Математика и конструирование.
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа " Математика и конструирование" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matem._i_konstr.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы факультативного курса «Математика и конструирование», авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В.Степанова, принадлежащей системе учебников «Школа России».
Курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе, программа которого рассчитана на 4 класса начальной школы (1 ч в неделю в каждом классе), курс обеспечен специальными пособиями для учащихся и учителя.
Целью курса «Математика и конструирование», является создание условий для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, формирование элементов конструкторских и графических умений, развитие воображения и логического мышления детей.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для 2 - 4 года обучения.
Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на 2014-2015 учебный год на изучение курса «Технология» отводится 34 часа, в неделю 1 час.
Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и мето- дических рекомендаций к ним для каждого класса.
В урочной деятельности учащихся предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз и др
Содержание курса имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время.
Содержание курса (34 часа)
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая (16 часов)
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование (18 часов)
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Требование к результатам обучения
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика и конструирование» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе являются формирование следующих умений:
- расширить геометрические знания и представления
- развивать на их основе пространственное воображение;
- формировать графическую грамотность и совершенствовать практические действия с чертёжными инструментами;
- овладеть различными способами моделирования,
- развивать элементы логического и конструкторского мышления.
Календарно - тематическое планирование учебного курса «Математика и конструирование»
во 2 классе (34 ч)
№ п/п | Дата проведения | Тематическое планирование | УУД | Примечание | |||
план | факт | ||||||
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | С. 4-9 | ||||||
Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | Приложение 4, с. 84, 85 | ||||||
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | С. 10-13 | |||||
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | С. 14-17 Приложение 1,с. 80-81 | ||||||
Свойство противоположных сторон прямоугольника. | С. 18-21 | ||||||
Диагонали прямоугольника и их свойства. | С. 22-23 | ||||||
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | С. 24-31 | ||||||
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | С. 32-34 | ||||||
Середина отрезка | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | С. 35-38 | |||||
Середина отрезка | |||||||
Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | С. 43-45 | ||||||
Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | С. 39-40 | |||||
Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | С. 42 | ||||||
Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | С. 31 | ||||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | С. 46-56 | |||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | |||||||
Построение прямоугольника, вписанного в окружность | |||||||
Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию | С. 57, 58, 64 | |||||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | |||||||
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля | С. 67-69 | |||||
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия | С. 70-76 | |||||
Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | |||||||
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия | С. 77-79 | |||||
Изготовление чертежа по рисунку изделия | |||||||
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | Дополнять чертёж недостающим размером | Приложения 2, 3 с. 82, 83 | |||||
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | |||||||
Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки | Приложения 5, 6 с. 86-89 | |||||
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | Приложение 7,с. 90-95 | |||||
Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | |||||||
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике и конструированию, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В пособии представлен учебный материал, соответствующий программе курса «Математика и конструирование», который создаёт условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогает формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей. |
Технические средства | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
1. Наборы счётных палочек. параллелепипед, пирамиду, цилиндр. |
Литература
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014.
Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП-Математика и конструирование-4 класс
МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ (34ч) Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы(1-4) 2ч. М.: Просвещение, 2002 г. Учебно-методический комплект:С.И.Волк...
Урок математики и конструирования в 1 классе.Тема: "Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга."
1 класс Тема: Окружность, круг. Деление круга на 2,4 равные части сгибанием. Аппликация на основе круга.Цель: - учить детей распознавать геометрические фигуры по их признакам...
Интеллектуальная игра" Поиски секретного оружия" по математике и конструированию в 1 классе
Урок разработан по типу спортивной игры, используются задания на актуализацию знаний, обобщение изученного материала. К уроку прилагается презентация....
Факультатив "Математика и конструирование" " Объемные и плоские фигуры. Веселые игрушки"
В ходе данного занятия учащиеся реализуют учебный кратковременный моно - прект. Дети работают по группам, создавая обьемные и плоскостные игрушки из геометрических фигур...
Презентация "Математика и конструирование".
Презентация к уроку математики в 3 классе....
Математика и конструирование.
Урок закрепления пройденного по теме "Математика и конструирование" для 3 класса. Может быть использован в различных УМК....
Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."
Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...