Роль устных упражнений при изучении математики.
статья по математике на тему

Кузина Марина Владимировна

Данная статья окажет помощь   учителю начальной школы в  организации  устного  счета  на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_ustnyh_uprazhneniy_pri_izuchenii_matematiki.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 МОУ «СОШ с.Преображенка Пугачевского района Саратовской области»

 Кузина Марина Владимировна

Тема статьи: «Роль устных упражнений при изучении математики.»

Перемены в жизни современной школы требуют от учителя умения придать учебно - воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Большую роль в деле развития мышления учащихся на уроках математики может сыграть проводимый устный счёт с элементами игры. Стараюсь сделать его доступным, интересным для каждого ученика и на каждом уроке.

Развивать навыки устного счёта, самостоятельность мышления, расширять кругозор детей помогают математические цепочки. К цепочке даны три ответа, рядом с каждым ответом - число. Один из ответов верный. А как узнать какой? Для этого надо выполнить вычисления. Ученики выполняют вычисления и приходят к правильному результату - ответу. Тогда я кратко и чётко даю сведения о том животном или событии, которое зашифровано в ответе. Математические цепочки позволяют не только формировать навыки устного счёта, но и решать воспитательные и образовательные задачи.

Например, математические цепочки по теме: « Табличное умножение и деление».

- Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?

  1.  Жираф.

6. Верблюд.

  1.  Носорог.

: + : + : *

39—1—56—5—80—1—2—6—10—14

Детям очень нравится такая форма проведения устного счёта.

Большинство игр, которые я провожу, заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней!», « Кто быстрей!», « Отвечай сразу!».

При закреплении знания таблицы умножения используются игры: « Кто в домике живёт?», « Поймай рыбку».

В каждый этап урока стараюсь подобрать занимательные задания, которые способствовали развитию математического мышления детей.

1. Маша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были трёхколёсные и двухколёсные велосипеды, а всего было 8 колёс. Сколько было велосипедов трёхколёсных? ( Два).


  1. Сколько цифр использовано в записи чисел 22, 425? Что обозначают в записи чисел каждая из цифр?
  2.  В каждой записи поменяй местами две цифры, чтобы равенства были верными: 69 : 7= 1        6 * 1 = 58

63: 7=9        8        *        7        =        56

  1.  Расположите карточки так, чтобы произведения возрастали. Можно будет потом прочитать текст.

8 * 6 7 * 6 6 * 3 9 * 7        9 * 6        8 * 7        7        *        7        

л о м ц        д        е        о

  1.  При подготовке к контрольной работе решаем столько заданий, сколько букв в словах « Подготовка к контрольной работе».

На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус.

Для более прочного усвоения геометрического материала использую такие задания:

  •  Из каких фигур состоит рисунок кошки? ( Круг, прямоугольник, треугольники).
  •  Какие геометрические фигуры изображены на рисунке? ( Квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг).

-По каким признакам можно сравнивать данные геометрические фигуры?

( Форма, цвет, размер).

  •  Какая геометрическая фигура, по вашему мнению, лишняя? Почему?
  •  Как одним словом можно назвать остальные фигуры?
  •  Чем эти геометрические фигуры похожи.
  •  Чем эти фигуры отличаются друг от друга?

Многие игры и упражнения строю на материале различной трудности, что даёт возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому- уверенно приступают к выполнению упражнения. Важно, чтобы на уроке дети думали и работали.

Работа над задачами - неотъемлемая часть устных упражнений. Даю больше простых задач, устное решение которых позволяет ученикам осмыслить каждое математическое действие и подготавливает их к решению задач более сложных.

В целях выработки у учащихся умения решать задачи ввожу в устные упражнения такие задания, которые формируют у детей умение уверенно и точно переводить на язык математических действий слова - понятия, характеризующие отношения между

величинами: « больше во столько-то раз», « меньше на столько-то единиц». Например: Найдите число, которое больше числа 12 в 7 раз.

Число 23 увеличить в 3 раза. На сколько 30 меньше 45? Во сколько раз 24 больше 4? Число 32 уменьшить в 8 раз. Я задумала число, от него отняла 18, получила 5. Какое число задумано? Какое число больше 29 на 18? Какое число меньше 84 на 30?

Далее перехожу к устному решению текстовых задач разных видов:

** Маша нашла 8 грибов, а Саша 3 гриба. Сколько всего грибов нашли дети?

**Дети нашли 25 грибов. Из них 8 пожарили, а остальные засушили. Сколько грибов засушили?

**В одном аквариуме 16 рыбок, а в другом на 8 рыбок больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?

**В одном доме 9 этажей, а в другом на 4 меньше. Сколько этажей во втором доме?

**С одной грядки сорвали 12 огурцов, а с другой 18. На сколько меньше огурцов сорвали с первой грядки, чем со второй?

**В коробке было 6 карандашей, 4 карандаша взяли. Сколько карандашей осталось в коробке?

**На каруселях катались 25 детей. Когда несколько детей сошли, на каруселях осталось 10 детей. Сколько детей сошли с каруселей?

**В одном букете 3 тюльпана, а в другом в 5 раз больше. Сколько тюльпанов во. втором букете?

Составные задачи также включаю в устные упражнения. При этом выбираю достаточно знакомые виды задач, чтобы не останавливаясь на разборе, можно было проверить умения детей определять ход решения задачи и осуществлять выбор каждого действия.

При работе над задачами рекомендую следующие виды заданий:

**Придумать вопрос к задаче, предложенной учеником или учителем.

**К данному вопросу придумать разные условия задачи.

**Составить задачу на данное действие.

**Изменить вопрос так, чтобы задача решалась иначе.

**Составить задачи, обратные данной.

**Составить задачу по картинке.

**Решить задачу несколькими способами.

Устное решение задач способствует повышению интереса учащихся к математике. Устные упражнения способствуют развитию речи учащихся. Так, прочитать выражение 12+7 можно по- разному:

** к 12 прибавить 7. получится 19;

**12 увеличить на 7, получится 19;

** сумма чисел 12 и 7 равна 19;

** первое слагаемое 12. второе слагаемое 7, значение суммы равно 19.

Навыки правильной, точной и краткой речи, формируемые на уроках математики, оказывают положительное воздействие на общую речевую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Виды устных упражнений, использующиеся на уроках математики"

Доклад на тему "Виды устных упражнений, использующиеся на уроках математики" был написан на основе своего педагогического опыта.Помимо того,  что  устный  счет  на  уроках...

Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....

«Роль устных упражнений при изучении математики.»

Статья предназначена для учителей начальных классов....

Роль устных упражнений на уроках математики.

Формирование вычислительных навыков – одна из важных задач курса математики.Повышение качества обучения математике в начальных классах зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младш...

Использование различных видов устных упражнений на уроках математики

Учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений. При выполнении устных упражнений развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать ...

Устные упражнения по математике 1 класс

Задания по математике в виде теста. C использованием оборудования MIMIO...