщение ученика:
Висячие сады Семирамиды существовали в Вавилоне, ныне государство Ирак. Правитель создал эти сады в качестве доказательства чувств к жене, томящейся по родине, которая, согласно легенде, обожала родные леса и розы. Вплоть до 20 века они считались выдумкой, а их описание просто разыгравшейся фантазией. Но, находка немецким археологом останков этих садов смогла доказать реальное существование этого «чуда света».
«Растения росли высоко над землёй, вознесённые в воздух. Здесь имелись каменные столбы, которые держали всю постройку. На них крепили пальмовые балки, на которых лежал слой земли, с посаженными растениями, росшими вверх и вниз, не касаясь земли. Ежегодно 1000 рабов качали воду из глубокого колодца на нижние террасы.
Висячие сады были уничтожены наводнениями Ефрата , вода в котором, во время паводка, поднимается на 3-4 м. И теперь, представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии).
- Устный счёт:
- Чтобы узнать в какой стране находится второе чудо света, необходимо выполнить следующее задание.
- При правильном решении задания будет открываться карточка с буквой.
630 : 7 | Т |
53 х 100 | У |
125 х 3 | Р |
840 : 2 | Ц |
9800 : 10 | И |
45 х 4 | Я |
Сообщение ученика:
2 чудо света – храм Артемиды в Эфесе (ныне территория современной Турции). Такого блистательного храма в древности не было. Он был построен из мрамора и дерева. Чтобы описать облик храма археологам понадобилось море воображения. Кровля была покрыта мраморной черепицей. Греки воздвигли храм в знак благодарности греческой богине Артемиде. Строился храм 120 лет, а простоял 500. Имел он прямоугольную форму. Храм Артемиды разрушали дважды.
Б) задачи:
- Один грек стоит на одной ноге и весит 75 кг. Сколько весит грек, стоя на двух ногах? (75 кг)
- Шёл грек в Эфес и повстречал 7 девушек. У каждой из них было по мешку. А в мешке по коту. Сколько живых существ направлялось в Эфес? (1 человек)
- У греческой красавицы в сумочке за 1 час тает 100 монет. За сколько часов у неё растает 1500 монет? ( за 15 часов)
- Определение темы и постановка учебной задачи.
- Для того, чтобы узнать следующее чудо света и определить тему нашего урока, нужно разгадать шифр. Для этого нам потребуется вспомнить таблицу умножения:
56 | 54 | 30 | 27 | 48 | 15 | 24 | 42 | 12 |
- Чтобы узнать, какую букву представляет число 15, нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 15, т. е. 3 * 5 = буква З.
Ключ к шифру:
5 | 2 | 8 | 6 | 9 | |
6 | н | е | ж | б | м |
7 | д | р | у | и | с |
3 | е | т | н | ф | о |
56 | 54 | 30 | 27 | 48 | 15 | 24 | 42 | 12 |
у | м | н | о | ж | е | н | и | е |
- Хорошо! Давайте попробуем решить данные примеры:
325 х 10 56 х 12 9 х 9 35 х 7 6 х 5 24 х 5 75 х 100 87 х 14
- Запишите и вычислите примеры.
- Какая возникла проблема?
- Не можем посчитать примеры: 56 х 12 и 87 х 14!
- Значит какую цель поставить перед собой на сегодняшнем уроке? То есть чему мы должны научиться? (Научиться умножать многозначные числа на двузначные)
«Мозговой штурм»:
- Что для этого надо вспомнить?
А) таблицу умножения
Б) способы умножения
- Какие способы вы можете предложить?
- Калькулятор!
- Да, это самый лёгкий способ. Но калькулятор может поломаться, его можно забыть!
- Мы можем разложить второй множитель на разрядные слагаемые!
- Давайте попробуем:
56 х 32 = 56 х (10 + 2) = 56 х 10 + 56 х 2 = 560 + 112 = 672.
- Это удобно?
- Нет!
- Затрачивается много времени!
- Есть другой способ вычисления - запись в столбик.
- Ребята, есть два варианта: рассказываю я и пробуете сами.
- Дети пробуют сами.
- Ребята, для того, чтобы правильно вычислить, нужно придерживаться алгоритма.
56
32
112
168_
1792
- Давайте прочитаем алгоритм умножения на двузначное число в учебнике на стр 44.
- Дети самостоятельно читают.
- Мы успешно справились с заданием и наш шар очутился в стране, где находится и по сей день третье чудо света.
Сообщение ученика:
Это Египет. Египетские пирамиды - единственное творение, которое не разрушило время. Они существуют и в наши дни. Возраст самой древней пирамиды- около 4000 лет. Высота пирамиды примерно 136 м. На строительство пирамиды ушло 2.300.000 плит весом 2,5 тонны, прямоугольной формы. Пирамида – это огромная гробница, построенная в качестве усыпальницы египетских фараонов. Египтяне считали, что умерший человек продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Фараон-олицетворение бога на земле-после своей кончины должен отправиться к божествам. Пирамида-это лестница, по которой он должен был взойти на небо. Пирамиды не дают тени.
- Физ минутка «Как живёшь?»
- Этап закрепления.
- Где на уроках математике нам может пригодиться этот навык?
- В решении примеров, уравнений, задач.
