Урок по математике в 1 классе по теме"Величина.Масса.Килограмм."
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
по УМК «Школа 2100».
Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.
Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Задачи:
Учебные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.
Оборудование: учебник, тетрадь, комплекты геометрических фигур (разных по цвету, форме и размеру), карточки заданий по уровням сложности, интерактивная доска, компьютер, весы, гири, весы.
Ход урока:
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Вот книжки на столе ,а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.
- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)
- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)
- Сегодня, мы с вами – исследователи..
А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.
- Перед началом исследования проведём разминку.
2. Актуализация знаний.
Вычислите
4дм+5дм= 2см+5см=
9см_3см= 9кг+1 кг=
9-8= 7-5=
3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с массой.
- Рассмотрите внимательно эти шарика и сравните их. Что можно сказать? (, форма и размер одинаковые,а цвета разные).
?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти шарики ещё чем то отличаются разные. В чем же их отличия?
(Затруднение??? или предположения???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика).
- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- А как же называется такое свойство предметов?
На доске выставляется слово МАССА.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
-Что бы вы хотели узнать о массе?
Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)
- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?
(Величина – это такое свойство (признак ) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит, и предметы можно измерить и записать числом.)
- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.
* Физкультминутка
2. Проверка предположений.
1). - Давайте проверим это, а поможет нам вот такой прибор. Как он называется? (Весы)
История возникновения весов.
Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?
Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.
Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...
- Поработаем с бытовыми весами.
Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)
Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).
Коробки ставятся на чашечные весы.
-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)
- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?
Практическое задание:
-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.
- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?
- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов)
2). С.78 №1. Ребята читают задание.
- Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов.)
- Какой вывод сделаем? МАССА ЯБЛОКА РАВНА МАССЕ АПЕЛЬСИНА, МАССА ЯБЛОКА МЕНЬШЕ МАССЫ ГРУШИ, МАССА ЯБЛОКА БОЛЬШЕ МАССЫ КЛУБНИКИ.
ЗНАЧИТ: ВСЕХ ЛЕГЧЕ КЛУБНИКА, А ТЯЖЕЛЕЕ ГРУША.
2). №2. С. 78.
- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?
Ябл. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)
ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ 1 ЯБЛ. – 5 КЛУБНИК
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка – клубника)
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина»).
3). №3.С.78
- Выразите массу яблока в шоколадках.
Яблоко= 2 шоколадкам.
В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой0). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.
Яблоко = 2 шоколадки – записать на доске.
Получается, что 5 клубник=2 шоколадкам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???
(Нет, так как мы измеряли разными мерками).
- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!!!!!)
- Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.
Гимнастика для глаз (электронная).
3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм
(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)
- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)
- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).
- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)
- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется? (нет)
- 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)
В Математике принято записывать 1 кг ( записать в тетради).
Учитель показывает гирю в 1 кг. И даёт некоторым ребятам её подержать.
( остальные в перемену).
- В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1 кг!!!!
Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).
№5 с.79.
Можем ли теперь сравнить массу дыни и массу риса? (Да.) Почему? (Измеряли одинаковой меркой.)
-Ребята, какой меркой измеряют вес предметов? (Килограммом.)
Какова масса дыни? (3 кг.)
Масса риса? (2 кг) Сравните их массы. ( Запись в тетрадь.)
4. Первичное закрепление.
- Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?
- Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода.)
Физкультминутка
У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.
Работа в паре: уравновесь математические весы.( дифференциация по объёму)
Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы?
1 весы
2 весов
Индивидуальная самостоятельная работа по уровню сложности
1 уровень 2 уровень
1 кг + 5кг=….кг С 3кг + 1 кг = … кг Р
9 кг - 1кг = …кг А 5 кг + 2 кг = …кг М
3 кг – 2кг =…кг М 6 кг – 1 кг = … кг А
3 кг – 2 кг = … кг Е
8 кг – 5 кг = … кг К
2 | 6 | 10 | 10 | 6 |
|
7 | 1 | 4 | 3 | 4 |
5. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.
(Возвращаемся к схеме)
- А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?
- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы.
- Оцените свою работу на уроке при помощи улыбающихся рожиц.
Встаньте те, у кого она улыбается, ……
Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают,
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она…
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")
Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм»
Технологическая карта урокаматематики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм.»Дидактическая задача. Создать условия для ознакомления учащихся с новой величиной – массой и ее единиц...
Открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм."
УМК "Школа 2100" открытый урок по математике 1 класс по теме "Величины. Масса. Килограмм". Урок открытия нового знания...
конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач»
конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
конспект урока по математике 1 класс по теме"Знакомимся с числом и цифрой 0" Математика. 1 класс. 1-2 Часть - Рудницкая В.Н. и др
Урок разработан для сайта Учи.ру....
Открытый урок по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Масса. Килограмм»
Открытый урок по математике в 1 классе "Величина. масса. Килограмм"....