Математика 2014 - 15 уч. год 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Королевская
средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета от 27.08. 2014 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Королевской сош _________ Ю. А. Ладыгин 28.08. 2014 |
Рабочая программа
Математика, 3 класс, начальное общее
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Кирюшина Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
пос. Королёвский 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), авторской программы М.И.Моро, М.А. Бантовой, Г.В.Бельтюковой «Математика» Москва. «Просвещение 2011 г.(«Школа России»), примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения; развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).
На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Учащиеся:
- научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона;
- узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий;
- научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия;
- усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением;
- освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.
Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений:
- осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи);
- моделировать представленную в тексте ситуацию;
- видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные;
- составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия;
- записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);
- производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения;
- самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях.
Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений:
- сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.);
- выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию;
- анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами;
- формулировать выводы;
- делать обобщения;
- переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения.
Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).
Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.
Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел.
Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.
Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе 132 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 136 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание курса
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование
№ раздела п/п |
Название темы раздела | Количество часов |
1. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 8 |
2. | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 56 |
3. | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 |
4. | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 |
5. | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 10 |
6. | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 12 |
7. | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | 10 |
Итого | 136 |
Поурочно – тематическое планирование
№ темы урока п\п | № раздела и темы урока п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | ||||
| |||||||||
1 | 1.1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера | |||||
2 | 1.2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. | 1 | ||||||
3 | 1.3 | Решение уравнений. | 1 | ||||||
4 | 1.4 | Уравнения. Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | ||||||
5 | 1.5 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. | 1 | ||||||
6 | 1.6 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | ||||||
7 | 1.7 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | 1 | ||||||
8 | 1.8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
| |||||||||
9 | 2.1 | Умножение. Связь умножения и сложения. Задачи на умножение. | 1 | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. | |||||
10 | 2.2 | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа. | 1 | ||||||
11 | 2.3 | Таблица умножения и деления с числами 2 и 3. | 1 | ||||||
12 | 2.4 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Табличные случаи умножения и деления с числами 2 и 3. | 1 | ||||||
13 | 2.5 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество, общая масса. | 1 | ||||||
14 | 2.6 | Порядок выполнения действий. Решение задач изученных видов. | 1 | ||||||
15 | 2.7 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Решение задач. | 1 | ||||||
16 | 2.8 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
17 | 2.9 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
18 | 2.10 | Проверочная работа №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | ||||||
19 | 2.11 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | ||||||
20 | 2.12 | Закрепление по теме «Табличные случаи умножения и деления с числами 2, 3 и 4». | 1 | ||||||
21 | 2.13 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | ||||||
22 | 2.14 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. Табличные случаи умножения и деления с числами 2,3 и 4. | 1 | ||||||
23 | 2.15 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | ||||||
24 | 2.16 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | 1 | ||||||
25 | 2.17 | Задачи на кратное сравнение. Таблица умножения и деления (изученные случаи). | 1 | ||||||
26 | 2.18 | Решение задач на кратное сравнение. Таблица умножения и деления (изученные случаи). | 1 | ||||||
27 | 2.19 | Решение задач на разностное и кратное сравнение. Таблица умножения и деления (изученные случаи). | 1 | ||||||
28 | 2.20 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | ||||||
29 | 2.21 | Решение задач изученных видов. Таблица умножения и деления с числами 2,3,4,5 и 6. | 1 | ||||||
30 | 2.22 | Решение задач на приведение к единице. | 1 | ||||||
31 | 2.23 | Решение задач изученных видов. Табличные случаи умножения и деления. | 1 | ||||||
32 | 2.24 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | ||||||
