Роль устных упражнений на уроках математики.
статья по математике ( класс) на тему
Формирование вычислительных навыков – одна из важных задач курса математики.
Повышение качества обучения математике в начальных классах зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ustnyh_uprazhneniy_na_urokah_matematiki.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль устных упражнений на уроках математики.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в период обучения в начальной школе на каждом уроке математики необходимо выделять 5 -10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Это программное требование реализуется на этапе уроке, традиционно называющемся устным счётом. Основные задачи этого этапа:
1.Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя.
2.Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Эти задачи определяют подготовку и проведение этого этапа урока.
Рационально подобранное содержание, умелый отбор соответствующих методов, форм организации и средств обучения позволит успешно решить основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.
Рационально подобрать содержание – это значит выполнить следующие требования:
1.Объём предполагаемых заданий должен быть необходимым и достаточным для дальнейшей работы на уроке.
2.В системе предложенных для устного счёта заданий должно быть чётко определено место каждого из них.
3. Отбор материала должен быть осуществлен с учётом преемственности и перспективности в изучении материала.
Формы и методы, средства обучения полностью подчинены тем основным дидактическим целям, которые стоят на данном этапе урока перед учителем.
Формирование вычислительных навыков – одна из важных задач курса математики.
Повышение качества обучения математике в начальных классах зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьников.
Большую роль в повышении вычислительных навыков учащихся играет установление тесной связи между арифметическими действиями и свойствами натуральной последовательности чисел, а также использование в процессе обучения опорных сигналов.
В пределах первого десятка учащиеся не только изучают приемы сложения и вычитания, но и запоминают результаты этих действий. Для быстрого формирования автоматизированных знаний результатов сложения и вычитания однозначных чисел важно научить учащихся пользоваться последовательностью чисел для получения результатов действий.
Для этого можно использовать игры: «Назови соседей», «Рассели жильцов». На этапе закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 10 можно провести игру «Кто первым придёт к финишу?»
Важность использования последовательности чисел при формировании вычислительных навыков определяется тем, что учащиеся могут «шагать не только по записанным цифрам, но и по числам, которые они могут себе представить и мысленно прошагать как в целях проверки устных вычислений, так и для выполнения вычислений в наиболее трудных случаях сложения и вычитания». Опора на последовательность чисел позволяет добиваться правильности вычислений, проверки ответов, которые учащиеся дают по памяти.
Формирование вычислительных навыков – трудоёмкая и скучная работа, если не вносить разнообразия в её организацию.
Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.
Математические задания расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, удивительные квадраты по сложению и умножению третьего и четвёртого порядков, блок-схемы – простые, с условием без цикла и с циклом, двумя условиями и с двумя циклами и т.д. Все математические задания разные.
В заданиях для учащихся 1-4 классов даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях.
На занятии учащиеся выполняют математические задания, чередуя и х с некоторой информацией о животных или событиях: в форме беседы, что даёт возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
«При соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт создания интереса к учению и повышению познавательной активности» - так утверждает профессор С.П.Баранов, и с этим нельзя не согласиться.
Задание
Какая птица может ходить по дну водоёма?
Воробей – 3
Оляпка – 4
Сорока – 5
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров:
8 - 6 … +7 … - 6 … +5 … - 4
Результат последнего действия, число 4, соответствует слову оляпка.
Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, т.к. они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.
При разнообразной подаче математического задания и информации, а также эмоциональном воздействии на детей дополнительные сведения способствуют повышению познавательной активности, т.к. в этих заданиях, во-первых, заложена смена деятельности детей (они слушают, читают, говорят, считают, составляют примеры, решают их и записывают результаты), во-вторых, дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнавать новое – одна из воспитательных задач этих заданий.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.
С этой целью нужно использовать в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок игр и игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
«Полёт в космос».
Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и приглашают ребят совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте раздели класс на 2 команды и выберем от каждой по 5 представителей и по 1 капитану. Даётся сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив примеры, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полёт.
С большим желанием дети решают задачи, где математическое содержание преподносится в стихотворной форме.
Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках теперь ползает жучок?
Игры и игровые упражнения помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки, пробуждать интерес к учению.
Занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться. С помощью игры дети приобретают определённые знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными. Однако игра не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение, т.к. они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов и др. Устные вычисления способствуют лучшему усвоению приёмов письменные вычислений, т.к. последние включают в себя элементы устных вычислений.
Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.
Большую роль в развитии мышления учащихся на уроках математики играют систематические и целенаправленные устные упражнения. Работа по культивированию устных вычислений должна проводиться постоянно и органически увязываться с программным материалом.
Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные более современными. А это важнейшее условие сознательного освоения материала. Чтобы учащиеся умели сознательно, правильно и бегло считать в уме, надо знакомить их с новыми приёмами устных вычислений и закреплять умения использовать эти приёмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет к урокам математике 4 класс
Презентация для устного счета по математике в 4 классе...
карточки для устного счета на уроках математики
Данный материал содержит карточки для организации учтного счета в 1-2 классах....
«Роль устных упражнений при изучении математики.»
Статья предназначена для учителей начальных классов....
Роль устных упражнений при изучении математики.
Данная статья окажет помощь учителю начальной школы в организации устного счета на уроках математики....
Использование различных видов устных упражнений на уроках математики
Учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений. При выполнении устных упражнений развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать ...
Формирование навыков устного счета посредством интерактивных упражнений на уроках математики во 2 классе
В современном образовательном процессе важное место занимает развитие навыков устного счета у младших школьников. Особенно это актуально для второго класса, когда дети начинают осваивать более сложные...