- А где может пригодиться в жизни? (ответы детей)
А) Решение уравнения.
Несчастной оказалась судьба и 4 чуда света – статуи Зевса в Олимпе. Статуя Зевса сгорела. Его трон украшали сказочные сюжеты. Одежда и волосы были из золота, обнажённые части тела – из слоновой кости, трон – из кедра и драгоценных камней. Сидящий Зевс был высотой, равной корню следующего уравнения (14 метров)
- Решаем по вариантам, обмениваемся тетрадями, выставляем друг дружке отметку.
- Сверяемся с доской.
Б) Решение задачи на встречное движение:
5 чудо света – Колосс Родосский. Остров Родос лежит в бескрайнем море. Статую изготовил один человек – ХаресЛиндс, потратив 12 лет. Статуя изображала фигуру мужчины с факелом в вытянутой руке. Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы гавани, и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплыть под ним. Каждый палец Гелиоса был больше роста взрослого человека Простояла она 66 лет. Во время землетрясения статуя упала, а завоеватели острова продали остатки как «лом».
- Давайте попробуем решить задачу на встречное движение.
С острова Родосс и с острова Карпатос, расстояние между которыми 312 км, вышли навстречу 2 корабля. Скорость одного 35 км/ч, скорость второго - на 17 км/ч больше. Через какое время встретятся два корабля?
- Дети решают задачу в группе.(составить чертёж, записать решение и ответ)
В) Решение задачи на движение в противоположных направлениях:
Сообщение ученика:
6 чудо света – мавзолей в Галикарнасе (территория современной Турции). Греки отличались умением строить величественные здания. Этот мавзолей был воздвигнут после смерти императора по приказу убитой горем жены царя. 1 этаж был усыпальницей Мавсола, на 2 этаже, окружённом колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша выстроена в форме пирамиды. На пике которой сооружена колесница, запряжённая 4 конями, а в повозке – статуи Мавсола и Артемиды. Мавзолей разобрали в XV в. крестоносцы для постройки крепости
Две колесницы выехали из одного пункта. Скорость одной колесницы - 23 км/ч, скорость второй – 29 км/ч. Какое расстояние будет между колесницами через 12 часов?
- Дети решают самостоятельно.
Г) Решение задачи на нахождение периметра и площади фигуры:
Последнее чудо имеет в основании прямоугольную форму. Если мы найдём периметр и площадь квадрата, то сможем узнать о 7 чуде света.
- Первый этаж был высокий, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями.Вид конструкции имел почти квадратную форму. Найди периметр и площадь первого этаж.
- Дети выполняют задание.
Сообщение ученика:
7 чудо света, увидеть в реальности тоже, увы, невозможно – маяк на острове Фарос. Высота маяка была равна 135 м. Его свет был виден за 55 км. Маяк имел основание в форме квадрата со сторонами равными высоте маяка. На нём стоял дворец, из его центра поднималась башня, сужающаяся кверху. Землетрясение разрушило маяк. Только в наше время ныряльщиками были обнаружены останки маяка – куски колонн.
Заключительное слово учителя:
А сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие.
Показ видео.
Я хочу выявить самый лучший бортовой журнал. Вот и закончилось наше путешествие. Теперь вы знаете, как выглядели 7 чудес света древности. Это прекрасные творения человеческого разума и рук. Только сообща люди могли создать такие сооружения. А мы, сегодня работая сообща, смогли выполнить все задания и увидеть эти чудеса. Очень жаль, что 6 из них не сохранились до наших дней. Очень долгое время не утихали споры о том, какое же сооружение заслуживает статуса 8 чуда света. Но ни один современник не решился ответить на этот вопрос. Поэтому и возник фразеологизм «Открыл восьмое чудо света»! В образной речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное. Отсюда же возникло выражение восьмое чудо, употребляемое в том же значении и нередко иронически.
- Но любое начинание, будь то строительство, медицина и т д. Всё в нашей жизни строится на простых математических правилах, на таблице умножения. И сейчас мы с вами это проверим, на какую отметку вы претендуете, а помогать мне в этом будет ваш будущий учитель по математике.
- Учитель диктует таблицу умножения, а дети закрашивают определённый сектор в карточке. Если ребёнок выполняет всё верно – из закрашенных секторов получается цифра «5».
Рефлексия.
| активно / пассивно |
| доволен / не доволен |
| интересный / неинтересный |
| понятный / непонятный |
|
|
Д/з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Письменное умножение на двузначное число».
Место в системе уроков: второй урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число» ЦЕЛИ УРОКА. Образовательная: ·...
Урок математики в 4 классе "Письменное умножение на двузначное число"
Цели урока: повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число; закрепить навык письменного умножения на двузначное число; закрепить умение решать задачи на движение в противополо...
конспект урока математики "Письменное умножение на двузначное число" 4 класс
урок математики 4 класс...
Письменное умножение на двузначное число
Письменное умножение на двузначное число...
Презентация к уроку "Письменное умножение на двузначное число"
Презентация к уроку...
Урок математики в 4 классе по теме: Закрепление и систематизация знаний по теме «Письменное умножение на двузначное число».
Урок-закрепления в 4 классе. Показаны разные виды работы на уроке математики с детьми в классе КРО,...