33 | 2.25 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. Проект «Математические сказки». | 1 | ||||||
34 | 2.26 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
35 | 2.27 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
36 | 2.28 | Контроль и учёт знаний №2. | 1 | ||||||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение) – (28 ч) | |||||||||
37 | 2.29 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||||
38 | 2.30 | Площадь. Сравнение площадей фигур на глаз, наложением и с помощью подсчёта выбранной мерки. Решение задач изученных видов. | 1 | ||||||
39 | 2.31 | Квадратный сантиметр. Решение задач. | 1 | ||||||
40 | 2.32 | Площадь прямоугольника. Решение задач. | 1 | ||||||
41 | 2.33 | Умножение восьми и на 8, соответствующие случаи деления. | 1 | ||||||
42 | 2.34 | Решение задач. Таблица умножения и деления с числами 2,3,4,5,6,7 и 8. | 1 | ||||||
43 | 2.35 | Табличные случаи умножения и деления с изученными числами. Решение задач. | 1 | ||||||
44 | 2.36 | Умножение девяти и на 9, соответствующие случаи деления. | 1 | ||||||
45 | 2.37 | Квадратный дециметр. Решение задач. | 1 | ||||||
46 | 2.38 | Таблица умножения. Решение задач. | 1 | ||||||
47 | 2.39 | Квадратный метр. Соотношение между единицами площади. | 1 | ||||||
48 | 2.40 | Решение текстовых и геометрических задач. | 1 | ||||||
49 | 2.41 | Умножение на 1. Решение задач. | 1 | ||||||
50 | 2.42 | Умножение на 0. Деление нуля на число. Решение задач. | 1 | ||||||
51 | 2.43 | Решение задач на нахождение суммы двух произведений. Повторение. | 1 | ||||||
52 | 2.44 | Решение задач на нахождение суммы двух произведений. Повторение. | 1 | ||||||
53 | 2.45 | Доли. Образование и запись долей. Сравнение долей. | 1 | ||||||
54 | 2.46 | Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля. | 1 | ||||||
55 | 2.47 | Диаметр окружности (круга). Решение задач с долями. | 1 | ||||||
56 | 2.48 | Единицы времени: год, месяц, сутки. | 1 | ||||||
57 | 2.49 | Единицы времени: год, месяц, сутки. | 1 | ||||||
58 | 2.50 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
59 | 2.51 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
60 | 2.52 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
61 | 2.53 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
62 | 2.54 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
63 | 2.55 | Проверочная работа №3 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | ||||||
64 | 2.56 | Контроль и учёт знаний №4. | 1 | ||||||
| |||||||||
65 | 3.1 | Умножение и деление на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулем. | 1 | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. | |||||
66 | 3.2 | Случаи деления вида 80 : 20. | 1 | ||||||
67 | 3.3 | Умножение суммы на число. Использование различных способов умножения суммы на число в решении задач. | 1 | ||||||
68 | 3.4 | Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач. | 1 | ||||||
69 | 3.5 | Закрепление по теме «Умножение двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное». | 1 | ||||||
70 | 3.6 | Деление суммы на число. | 1 | ||||||
71 | 3.7 | Использование правила деления суммы на число в решении задач. | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | |||||
72 | 3.8 | Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач. | 1 | ||||||
73 | 3.9 | Делимое. Делитель. | 1 | ||||||
74 | 3.10 | Проверка деления. Решение уравнений. | 1 | ||||||
75 | 3.11 | Деление вида 87:29 (способом подбора). | 1 | ||||||
76 | 3.12 | Проверка умножения. Решение уравнений. | 1 | ||||||
77 | 3.13 | Решение уравнений разных видов. | 1 | ||||||
78 | 3.14 | Закрепление по теме «Решение уравнений разных видов». | 1 | ||||||
79 | 3.15 | Закрепление по теме «Приемы внетабличного умножения и деления». | 1 | ||||||
80 | 3.16 | Деление с остатком. Приемы внетабличного умножения и деления. | 1 | ||||||
81 | 3.17 | Деление с остатком. Правило остатка. | 1 | ||||||
82 | 3.18 | Деление с остатком с опорой на знания табличного умножения и деления. | 1 | Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | |||||
83 | 3.19 | Решение задач на деление с остатком. Приемы внетабличного умножения и деления. | 1 | ||||||
84 | 3.20 | Случаи деления с остатком, когда делитель больше делимого. Проверка деления с остатком. | 1 | ||||||
85 | 3.21 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
86 | 3.22 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
87 | 3.23 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. Проект «Задачи-расчёты». | 1 | ||||||
88 | 3.24 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
89 | 3.25 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||||||
90 | 3.26 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | ||||||
91 | 3.27 | Проверочная работа №5 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | ||||||
| |||||||||
92 | 4.1 | Новая единица счета – тысяча. Образование названия трёхзначных чисел. | 1 | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать сё или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | |||||
93 | 4.2 | Запись трёхзначных чисел. | 1 | ||||||
94 | 4.3 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Десятичный состав трехзначных чисел. | 1 | ||||||
95 | 4.4 | Натуральная последовательность трехзначных чисел. | 1 | ||||||
96 | 4.5 | Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз. Решение задач. | 1 | ||||||
97 | 4.6 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Запись трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | ||||||
98 | 4.7 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений, основанные на знании разрядных слагаемых. | 1 | ||||||
99 | 4.8 | Письменная нумерация в пределах 1000. Сравнение трехзначных чисел. | 1 | ||||||
100 | 4.9 | Единицы массы. Грамм. Решение задач. | 1 | ||||||
101 | 4.10 | Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
102 | 4.11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||||||
103 | 4.12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||||||
104 | 4.13 | Проверочная работа №6 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | 1 | ||||||
Сложение и вычитание – (10 ч) | |||||||||
105 | 5.1 | Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000, основанные на знании нумерации. | 1 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | |||||
106 | 5.2 | Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200. | 1 | ||||||
107 | 5.3 | Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90. | 1 | ||||||
108 | 5.4 | Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140. | 1 | ||||||
109 | 5.5 | Приемы письменных вычислений в пределах 1000. Решение задач. | 1 | ||||||
110 | 5.6 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. Решение задач. | 1 | ||||||
111 | 5.7 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние). | 1 | ||||||
112 | 5.8 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | ||||||
113 | 5.9 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||||||
114 | 5.10 | Взаимная проверка знаний №7 «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | 1 | ||||||
| |||||||||
115 | 6.1 | Работа над ошибками. Приемы устного умножения и деления трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, сводимых к табличному умножению и делению. | 1 | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора | |||||
116 | 6.2 | Приемы устного умножения и деления трехзначных чисел, сводимых к свойствам умножения и деления суммы на число. | 1 | ||||||
117 | 6.3 | Прием устного деления трехзначных чисел методом подбора. | 1 | ||||||
118 | 6.4 | Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. | 1 | ||||||
119 | 6.5 | Прием письменного умножения трехзначных чисел на однозначное без перехода через разряд. | 1 | ||||||
120 | 6.6 | Алгоритм письменного умножения трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | 1 | ||||||
121 | 6.7 | Закрепление по теме «Приемы письменного умножения в пределах 1000». | 1 | ||||||
122 | 6.8 | Прием письменного деления трехзначного числа в пределах 1000. | 1 | ||||||
123 | 6.9 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | 1 | ||||||
124 | 6.10 | Приемы письменного деления в пределах 1000. Проверка деления. | 1 | ||||||
125 | 6.11 | Закрепление по теме: «Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000». Знакомство с калькулятором. | 1 | ||||||
126 | 6.12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | ||||||
Проверка знаний – (1 ч) | |||||||||
127 | 7.1 | Повторение по теме «Нумерация чисел». | 1 | ||||||
128 | 7.2 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». Комплексная контрольная работа | 1 | ||||||
129 | 7.3 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000». | 1 | ||||||
130 | 7.4 | Итоговая контрольная работа №8 за курс 3 класса. | 1 | ||||||
131 | 7.5 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000». | 1 | ||||||
132 | 7.6 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Решение уравнений, задач». | 1 | ||||||
133 | 7.7 | Повторение по теме «Решение уравнений». | 1 | ||||||
134 | 7.8 | Повторение по теме «Правила о порядке выполнения действий». | 1 | ||||||
135 | 7.9 | Повторение по теме «Величины» | 1 | ||||||
136 | 7.10 | Повторение по теме «Доли» | 1 | ||||||
Итого | 136 |
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание | |
Книгопечатная продукция | ||
Примерные программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010г (Стандарты второго поколения) «Школа России» Сборник рабочих программ Москва. «Просвещение», 2011г | В программе определены цели и задачи курса; рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения; представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | |
Учебники М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. Учебник «Математика» (в двух частях) М.: Просвещение, 2012г | В учебниках представлен материал, соответствующей программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку УУД, на развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности. | |
Рабочие тетради Моро М. И., Волкова С. И. Рабочая тетрадь (в двух частях) М.: Просвещение, 2012г | Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки УУД. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебников. | |
Методические пособия для учителя: Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко Поурочные разработки по математике Москва. «Вако». 2013г Т.Н.Ситникова Контрольно-измерительные материалы 3 класс Москва. « Вако». 2013г | ||
Технические средства обучения: Классная доска, мультимедийный проектор, компьютер | ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности) Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике (по возможности) Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике | Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в измененных условиях, самоконтроль. | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Набор цифр, наборное полотно, набор предметных картинок Демонстрационная оцифрованная линейка | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой, компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демоверсия-математика 2014
Краевая контральная работа по математике 4 класс 2014г....
Задание на лето для моих учеников (по математике -2014)
5000 примеров и задач для вас, дорогие мои ученики. Не скучайте!...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Урок по математике для 3-го класса по теме «Трёхзначные числа». Тематика «Олимпийские зимние игры 2014»
Тип урока: "Урок-игра" Знакомить детей с золотыми призерами Олимпиады 2014г. Учащиеся учатся читать и записывать трехзначные числа. Учатся работать в парах. Формирование познавательного интереса к люд...
Школьный тур городской олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс 2014-2015 уч. год
Школьный тур городской олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс 2014-2015 уч. год...
Математика 2014 - 15 уч. год 2 класс
Программа составлена по УМК "Школа России"...